Зимняя цифра

Когда на улице лежит снег, а столбик термометра прочно убыл под ноль, хочется или сидеть дома, или — в крайнем случае — передвигаться короткими перебежками от порогов зданий к транспортным средствам и обратно. Не знаем, кто решил, что фотосъемка зимой — хорошая идея. Впрочем, это дело не наше. Мы постараемся помочь тем, кто, обуян священным безумием, потащил с собой на улицу камеру. Тем более что при грамотном подходе зимой можно снять настоящие шедевры.

Прелесть зимы — в звенящей тишине лесов и полей, в замерзших реках и снежных шапках на ветвях... Зимой даже животные становятся смелее: когда с едою напряженка, остальные страхи отходят на второй план. И живность, занятая добычей пропитания, становится куда как терпимее к соседству странных двуногих, оборудованных еще более странными хреновинами...

ХОЛОД — ВРАГ!

Фотоаппарату, в общем-то, все равно, какой там день на календаре. А вот температура имеет значение. Главная техническая проблема зимней фотосъемки, да и вообще эксплуатации техники при низких температурах, емкость замерзших аккумуляторов намного меньше их базовой емкости. При сильном морозе аккумулятор может не дать вам снять ни одного кадра, особенно если успел охладиться до температуры окружающей среды. Сделать с этим ничего нельзя, поэтому единственный способ борьбы с таким явлением — не давать аккумуляторам мерзнуть и держать запасной комплект батарей возле тела, где тепло. Двух комплектов должно хватить на съемочный день при условии эксплуатации в режиме «поснимал — поменял — отогрел». Имейте в виду: литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы имеют крайне ограниченный температурный диапазон и способны работать только до -10 градусов (некоторые, особенно неновые аккумуляторы, вообще не дают ток, как только температура падает ниже нуля). Никель-металлгидридные (NiMH) аккумуляторы переносят холод лучше, так что если ваш цифрокомпакт питается «пальчиками», вам повезло: емкость таких батарей падает, но не катастрофически.

Зимой бывает либо солнечно...

...либо пасмурно. Но все виды погоды пригодны для съемок

ЖК-дисплеи переносят холод хуже. С этим явлением вы наверняка знакомы «благодаря» мобильному телефону, который на холоде высвечивает имя звонящего секунд через пять, когда человек уже успевает повесить трубку. Промерзший дисплей основательно «тормозит», а его яркость и контрастность здорово падают. В этом плане повезло обладателям зеркалок и аппаратов с оптическими видоискателями: им дисплей для визирования не нужен. Остальным гражданам доступен единственный выход — не давать дисплею вымерзнуть.

Корпус тоже лучше не замораживать. Пластик, из которого сделаны корпусы большинства недорогих камер, становится на морозе чрезвычайно хрупким. Если штатив повалит ветром, камера может разбиться буквально вдребезги, а случайный удар о дерево, который она нормально перенесла бы в теплую погоду, в мороз может обернуться огромной трещиной.

Зимой животные из-за недостатка еды могут подходить к людям совсем близко

Но сказать «не давайте замерзать» легко, а вот сделать... Если требуется снять пару-тройку кадров, можно быстро вынуть камеру из-под куртки, сделать свое дело и спрятать аппарат обратно. А вот в случае более продолжительной фотосессии камера успеет промерзнуть, и когда вы снова уберете ее под куртку, водяной пар осядет на линзах, на корпусе и внутри него. Дистиллированная вода не проводит ток, так что замыкания можно не опасаться, но она все же способна причинить массу проблем. Когда вы достанете камеру в следующий раз, конденсат замерзнет, и тогда возможно все, вплоть до заклинивания механизмов. Так что если камере предстоит долгая и напряженная работа, лучше не допускать перепадов температур. Пусть она хранится в кофре или в рюкзаке, пусть лучше мерзнет, но хотя бы работает. Аккумуляторы же можно хранить отдельно. Если камера в замерзшем состоянии работать отказывается — значит, не судьба, такие у нее ограничения. Может, смазка механизмов загустела, а может, сконструирован аппарат специально для Африки.

И еще. Не закидывайте уже промерзший фотоаппарат на заднее сиденье машины! Лучше аккуратно упакуйте в багажник. Там, по крайней мере, не так тепло, как в салоне. Когда, наконец, вернетесь домой, не распаковывайте камеру сразу же. Дайте ей отогреться хотя бы час, лучше — два. И флэшку не вытаскивайте, пожалейте внутренности отсека. При резком перепаде температуры воздуха на холодных поверхностях камеры будет конденсироваться влага. Стоит ли рассказывать, насколько она вредна для любых узлов аппарата? Пусть прибор лежит себе в кофре, вы пока себя отогрейте (на этот счет советов не будет, сами все знаете).

Лед, снег и другие формы воды образуют порой причудливые формы и узоры. Пользуйтесь!

...ИЛИ ДРУГ?

