Видеокамеры для экстремалов

Почти каждый любитель экстремальных ощущений стремится получить возможность периодически освежать в памяти самые острые и рискованные моменты своей жизни, такие как погружение в глубины океана или прыжок с парашютом с многокилометровой высоты, спуск на горных лыжах по головокружительному склону или мотокросс. К сожалению, использование обычной видеокамеры в столь необычных ситуациях почти невозможно. Конечно, всегда можно передать камкордер товарищу, который будет снимать со стороны. Однако полученные материалы вряд ли удовлетворят видеолюбителя-экстремала, поскольку они не способны сохранить и передать зрителю непосредственные ощущения «от первого лица». Впрочем, закон «если есть спрос, будет и предложение» работает и в этом случае. Многие компании по всему свету разрабатывают и выпускают на рынок различные видеоустройства, «заточенные» именно под экстремальные условия.

ЧТО СНИМАЕМ

Как следует из названия, речь у нас пойдет о видеооператорской работе в не совсем или даже в совсем необычных условиях. К настоящему времени прогрессивное человечество изобрело для себя массу способов отдохнуть с риском для жизни. В сущности, рискованный отдых — это и есть самое лаконичное, но от этого не менее верное определение экстремальных развлечений. Если рассматривать экстрим детально, то в нем обнаружатся и свои более тонкие градации. Экстремальным может быть спорт, например мотокросс с трамплинами или прыжки с парашютом на дальность пролета (свуп). Экстремальным может быть отдых горные лыжи или дайвинг. Экстремальной может быть сама ситуация работа в снег, в дождь или в центре пылевой бури.

Каждая из этих экстремальных ситуаций характеризуется своим набором осложняющих жизнь оператора условий. Например, при съемках на глубине основными врагами являются вода, гидростатическое давление, отсутствие или малое количество света и особые оптические характеристики водной среды. А в автомотокроссе на первое место выступают грязь и пыль (смотрите «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», там это отлично показано). Все эти особенности придется учитывать при выборе камкордера.

Вторым определяющим моментом является формат съемки. Любую экстремальную ситуацию можно снимать как со стороны, так и от первого лица. В первом случае видеооператор находится в стороне от происходящего, и, как следствие, требования к видеокамере будут существенно мягче. Во втором же случае оператор и спортсмен — это один и тот же человек, поэтому камера будет переживать все то же, что и он. Естественно, это должно подкрепляться совсем другими характеристиками устройства.

Результатом является то, что найти идеальную экстремальную камеру на все случаи жизни в принципе невозможно. Каждая ситуация требует индивидуального подхода к выбору устройства. Но если последовательно проанализировать весь спектр ситуаций, то все же можно выработать ряд рекомендаций.

СЪЕМКА СО СТОРОНЫ

«Со стороны» — это съемочная работа, когда видеооператор не принимает непосредственного участия в самом экстремальном развлечении. Это обстоятельство сразу обозначает планку требований к устройству. В принципе, снимать любое экстремальное мероприятие автомотозабег, спуск на горных лыжах или то, как ваш товарищ прыгает с парашютом, можно любым существующим в настоящий момент камкордером. Разница лишь в удобстве и продолжительности работы, качестве съемки и прочих общетехнических моментах: емкости носителя, светочувствительности, качества объектива.

С другой стороны, даже находясь в относительной безопасности и не испытывая тягот и лишений, характерных для экстремала, неплохо бы задуматься о том, чтобы обезопасить камкордер. Поднятая машинами пыль, или грязь, летящая из-под колес, может проникнуть внутрь корпуса камеры и безвозвратно испортить нежную оптико-электронную начинку. А если вы снимаете погружение, находясь на борту катера, то даже несколько капель морской воды отправят ваш камкордер в Страну Вечных Съемок.

Поэтому первое, о чем стоит подумать, это герметичность корпуса. Он должен быть влагонепроницаемым, пылезащитным и в идеале — ударопрочным, поскольку земное тяготение — вещь неумолимая, и падения на землю одинаково действуют на любую электронику.

Второй важный момент компактность. В наш век повальной миниатюризации всего, чего угодно, эта тенденция затронула и мир видеокамер. Однако если для обычного бытового камкордера миниатюрность — скорее дань моде или еще один рекламный ход, то для «экстремальной» камеры компактность — один из ключевых параметров.

Автономность.Никто не знает, куда и как надолго занесет оператора охота за экстремальными кадрами. Поэтому надо быть уверенным, что ваш камкордер будет способен работать продолжительное время. Выбирая камеру, загляните в спецификации устройства — обычно там указывается максимальное время работы в режиме видеосъемки. Чем больше оно будет, тем проще будет ваша жизнь в дальнейшем. Другой выход из ситуации — обзавестись достаточным количеством запасных аккумуляторов и следить, чтобы они были постоянно заряжены.

