«…Странная у вас настроечная таблица!»

Пропускные способности наших каналов связи постоянно растут. Персональный компьютер давно перестал быть единственной точкой доступа в Сеть, теперь уже даже зонтики научились сверяться с метеосайтами. А интернет, как большой пылесос, втягивает в себя все, что только можно: телефонию, музыку и фильмы, игры, газеты и журналы, радио... Всасывает он потихоньку и телевизор.

ТЕЛЕВИЗОР УПЛЫВАЕТ В СЕТЬ

Исследования показывают, что в 2007 году онлайновое видео в США смотрели 73% «сетян», а это почти половина населения страны. От года к году цифры будут только увеличиваться, тогда как популярность традиционных эфирных каналов — неуклонно снижаться.

Следом за зрителями подтягивается и реклама: в интернете она стала популярнее на 30%, в телевизоре ее принятие аудиторией снизилось почти на 10% (данные за I квартал 2007 года по сравнению с I кварталом 2006 года). И такая ситуация сложилась не только в США — нечто подобное, и даже в больших масштабах, происходит и в странах Западной Европы: Великобритании, Франции, Германии.

Конечно, на Западе экономия трафика давно уже расценивается как нелепая скупость, но в нашей стране многим по-прежнему не по зубам грузить видео, требующее для нормального просмотра скорость не меньше 1-2 Мбит/с.

Однако все это — дело времени, широкополосный доступ скоро будет у всех. Так что число активных зрителей онлайн-телевидения (или IPTV) будет постоянно расти. Если в прошлом году их было 150 тысяч, то в этом обещают уже 300 тысяч, а к 2010 году, по мнению аналитиков, будет преодолен миллионный барьер.

На этом давайте покончим с цифрами и выясним, что же, собственно, интересного можно посмотреть в «браузерном телевизоре».

БУДУЩЕЕ ОНЛАЙН-ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Михаил Паулкин, совладелец видеохостинга RuTube: «В ближайшую пару лет мало что изменится. Телеканалам придется чуть больше оглядываться на интернет, видеосервисам перепадет немного больше рекламных денег, не помещающихся в телевизор».

Павел Ребров, автор блога «IPTV в России»: «Взаимопроникновение интернет-контента и телевидения будет все более заметным. Каналы с жестко сформированной сеткой вещания станут нишевым продуктом. На смену им придут тематические каналы, основанные по принципу RSS: подписался на ленту, сформированную по тегам «путешествия», «Азия», — и смотришь все, что там есть. Лет через двадцать я рассчитываю программировать свое взаимодействие с IPTV с помощью разных устройств. Например, с мобильного телефона выбрать фильм или серию фильмов на некоторой «контентной бирже», нажать кнопку «показать на видеостене» или «показать на мониторе в кухне», поставить на паузу, выйти из дома, сесть в метро и продолжить просмотр фильма на экране мобильника. А еще прикрутить ко всему этому рекомендательный сервис наподобие last.fm, который помогал бы мне в выборе программ для просмотра».

Олег Волобуев, совладелец RuTube: «Сетям доставки контента будет все равно, что передавать — их вертикальные бизнес-модели не позволят им слиться с горизонтальными контент-провайдерами. На рынке ТВ и онлайн-видео по-прежнему останутся игроки, зарабатывающие на рекламе вокруг контента, и отдельно от них сохранятся поставщики информации. И главным из них, как всегда в России, останется государство».

ТРАДИЦИОННЫЙ КОНТЕНТ

Сегодня можно достаточно четко разграничить на категории весь видеоконтент, существующий в Сети. С одной стороны будет видео «традиционное» — то, что изначально делалось для «голубого экрана». С другой — «нетрадиционное», «нового поколения»: то, что делается именно для интернета.

Правда, граница эта — величина непостоянная и довольно условная: бывает, что один и тот же канал наполняется как передачами MTV или аналогичного проекта, так и короткими динамичными флэш-роликами собственного производства. А многие «сетевизоры» и архив ТВ-контента в наличии имеют, и пользовательские ролики принимают, и картинку с веб-камер показывают — короче говоря, делают все для того, чтобы угодить аудитории. Поэтому не воспринимайте нашу дальнейшую классификацию как классификацию интернет-каналов «по типам»: все видео смешивается, одно часто дополняет другое, и чем дальше, тем больше грань между эфирным и онлайновым ТВ будет стираться.

Начнем же, как водится, с самого банального.

Трансляции эфирных каналов

На первый взгляд, нет ничего глупее, чем переводить трафик и смотреть на мониторе тот же телевизор, только в худшем качестве и с меньшим удобством. Но телевизор не всегда рядом, а у многих его и вовсе нет. Кроме того, выбор каналов в Сети побогаче: не каких-нибудь там 10-20 штук, а сотни и тысячи со всего мира, на самых разных языках — от китайского до английского.

