Реквием по HD DVD. История борьбы видеоформатов

Так сложилось, что в сфере IT-технологий разработчики постоянно идут, что называется, «ноздря в ноздрю». Новые идеи, связанные с модификацией техники, внедрением новых протоколов передачи данных и их модификациями, различными технологиями буквально витают в воздухе — их обсуждают на всемирных выставках и конгрессах вроде 3GSM и CEBIT, о них компании сообщают в своих ежегодных отчетах. При этом здоровая конкуренция, работающая по принципу «кто первый встал, того и тапки», иногда переходит все разумные границы. Пытаясь стать первыми и застолбить патент, лицензию или просто строчку в новостных лентах, компании-разработчики иногда забывают о том, что стараются они не ради гордого звания пионера в конкретной отрасли, а на благо пользователей (читай: потенциальных покупателей) во всем мире. Вот и случается, что в битве форматов проигравшей стороной оказываемся мы с вами.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Борьба между HD DVD и Blu-ray, о которой пойдет речь в этой статье, — это далеко не первый пример Mortal Combat между конкурирующими форматами.

Первое сражение пришлось на конец 70-х годов прошлого века, когда японская компания JVC представила видеокассеты формата VHS (Video Home System), а японская же корпорация Sony выпустила свои видеокассеты для домашнего использования формата Betamax. Поскольку Sony опередила JVC на целый год (1975-й против 1976-го), успех ее формата был объясним, и почти десять лет большинство поклонников кино во всем мире использовали именно кассеты Betamax. Однако со временем VHS начал наступать на пятки конкурентам, и все благодаря продуманному и, как следствие, успешному маркетингу JVC и ее сторонников — компания сделала свою технологию открытой для других производителей, что и привело в конечном итоге к полному вытеснению Betamax.

Следующая битва разгорелась на рубеже прошлого и нынешнего веков, и участниками ее стали не устаревшие форматы видеокассет, а DVD-диски. Правда, поначалу все обстояло довольно прилично: с 1997 года компания Pioneer начала представлять форматы оптических дисков DVD–R/RW (сначала для профессионального использования), а в 2001 году выпустила первый компьютерный оптический привод для записи дисков формата DVD–R/RW.

Ситуация складывалась довольно неплохо, оба формата поддержал DVD Forum (альянс производителей, созданный для разработки и продвижения стандартов DVD). Но так продолжалось только до тех пор, пока компания Philips, заручившись поддержкой еще нескольких производителей, не организовала свой собственный альянс по продвижению собственного формата DVD+R/RW. Сделано это было по той простой причине, что цена на технологию производства дисков DVD–R была очень высокой, поэтому производителям оптических приводов было проще разработать свою технологию, нежели платить баснословные проценты альянсу DVD Forum.

В общем, после этого и началось знаменитое противостояние между «плюсовиками» и «минусовиками» — компьютерные приводы могли работать либо с тем форматом дисков, либо с другим. Самое интересное, что с точки зрения конечного потребителя смысла в этой битве математических знаков не было никакого — технические различия между оптическими носителями двух форматов были минимальными, стоимость дисков и приводов для их записи и чтения отличалась незначительно.

В итоге производители поняли, что ситуация не приносит пользы никому — покупатели с каждым днем запутываются все больше, да и рынок оптических приводов не развивается — какой смысл покупать привод, если еще неизвестно, кто выйдет победителем в войне форматов? Первой «объять необъятное» попробовала компания Sony — в 2002 году она представила пишущий привод с поддержкой обоих форматов. Затем, оценив неплохой уровень продаж устройства, подтянулись и другие производители.

Официально же война DVD+R/RW и DVD–R/RW закончилась только в январе этого года, когда консорциум DVD6C, в которых входят правообладатели на формат DVD, объявил о включении DVD+R и DVD+RW в список лицензируемых продуктов.

Производством оптических дисков формата Blu-ray занимаются сейчас многие компании. Но Toshiba в их числе, разумеется, нет...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКИ

Еще вовсю шли сражения между «плюсовыми» и «минусовыми» форматами DVD, как параллельно развернулось новое противостояние, размах которого стал со временем поистине грандиозным.

В отличие от предшествующей технологии, две новые — HD DVD и Blu-ray — вместо традиционного красного лазера используют сине-фиолетовый лазер с более короткой волной (405 нм против 650 нм). За счет этого обеспечивается меньший диаметр светового пятна и, как следствие, значительно большая плотность записи.