Емкость носителя. Продолжительный спортивный матч, многочасовой велопробег или другое длительное соревнование вынуждают оператора заранее задумываться и о емкости носителя. В случае если ваш камкордер пишет видео на сменные носители — кассету miniDV, оптическую болванку или карту памяти, — необходимо обзавестись достаточным или даже лучше избыточным количеством расходников. Если камера пишет видео на жесткий диск — вы будете жестко ограничены его емкостью. С другой стороны, HDD-камкордер позволяет вести непрерывную запись в течение долгого времени, тогда как сменные носители заставят вас время от времени прерывать запись для установки новой кассеты или диска. Ответ на вопрос, какой носитель лучше, зависит только от конкретной ситуации и вашего оборудования.

Будь готов всегда готов. Еще одним важным моментом для мобильного оператора является готовность камеры к работе. Бывает так, что камера должна начать снимать прямо сейчас, однако если постоянно держать ее включенной, не хватит никаких самых емких аккумуляторов, а на включение устройства требуется иногда несколько секунд. Может быть, именно эта задержка станет причиной потери ценного кадра. Производители по-разному выходят из этой неприятной ситуации. Так, разработчики Canon снабжают свои последние модели кнопкой быстрого старта (Quick Start). Нажатием кнопки устройство переводится в режим ожидания с пониженным энергопотреблением. Повторное нажатие переводит камкордер в боевое состояние, и он готов снимать уже через секунду.

Еще дальше пошли специалисты корпорации Panasonic. Одна из их последних разработок, видеокамера HDC-SD5, может похвастаться еще более продвинутой функцией режимом Pre-Rec. При этом камкордер постоянно записывает и сохраняет в буфер памяти трехсекундный ролик, который при нажатии кнопки старта записи «приклеивается» к началу следующего ролика. Таким образом, можно начать запись уже после того, как интересующее вас событие произошло, и «волшебным» образом получить запись этого самого события. Такое своего рода путешествие в прошлое.

ТЕХНИКА УСПЕХА

Если вы решили посвятить свою жизнь или хотя бы отпуск съемкам соревнований по какому-либо экстремальному виду спорта или поиску красивых кадров в опасных для жизни и здоровья условиях, то начать следует, конечно же, с выбора камеры. Выше мы кратко обозначили основные характеристики, на которые необходимо обращать внимание, собираясь снимать в необычных, а порой и просто опасных для жизни условиях. Теперь остановимся на том, какие из ныне существующих камкордеров наиболее подходят оператору-экстремалу.

В настоящий момент на рынке представлен ряд моделей, как будто специально созданных для работы в условиях, где их более нежные собратья будут чувствовать себя неважно. Отметим три из них. Это Panasonic SDR S10, SanyoXacti VPC CA6 и SanyoVPC E1. Все они чем-то похожи, но между ними есть и коренные отличия, поэтому остановимся на каждой из них поподробнее.

Sanyo Xacti VPC CA6

Sanyo Xacti VPC-CA6

Отличное устройство, отличающееся крупной 6-мегапиксельной матрицей. Габариты матрицы позволяют получать отличные видеоматериалы даже в сумерках. Благодаря большой матрице одновременно с видеозаписью можно создавать фотоизображения с размером 2816x2112 пикселей. Герметичность корпуса позволяет снимать под дождем, камкордер не боится случайных морских брызг или попадания снега. Вполне подходит для съемок соревнований на воде, на открытом стадионе под проливным дождем или на горнолыжном склоне. Еще один плюс компактность: при весе всего в 155 г CA6 может считаться лидером по этому параметру среди экстремальных устройств. Цена устройства вполне доступная и составляет в среднем 400 долларов.

Panasonic SDR-S10

Panasonic SDR-S10

На фоне CA6 разработка от Panasonic выглядит несколько менее привлекательно. Подкачала матрица — она имеет диагональ всего одну шестую дюйма и не отличается высокой чувствительностью. Вряд ли обрадуют оператора и габариты устройства — вес его составляет целых 180 г. Зато этот аппарат защищен от неблагоприятной окружающей среды не в пример лучше CA6. S10 совершенно не боится тряски, не загрустит от попадания пыли или грязи. Корпус настолько герметичен, что даже падение в воду не сможет повредить начинку, самое главное — успеть поймать камеру, прежде чем она уйдет на дно. Последний дополняющий штрих — S10 ударопрочен, его можно ронять с высоты более метра. Однако за столь высокую защищенность придется выложить около 500 долларов.

