Светофильтры для фотосъёмки: что это такое и как их выбрать

Светофильтром называют устройство, которое навинчивается перед передней линзой объектива и используется для получения каких-либо эффектов при съемке (или, наоборот, отсечения нежелательных эффектов). По типу крепления светофильтры делятся на прямоугольные и круглые.

Прямоугольные устанавливаются с помощью специальной системы крепления, в которую можно устанавливать до 3 светофильтров одновременно. По такому принципу сделаны фильтры системы Cokin.

Круглые распространены гораздо больше. Они крепятся в металлической оправе с резьбой для установки на объектив. Наиболее распространены резьбы диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72 и 77 мм.

Некоторые путают светофильтры с макрокольцами или макролинзами, которые ставятся между матрицей и объективом. Они служат для уменьшения дистанции фокусировки объектива (что бывает полезно при макросъемке) и никакого отношения к светофильтрам не имеют.

При выборе лучше доверять только известным фирмам (например, B+W, Tiffen, Hoya, Kenko). Очень хорошие фильтры предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Nikon, Pentax, Olympus и др.), но и стоят они недёшево.

 

Защитные светофильтры

Любой светофильтр выполняет защитную функцию – он оберегает линзу объектива от грязи, пыли, брызг и другого. Также светофильтр – отличная защита от любителей потрогать все пальцами – почистить фильтр можно обычной мягкой тряпочкой, применять специальные чистящие средства не требуется. Кроме того, используя фильтр, можно носить объектив без крышки, что дает возможность оперативно делать горячие снимки. Существует отдельный класс светофильтров, единственная задача которых – защищать объектив.

Некоторые фотолюбители полагают, что дополнительное стекло неизбежно сказывается на качестве съёмки. Мнение это вызвано, видимо, использованием дешевых и, соответственно, некачественных фильтров. Хорошие защитные фильтры не становятся источниками искажений и не меняют светосилу. Ещё раз подчеркнём, что на светофильтрах лучше не экономить, в особенности если используете дорогой объектив. Стоимость даже хорошего фильтра (600-1000 рублей) очень мала по сравнению с ценой объектива (2500-20 000 рублей). UV- и скайлайт-фильтры

Для съёмки на открытой местности в жарких странах есть смысл обратить внимание на UV-фильтры (ультрафиолетовые). Они обеспечивают отсечение ультрафиолетовой части спектра, невидимой человеческому глазу, и убирают тем самым излишек холодных тонов из кадра. Как и защитные, UV-фильтры не вносят искажений и не влияют на экспозицию (светосилу).

Есть еще скайлайт-фильтры – они используются для коррекции цвета неба. Эффект от фильтров проявляется как утепление цветов в кадре. Стекло скайлайт-фильтров имеет характерную слабую розовую окраску.

Поляризационные светофильтры

Поляризационные светофильтры часто используются при пейзажной съемке. Если приходилось снимать воду, вы наверняка замечали, что на фотографии поверхность воды покрыта бликами. Дело в том, что свет, освещающий объект съемки, неполяризованный, в то время как отраженный свет имеет явно выраженную поляризацию. Фильтр состоит из 2 стекол, одно из которых может вращаться относительно другого. Смотря через светофильтр и вращая его, можно отсечь свет с определенной поляризацией.

Фильтр помогает при съемке любых отражающих поверхностей (вода, стекло и т.д.). Также фильтр придётся кстати при съемке пейзажей – он позволяет затемнить ярко-голубое небо, не оказывая влияния на остальные детали в кадре.

Такой тип фильтров, правда, неудобно использовать с объективами, у которых передняя линза при фокусировке вращается (например, Zuiko Digital 40-150/3,5-4,5). К счастью, таких объективов немного.

ND-фильтры (фильтры нейтральной плоскости)

Эти светофильтры предназначены для уменьшения количества света, проходящего через объектив. Применяются обычно в двух случаях:

  • Когда камере не хватает минимальной выдержки из-за слишком яркого освещения.
  • Когда необходимо использовать длинную выдержку и нельзя прикрыть диафрагму (или прикрытия не хватает). 
  • Определяющим параметром данных светофильтров является плотность – количество света, которое он может удерживать. Обозначение 2Х показывает, что пропускаться будет 50% света, а 4Х – 25%.

    Есть отдельный класс фильтров с непостоянной плотностью – градиентные фильтры. В них затемнена только часть фильтра, что позволяет регулировать освещенность не целого кадра, а его части. К  примеру, можно затемнить слишком яркое небо).

    Цветные и другие светофильтры

    Исторически первыми появились цветные фильтры – еще в то время, когда фотография была черно-белой. Применение цветных фильтров не приводило к цветовым искажением, а влияло лишь на тональность снимков.

    Принцип работы прост: объекты, имеющие цвет, близкий к цвету фильтра, на снимке будут высветляться; объекты, окрашенные в дополнительные к цвету фильтра краски, будут, наоборот, затемняться. Пример: голубое небо, снятое с использованием желтого фильтра, будет намного темнее, чем без него.

    Исключением является зеленый цвет (листва, трава) – он отражает лучи еще и в инфракрасном диапазоне. Поэтому трава, снятая с использованием красного фильтра, будет светлеть, а не затемняться.

    В связи с широким распространением цифровой фотографии, цветные фильтры используются все меньше, так как последующая обработка на компьютере позволяет добиться практически идентичных результатов.

    Кроме вышеперечисленных, существуют множество различных фильтров для достижения определенных эффектов. Они не вошли в статью, поскольку не являются широко используемыми и необходимыми в большинстве случаев. Пример:

    Kenko Foggy A 58mm. Применение этого светофильтра позволяет украсить фотоснимок эффектной дымкой, поэтому он будет особенно полезен при съемке портретов, где необходима романтическая и таинственная атмосфера. Благодаря матированному стеклу, светофильтр создает эффект съемки сквозь легкий туман. FOGGY А (слабая дымка).

    Итог: фотолюбителю при покупке первой зеркалки стоит обзавестись защитным или ультрафиолетовым фильтром. В том случае, если объективов приобретено несколько (например, комплект Double Kit), фильтр нужно приобрести на каждый объектив.  Если есть деньги и желание снимать пейзажи, можно купить поляризационный светофильтр на тот объектив, которым эти пейзажи будут сниматься. Остальные фильтры стоит покупать только по необходимости.

    Не рекомендуется одевать больше двух светофильтров одновременно на один объектив – это может заметно повлиять на качество изображения. Не стоит забывать, что любое стекло, добавленное к оптической схеме объектива, не улучшает ее характеристик.






    Рекомендуемый контент




    Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.