Проигрыватель дисков Blu-ray Samsung BDP-S500

Однако принципиальная разница между двумя форматами все же есть — HD DVD использует диски той же структуры, что и DVD, тогда как диски Blu-ray имеют совершенно иную структуру. Что это означает с точки зрения пользователя? Ни много ни мало то, что диски HD DVD априори должны стоить дешевле Blu-ray — ведь для их производства можно использовать те же технологические линии, на которых изготавливались обычные диски DVD (правда, после небольшой реорганизации). Одновременно это означает и то, что сделать гибридное устройство, которое будет читать и HD DVD, и Blu-ray, невозможно. Вернее, возможно, но придется установить два лазера, что сделает гибрид очень и очень недешевым.

Однослойный диск Blu-ray способен вместить 25 Гб видео высокой четкости

торое основное отличие — это разные объемы дисков. Максимум, который может предложить диск HD DVD, — это 15 Гб для однослойного диска и 30 Гб — для двуслойного. Было также анонсировано появление трехслойного диска, который сможет хранить 45 Гб данных, однако дальше концепта дело так и не ушло. Диски Bly-ray на порядок вместительнее — 25 Гб на одном слое и 100 Гб — на четырехслойном диске.

Но покупателю, по большому счету, все эти технические особенности до лампочки. Записан на диске фильм с HD-картинкой, проигрывается специальным плеером или оптическим приводом компьютера — и ладно. А уж какой там логотип на диске нарисован — это дело десятое.

Вот и получилось, что борьба форматов высокой четкости стала фактически битвой двух лагерей, в которые входили крупнейшие мировые IT-компании. Корпорацию Toshiba, разработчика HD DVD, поддержали гигант Microsoft, Intel, Sanyo и NEC, сторону Sony с ее Blu-ray приняли Panasonic, Hitachi, Apple (Джобс не мог упустить отличную возможность насолить Гейтсу), Dell и Hewlett-Packard.

Техника для работы с видео высокой четкости: внешний привод HD DVD-ROM HP HD100

адача перед сторонниками форматов стояла непростая: им необходимо было перетянуть на свою сторону как можно больше влиятельных голливудских киностудий. Пресловутая борьба с пиратскими DVD-дисками настолько вымотала киношников, что обещание сделать диски для записи видео высокой четкости полностью защищенными от взлома и перезаписи, конечно, ими было воспринято благосклонно. Правда, и тут не все так просто — оба формата дисков сейчас защищаются технологией AACS (Advanced Access Content System, продвинутая система доступа к контенту), разработанной совместно консорциумом DVD Forum и альянсом BDA. Поэтому и тут решения о поддержке того или иного формата являлись не следствием превосходства технологии, а только успешностью маркетинговых ходов: о своем намерении выпускать фильмы на HD DVD объявили Paramount Pictures, Universal Pictures, Warner Brothers, HBO и New Line Cinema, на Blu-ray — Walt Disney, Columbia, 20th Century Fox.

Для продвижения своего формата компании использовали различные интересные маркетинговые ходы. Например, в конце 2004 года Toshiba совместно с компанией Memory-Tech выпустила необычный гибридный диск. На него можно было записать одновременно и фильм в стандартном DVD-формате, и видео в формате HD DVD.

БИТВА СИНИМИ ЛАЗЕРАМИ

Все же понимая, что в борьбе HD-форматов может оказаться только один проигравший — покупатель — компании-разработчики пытались достигнуть хоть какого-то компромисса. В феврале 2005 года, буквально в самом начале войны форматов, Toshiba и Sony в компании своих сторонников сели за стол переговоров. Планировалось, что конкуренты смогут договориться об унифицированном формате видео высокой четкости, однако этого так и не произошло — уже в мае переговоры были приостановлены, а в августе того же года окончательно прекращены.

В результате на рынке появились плееры сразу для обоих форматов дисков, так что покупателям, заинтересованным в просмотре видео высокой четкости, пришлось раз и навсегда решить для себя, что выбрать — HD DVD или Blu-ray. Впрочем, многие мудро предпочли избрать практику выжидания — стоили плееры на момент поступления в продажу довольно прилично, а выбор фильмов долгое время оставался скудным.

Поворотным моментом в борьбе HD DVD / Blu-ray стал выход приставки Sony PlayStation 3, оснащенной приводом для чтения дисков формата Blu-ray, причем игры для консоли выпускаются только в таком формате. С конца 2006 года, когда приставка появилась в магазинах, было продано около 10,5 миллионов PS3 по всему миру. А учитывая, что Sony бесплатно предлагала покупателям приставок фильмы в формате Blu-ray (так сказать, для оценки качества картинки «на зубок»), стало ясно, что всех владельцев PS3 можно без лишней самонадеянности считать сторонниками формата Blu-ray. Правда, Microsoft ответным алаверды пообещали в качестве дополнительной опции выпустить дисковод HD DVD для своей приставки Xbox 360, однако изменить ситуацию это не смогло.