Sanyo Xacti VPC E1

Sanyo Xacti VPC-E1

Последний претендент на звание чемпиона экстремальности по своим оптическим характеристикам является полным подобием VPC CA6. Изменения коснулись размера ЖК-монитора — теперь он составляет 2,5’’, тогда как CA6 может похвастаться всего лишь 2-дюймовым экраном. Главное отличие от родственной модели — еще более высокая защищенность корпуса. Теперь оператор имеет возможность снимать видео под водой, не обзаводясь дорогостоящими водонепроницаемыми боксами, правда, заплывать глубже 1,5 метров даже с VPC E1 не рекомендуется. Корпус может не выдержать высокого давления воды. Цена устройства также более чем приемлемая и составляет всего 480 долларов.

 

Все рассмотренные модели несколько отличаются друг от друга — качеством оптики, размером ЖК-дисплея, защищенностью, — однако есть у них и общие черты, которые можно смело назвать «классикой» черт экстремальной видеокамеры. Они обладают вертикальным дизайном, пишут видео на карты памяти SDHC и снабжены электронным стабилизатором изображения. В дополнение ко всему они лишены видоискателя и не могут похвастаться сверхмощным трансфокатором.

В ПОГОНЕ ЗА КАДРОМ

Подготовка к съемке. Первое, что необходимо учесть начинающему оператору, — это тщательная подготовка к предстоящему мероприятию, будь это съемка велокросса или горнолыжного спуска. Здесь можно выделить две стороны одного вопроса.

Технические аспекты. Необходимо заранее убедиться в работоспособности камеры, проверить заряд всех имеющихся в наличие аккумуляторов, и запастись таким количеством кассет или дисков, суммарное время записи на которые будет заведомо больше возможной продолжительности мероприятия.

Художественные аспекты. Нужно внимательно изучить погодные условия, в первую очередь освещенность. Одно дело, если на дворе солнечный день, другое — если пасмурно. А если приходится снимать в сумерках, работа будет еще сложнее. Все это имеет особое значение при выборе баланса белого, поскольку некорректно выставленный баланс может привести большую часть ваших материалов в полную негодность. Современные камеры кроме автоматического баланса белого обычно снабжены возможностью ручной настройки. Стоит поэкспериментировать с ней заранее, но, если вы еще не достигли высот тонкой настройки, лучше довериться автоматике.

Почти любое экстремальное развлечение — вещь крайне динамичная, поэтому разработчики снабжают свои камкордеры специальным спортивным режимом экспозиции, которым лучше всего пользоваться на начальных этапах. Потом, когда будут освоены азы, можно будет экспериментировать с ручной настройкой, если ваш камкордер обладает такой способностью.

Выбор точки съемки. Не менее важным представляется выбор точки съемки, с которой удастся получить наиболее захватывающий материал. Общих рекомендаций здесь нет и быть не может, поскольку каждый вид спорта имеет ряд своих специфических особенностей. Единственное общее, что можно отметить, — выбирайте места, где спортсменам приходится преодолевать наиболее опасные участки трасс. Например, при съемке мотокросса с прыжками через трамплины стоит снимать именно эти отрезки. Здесь мотоциклист вынужден проявлять максимальный профессионализм, здесь происходит большое количество падений, видеозаписи которых пользуются наибольшей популярностью в блогосфере. Этот общий принцип можно с оговорками распространить и на прочие виды экстремальных развлечений. Полезно бывает, если есть такая возможность, заранее изучить маршрут и выбрать наиболее опасные его точки.

Использование штатива. Обычно операторы-профессионалы рекомендуют использовать штатив. Однако работа в экстремальных условиях заставляет от него отказываться. Если вам придет в голову расположиться со своим штативом где-нибудь в толпе на стадионе или около мототрассы берегитесь, затопчут. Даже если вы умудритесь выбраться оттуда в полном здравии, скорее всего результат от применения штатива будет нулевым, если не отрицательным. Постоянные пинки и толчки сведут на нет все плюсы повышения устойчивости. А то, что там, где вы соберетесь снимать, обязательно образуется толпа — это закон. И вообще, зритель самый главный враг оператора.

Рекомендации по технологии съемки можно продолжать достаточно долго, но для начала лучше просто разок попробовать себя в роли экстремального видеооператора.

СЪЕМКА ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Пока что речь шла только о более-менее «нормальных» представителях мира экстремальных камер, предназначенных для съемки со стороны. Ниже мы познакомимся с наиболее специализированными и на первый взгляд очень непривычными устройствами. Придется забыть половину того, что мы знаем об обычных камкордерах. Действительно, многие параметры видеокамер, важные при съемке в стандартных условиях, оказываются ненужными, избыточными или попросту невозможными, если мы говорим о камере для операторов-экстремалов. И наоборот — то, на что мы можем не обращать внимания в классическом камкордере, вдруг выступает на первый план и становится определяющей характеристикой.