Есть у холодной погоды и свои плюсы. Зимой уровень шумов матрицы ниже, чем летом, морозный воздух хорошо охлаждает пиксели. Короткий световой день — не проблема, так как можно использовать более высокие значения чувствительности. Снег хорошо отражает свет, поэтому с освещенностью обычно проблем нет. Кроме этого, снег — отличный фон. Объект съемки, если это, конечно, не белый медведь, на фоне снега будет здорово выделяться. Правда, тут есть одна тонкость. Снег отлично отражает свет и сам по себе довольно ярок, и в кадре его обычно бывает много. Он собьет экспонометр с толку — тот просто не заметит небольшую темную точку на фоне ярких снежных полей. В итоге при съемке объекта на снежном фоне вы получите очень контрастный кадр, практически лишенный деталей в тенях. Динамический диапазон матрицы невелик, и его точно не хватит для передачи всей широты яркости зимнего кадра. Поэтому следует либо использовать центровзвешенный экспозамер, либо вводить экспокоррекцию на 1-2 ступени в плюс. Именно это и делает компактная камера в «зимнем» сюжетном режиме. Снег, возможно, будет переэкспонирован, но вы не потеряете детали в тенях, без которых снимок станет бессмысленным. Впрочем, если снег переэкспонирован и похож на белую стенку, попробуйте сделать экспозицию поменьше и подсветить объект съемки вспышкой. Помните только, что вспышка способна помочь лишь в случае, когда расстояние до объекта — не больше трех метров.

А лучше езжайте зимой в горы, там и кадры хорошие есть, и слякоть отсутствует

Если вспышку использовать не хочется, можно воспользоваться преимуществами «цифры» сделать два одинаковых кадра и потом совместить их графическим редактором. Если есть поддержка RAW, пользуйтесь — снимайте в этом формате. Заодно и возможные проблемы с балансом белого поправите.

Кстати, о балансе белого. Вы можете положиться на автомат камеры, но лучше этого не делать. Зимой вам не нужен белый лист бумаги, чтобы настроить баланс вручную. Достаточно будет свежего снега (кроме тех случаев, когда съемки ведутся в окрестностях котельной — там и свежий снег вовсе не такой уж свежий...). Навели на сугроб, зафиксировали все, с балансом белого не будет проблем. Снег получится белым, возможно, с легким холодным оттенком, что, в общем-то, норма, потому что правда.

И даже после захода солнца интересные кадры никуда не деваются

***

Зимой в наших широтах бывает два вида погоды. Первый, наиболее приятный, — мороз и солнце, день чудесный, прямо по Александру Сергеевичу. В такие дни, как ни странно, наиболее интересно для съемок время, когда солнца на небе уже или пока нет. Закаты и восходы зимой восхитительны, и гадости всякой светорассеивающей в воздухе меньше, так что для пейзажей лучше предпочесть именно такое восходно-закатное освещение. Днем тоже бывает интересно, но не так, как утром или вечером. Кстати, после захода солнца тоже будет что поснимать: луна на безоблачном небе, да к тому же полная, дает достаточно света для получения восхитительных пейзажей. Только бленду не забудьте: заснеженные просторы производят массу разных бликов и могут дать неприятную паразитную засветку, из-за чего качество изображения резко упадет.

Второй вид погоды пасмурно и снежно. В такие дни снимать пейзажи сложно, а если снега много, то камеру из кофра вообще лучше не вытаскивать. Впрочем, попробуйте поснимать портреты — это может быть интересно. Зима — время еще и для горнолыжно-санных репортажей, но об этом все написано в статье про спортивную съемку, вышедшей двумя номерами ранее. Если вкратце, то решиться на спортивный репортаж зимой может только очень суровый экстремал («Экстремаю, и буду экстремать!»), не боящийся угробить себя и свою камеру. Если вы из таких — нам нечего посоветовать вам, коллега, вы и так все знаете. Если нет, совет только один: дважды подумайте, стоит ли снимать спорт иначе, чем с позиции пассивного наблюдателя. А с такой позиции по-настоящему интересные кадры получить почти невозможно, так что...

Станет мороз другом или врагом — зависит от вас. Зима отличное время года для экспериментов, но удача улыбается подготовленным, а неподготовленные отмораживают пальцы и дома клянутся «больше никогда в такую холодрыгу...». Желаем не попасть в их число. Все-таки в зиме есть неповторимое очарование, которое стоит того, чтобы его запечатлеть. Если, разумеется, не забывать о теплой одежде для себя и обо всех перечисленных правилах — для камеры.

ДЛЯ СЕБЯ И КАМЕРЫ

Про то, что зимой нужно тепло одеваться, всем нам много говорили. Но если вы собираетесь на зимнюю фотоохоту, что бы ни было вашей целью, — одеться стоит вдвое теплее, чем для обычной прогулки. Самое главное — перчатки. Они должны быть теплыми, но не толстыми, дабы позволять пальцам нажимать на кнопки. Замерзнут руки — и все, никакие запасные аккумуляторы не помогут, ничего вы не снимете. Затем позаботьтесь о ногах. Стоять в снегу холодно, но если вы рассчитываете сделать много красивых кадров, стоять столбом наверняка придется. Так что высокие сапоги и теплые носки обязательны.

Также непременно нужно взять комплект для чистки оптики. Вы не сможете избежать образования конденсата и попадания на линзу снежной пыли, как ни старайтесь. Сдувать ее нельзя: объектив сразу запотеет. Так что салфетки и кисточка должны быть под рукой, а на объектив лучше установить защитный фильтр — пусть страдает он, а не передняя линза, это намного дешевле.

Чем ниже температура аккумулятора – тем ниже его емкость. Замерзшая батарея может сесть буквально после пары кадров

Закаты и восходы зимой восхитительны, а гадости всякой в воздухе в мороз меньше, так что для пейзажей лучше предпочесть именно такое восходно-закатное освещение.

Зимой вам не нужен белый лист бумаги, чтобы настроить баланс белого вручную

Не подвергайте замерзший фотоаппарат резким перепадам температуры – дайте ему оттаять в кофре






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.