Проигрыватель дисков Blu-ray Panasonic DMP-BD10

Окончательно тенденция к поражению HD DVD наметилась в конце прошлого года. А в январе, когда киностудия Warner Brothers объявила о том, что с мая 2008 года она прекратит выпуск фильмов на дисках HD DVD и перейдет полностью на Blu-ray, ситуация начала развиваться поистине с крейсерской скоростью. Масла в огонь подлили ритейлеры: британская розничная сеть Woolworths пообещала прекратить продажи HD DVD с марта этого года, а крупнейший продавец США — сеть супермаркетов розничной торговли Wal-Mart Stores Inc. — окончательно сосредоточится на продажах Blu-ray уже летом.

Лишившись поддержки, Toshiba ничего не оставалось, как официально объявить о прекращении всех проектов, связанных с HD DVD. Произошло это знаменательное событие 19 февраля 2008 года — эта дата будет высечена на могильном камне HD DVD, который, возможно, будет когда-нибудь установлен.

«Мы тщательно проанализировали долгосрочный эффект от продолжения так называемой «войны форматов» и пришли к выводу, что быстрое решение по этому вопросу окажет наибольшую помощь в развитии рынка,» — сказал Ацутоши Нишида, президент и исполнительный директор Toshiba Corporation. — «Мы осознаем, что не оправдали надежд компаний и, что более важно, пользователей. Но реальные возможности массового рынка контента высокого разрешения все еще остаются неохваченными, и Toshiba способна и намерена приложить все свои умения, технологии и интеллектуальную собственность для воплощения идеи полной цифровой конвергенции».

Сразу после объявления компанией Toshiba своего решения из лагеря сторонников формата стали отпочковываться бывшие соратники. Так, в конце февраля о своем решении отказаться от выпуска фильмов на дисках формата HD DVD объявила кинокомпания Universal. Вскоре о прекращении производства плееров формата HD DVD для игровой системы Xbox 360 объявили и Билл Гейтс сотоварищи.

ПОЧЕМУ ОН УМЕР?

Подводя итоги, можно сказать, что причин вытеснения формата HD DVD форматом Blu-ray довольно много. Это и успешные продажи игровой консоли Sony PS3, которые практически вычеркнули из рядов потенциальных сторонников HD DVD десять с лишним миллионов человек — покупая устройство два-в-одном (приставка + плеер дисков высокой четкости), они вряд ли будут повторно тратиться на плеер для дисков конкурирующего формата. Сюда можно отнести и грамотную политику Sony сотоварищи, которые не открещивались от сотрудничества с производителями порно — видимо, наученные горьким опытом Betamax (подробнее об этом читайте во врезке). Опять же, большую роль сыграла маркетинговая политика компаний и кулуарные переговоры с представителями кинокомпаний.

Появление Sony PlayStation 3 стало весомым фактором для победы Blu-ray, а вот Microsoft Xbox360 с его опциональным приводом для дисков HD DVD повлиять на войну форматов не смог

Правда, говорить о том, что Blu-ray окончательно и бесповоротно победил во всем мире, пока нельзя. Например, пока неизвестно, как сложится ситуация в России. Сейчас позволить себе видео высокой четкости (а это набор из плеера, диска и телевизора HD Ready) может не каждый человек — недешевое это удовольствие, прямо скажем. Так что, вполне возможно, эра Blu-ray нашей страны коснется постольку-поскольку, и мы сразу перейдем на новый этап — например, к голографическим дискам. Что ж, поглядим.

ГОЛОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСКИ

Еще одно перспективное развитие оптических носителей — это голографические диски. Появление новой технологии записи обусловлено многими факторами — в частности, необходимостью записи информации больших объемов и с приличной скоростью. И если первую проблему можно решить разными способами — например, купив жесткий диск или ленточный массив для резервирования данных большего объема, — то увеличить скорость записи в рамках существующих технологий невозможно.

Вернее, было невозможно — до тех пор, пока в 2000 году компания InPhase Technologies (дочернее предприятие известной корпорации Lucent Technologies) не объявила о разработке принципиально нового типа оптических носителей и соответствующих устройств для записи данных. Основное отличие новой технологии — возможность записи не только на поверхности диска, как это происходит у традиционных DVD-носителей, но и по всему объему материала. Это позволяет увеличить плотность записи и добиться более высокой скорости считывания информации.