Эргономика

Описывая эргономику бытовой видеокамеры, обычно говорят, что она «хорошо сидит в руке». Про это придется забыть, если мы рассматриваем камкордер для съемки рискованных ситуаций от первого лица. Камера вообще не должна «сидеть в руке», поскольку в подавляющем большинстве случаев в экстремальных условиях оператору необходимо иметь обе руки свободными, чтобы не оказаться на больничной койке. Отсюда следует простой и незамысловатый вывод: стандартный дизайн с привычным для нас расположением управляющих элементов в данном случае невозможен. Как следствие, все камкордеры-экстремалы, за малым исключением, имеют цилиндрическую форму и приспособлены для крепления на запястье, шлем, маску или руль. При этом управляющие функции либо упрощены до предела и ограничиваются кнопкой пуска записи, либо вынесены на специальный дополнительный модуль.

Краткость — сестра таланта

OregonATC-2000

Перефразируя это изречение применительно к экстремальным видеокамерам, можно сказать, что минимализм — залог успеха. Речь идет о плюсах и минусах дополнительного управляющего модуля. С одной стороны, он дает оператору несравнимо больше возможностей, вплоть до просмотра материалов с помощью ЖК-монитора, как это реализовано в камере Suv Cam японской компании Elmo. С другой — дополнительные модули, а также соединительные кабели, сводят почти на нет основные плюсы экстремальных камер — полную независимость оператора и камеры друг от друга, простоту и удобство устройства, которое висит на шлеме и «есть не просит». Типичным примером такого «лаконичного» подхода является камкордер Tony Hawk's Wireless Helmet Camera, разработанный легендой скейтбординга Тони Хоком. Wireless Helmet Camera снабжена всего одной управляющей кнопкой — «Старт записи», — и подобный минимализм, на мой взгляд, вполне оправдывает отсутствие не слишком удобных дополнительных модулей и соединительных кабелей.

Специальные камеры можно крепить на защитном шлеме

Еще большее значение имеет компактность для высокоспециализированной «экстремальной» камеры. И это понятно. Одно дело — прикрепить на запястье стодвадцатиграммовую камеру Digital Hero 3, и совсем другое — таскать на себе тяжелого и габаритного бытового «видеомонстра». Кстати, одним из ведущих лидеров в плане компактности на настоящий момент является камкордер AC 520 Low Light, вес которого составляет всего 80 г при линейных размерах 7 см в длину и 2 см в диаметре.

А некоторые крепятся и на велосипедном руле

Оптика под защитой. Еще одним определяющим критерием является ударопрочность и герметичность корпуса камеры-экстремала. Очевидно, что любитель рискованных ситуаций не будет ограничивать себя, и вряд ли позволит оператору сделать это. Камера, в свою очередь, должна не только заснять момент, но и пережить его. Поэтому все без исключения экстремальные камкордеры снабжены высокопрочным корпусом, устойчивым не только к удару, но и к давлению, возникающему при погружении в водную среду. Также все модули камкордеров полностью герметичны и влагоустойчивы. В этом отношении лидером является Digital Hero 3, способный продолжать работу на глубине до тридцати метров.

Ну, и последнее, на чем стоит остановиться, — качество съемки. Этот параметр имеет значение и для профессиональных дорогих камкордеров, и для бытовых любительских моделей. Важен он и для экстремалов. Очевидно, что почти невозможно добиться высокого качества съемки, стремясь к максимальной простоте и компактности. И в случае экстремальных видеокамер производителям зачастую приходится жертвовать именно качеством. Все камкордеры этой категории грешат не слишком продвинутой оптикой, результатом чего является посредственное качество видеоматериалов. Впрочем, разработчики осознают этот недостаток и постоянно работают над оптимизацией оптико-электронной начинки. Так, последняя разработка компании Oregon, камера ATC-2000, умеет снимать полноценное видео с разрешением 640х480 пикселей и частотой 30 кадров в секунду. Это немного, но для экстремальщика вполне достаточно.

Работа в центре пылевой бури — тоже экстрим, несмотря на то, что падать никуда не надо

Снимать любое экстремальное мероприятие можно практически любым камкордером. Вопрос в том, насколько быстро он выйдет из строя

Даже несколько капель морской воды отправят ваш камкордер в Страну Вечных Съемок.

Необходимо заранее убедиться в работоспособности камеры, проверить заряд всех имеющихся аккумуляторов и запастись дополнительными носителями.

Выбирайте для съемок места, где спортсменам приходится преодолевать наиболее опасные участки трасс.

Экстремальная камера не «лежит в руке»: в экстремальных условиях оператору необходимо иметь обе руки свободными, чтобы не оказаться на больничной койке.

Камкордер может либо быть крепким и простым, либо обеспечивать отличное качество видео.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.