Первая версия нового накопителя, получившая название Tapestry, была представлена широкой общественности в сентябре 2005 года. Разработчикам удалось создать диск емкостью в 300 Гб, при этом скорость чтения и записи данных равнялась 20 Мб в секунду. Через год компания объявила о выпуске нового образца объемом в 500 Гб и скоростью обращения к компьютеру 23 Мб/с. Однако о запуске второй версии в серийное производство InPhase Technologies пока не объявляет — для начала разработчики планируют еще увеличить объем голографических дисков и довести этот показатель чуть ли не до 1,6 Тб, при этом скорость передачи данных составит 120 Мб/с. Также компания обещает разработать и перезаписываемые носители, причем уже к концу 2008 года.

Параллельно с InPhase Technologies новую технологию разрабатывают и другие компании — например, японская Optware, среди партнеров которой значится Toshiba, соответствующие исследования проводит и Intel. Правда, о сроках начала серийного выпуска дисков HVD (Holographic Versatile Disc) — а именно такое название получила новая технология, — говорить пока рано. Равно как и о стоимости дисков и устройств для их записи. Единственная цифра, озвученная на данный момент, прозвучала год назад от представителей InPhase Technologies — $180 за диск и порядка $18 000 за оборудование.

ADULT ONLY

Надо отметить, что война HD DVD / Blu-ray повторяет битву форматов Betamax / VHS в мельчайших подробностях.

Например, в прошлый раз свой огромный вклад в победу VHS внесла, ни много ни мало, порноиндустрия.

Дело в том, что компания Sony, продвигавшая формат Betamax в массы (кстати, объективно качество записи на этих кассетах было на порядок выше, чем у ставших привычными нам VHS'ок), в свое время категорически отказалась выдавать лицензии на выпуск порнофильмов в этом формате. Понятно, что таким образом компания пыталась сохранить свою деловую репутацию и продемонстрировать всему миру, что, мол, мы, Sony, ратуем за семейные ценности. Однако проку от такой принципиальности оказалось немного — компании, занимавшиеся производством порнофильмов, целиком и полностью перешли на формат VHS.

При этом «нормальные» голливудские студии — те, что снимали не фильмы с клубничкой, а вполне себе мелодрамы и боевики, — долгое время вообще не хотели организовывать выпуск своей продукции на видеокассетах. Причиной такой осторожности была уже тогда начавшаяся борьба с видеопиратством, что вполне объяснимо: кто знает, сколько копий фильма и в каких целях сделает покупатель на своем домашнем видеомагнитофоне? Как бы то ни было, на какое-то время кассеты формата VHS с порнофильмами имели подавляющую долю на рынке, пользователи во всем мире к ним понемногу привыкли, и высоконравственный формат Betamax канул в Лету.

В этот раз позиция Sony, представляющей лагерь Blu-ray, оказалась в общем похожей — хоть Sony и не афишировали своего негативного отношения к порноиндустрии, намеков хватало. И если сначала кинопроизводители остановили свой выбор на формате Blu-ray, то уже в начале 2007 года на ежегодной выставке Adult Entertainment Expo, что проходит в Лос-Анджелесе, почти все новинки видео для взрослых были представлены уже в формате HD DVD.

Однако, как показал последний год, даже это не спасло HD DVD от поражения в борьбе форматов видео высокой четкости, и повторить исторически выверенный сценарий не сумела и вся порноиндустрия.

1. В сентябре прошлого года на выставке бытовой электроники IFA в Германии компания New Medium Enterprises представила новый вид оптических носителей — диски формата HD VMD (Versatile Multilayer Disc). Емкость диска, в зависимости от количества слоев, может составлять 15 или 20 Гб

2. Фильм «Миссия: Серенити» (Serenity) стал первым фильмом, выпущенным компанией Universal в формате HD DVD (дата релиза — 18 апреля 2006 года). Вскоре картине было суждено побить еще один рекорд — она стала первым фильмом, скопированным хакерами со взломанного диска HD DVD и выложенным в файлообменной сети BitTorrent. Произошло это историческое событие 12 января 2007 года

3. Специалисты прогнозировали, что к началу 2007 года соотношение оптических дисков HD DVD / Blu-ray будет составлять 70% против 30% соответственно. Однако предполагалось, что после выхода приставки Sony PlayStation 3 ситуация может в корне измениться — что, собственно, и произошло...

4. Стоимость гибридного плеера LG BH100, который проигрывает и диски Blu-ray, и диски HD DVD, в настоящий момент составляет 24 000 рублей. Toshiba HD-E1 для родного формата стоит 16 000 рублей, Samsung BD-P1000 для дисков Blu-ray — от 14 000 рублей. Разница в ценах непринципиальна...






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.