Итак, если вы точно знаете, какой вам нужен канал, то лучше всего найти его официальный сайт. Вполне вероятно, что там будет и прямая трансляция в приемлемом качестве, и архивы передач, и всякие дополнительные удобства (ТВ-программа с анонсами, форум и т.д.). Так, на сайте Первого канала (), помимо круглосуточной трансляции эфира, существует четыре вещательных канала: «Фабрика звезд» в Сети», «Лучшее на Первом», «Спорт на Первом», «Первый документальный». Вещание ведется в стандартном (300-400 Кбит/с) и низком (до 100 Кбит/с) качестве, а для просмотра нужна скорость соединения не ниже 512 Кбит/с, при этом канал связи, естественно, должен быть чистый, без «пиявок» вроде BitTorrent и eDonkey.

Первый канал ведет круглосуточную трансляцию своих программ

В медиахолдинге ВГТРК также пробуют новые формы вещания. На сайте телеканала «Вести» (), который является их визитной карточкой, можно посмотреть прямой эфир, кусочки видео наряду с фотографиями. Можно посмотреть спортивное видео и на канале «Спорт» ().

На сайте WWITV можно найти больше 2600 телеканалов

Если же требуется что-то узкоспециальное (скажем, видеоуроки по русскому бильярду), на помощь придут каталоги вещаний. Например, на сайте можно найти огромное число трансляций ТВ-каналов со всего мира: они разбиты по странам и по категориям. Ресурс постоянно обновляется, и «мертвых» каналов здесь практически нет. Правда, наши широты практически не представлены, так что, если нужно посмотреть Россию, ступайте на . На момент подготовки материала на этом ресурсе мы насчитали 2678 каналов, из них 25 русских. Правда, с небольшой оговоркой: кое-где нет трансляций, а только ссылки на сайты вещателя, часть каналов попросту не работает.

Каталог трансляций ТВ-каналов со всего мира

Вероятно, у избалованного кабельным или спутниковым ТВ читателя возникнет вопрос: почему их — каналов — так мало? Ладно в России, но во всем мире? И почему большинство из тех, что представлены, какие-то «левые»? Ну, во-первых, потому, что значительная часть каналов вещает в интернете лишь в пределах своей страны. А во-вторых,трансляции большинства каналов в Сети незаконны, ведь осуществляются они обычно без права на демонстрацию чужого контента. Легально у нас действуют только RuTube () и «Корбина» ().

Архивация контента

Возможности Сети позволяют, конечно, гораздо больше чем просто дублировать обычные телеканалы, которые неудобны хотя бы тем, что заставляют зрителей следить за программой передач. Правильнее архивировать телевизионный контент, чтобы зритель мог выбрать нужную передачу и посмотреть ее в подходящее для себя время, в любой момент нажать на паузу, а заодно еще и обсудить увиденное с другими.

Все это, и даже намного больше, позволяет сделать интернет-телевизор Joost (), новое детище разработчиков Skype Януса Фрииса и Никласа Зеннстрема. Они создали Joost на деньги, вырученные от продажи Skype компании eBay, и хотят с его помощью устроить с телевидением то же, что сделал Skype с телефонной связью. То есть настоящую революцию.

Но тут возникла проблема — при расширении аудитории серверы могут физически не справиться с обслуживанием всех зрителей. Янус и Никлас решили этот вопрос по-своему. В основе работы Joost лежит пиринговая технология Jolt Globax Index, применяемая, к примеру, в Skype и KaZaA. Ее суть заключается в том, чтопользователи скачивают данные не напрямую с серверов, а друг от друга: Joost передает видео клиентам «первого круга» и дальше выступает лишь как посредник; записи же расходятся на второй «круг», третий, четвертый и так далее. Соответственно, чем популярнее файл, тем легче его получить конечному пользователю.

Для комфортного просмотра нужна скорость в 1 Мб, хотя можно обойтись и меньшим — правда, с потерями в качестве. За час активного использования Joost сжирает до 320 Мб трафика (зависит от толщины канала). Хотя при таких требованиях и качество картинки соответствующее — не DVD, конечно, но и не YouTube. Впрочем, и контент у Joost профессиональный, а не на уровне мобильной камеры.

Сервис лицензирует контент эфирных, кабельных и спутниковых каналов и выкладывает его в рамках этих самых каналов. Каждый канал представляет собой плейлист, составленный из разных видеофайлов — фильмов, клипов, новостей, познавательных передач, интервью и всего остального, что можно посмотреть по телевизору. Список каналов довольно длинный, в нем постоянно мелькают знакомые названия: MTV, Discovery, National Geographic, CBS.

Чтобы насладиться всеми прелестями Joost, нужно скачать программу с сервера, установить и запустить ее. После проверки конфигурации компьютера и толщины соединения перед вами в полноэкранном режиме отобразится интерфейс программы. Внизу — пульт управления, слева — меню каналов My Channels, справа — индивидуальные настройки My Joost. Это не все — в настройках можно поставить виджеты, которые заполнят экран: часы, микроагрегатор RSS, «вебдванольный» инструмент оценки контента, чат, где в реальном времени обсуждается видео, и многое другое.

Немного по-другому устроен проект Hulu (), официальный запуск которого состоялся совсем недавно, в марте 2008 года. Этот проект можно условно назвать «контентной биржей». Здесь не дублируются обычные телевизионные каналы, а выкладываются фильмы, сериалы, шоу и клипы от различных производителей контента, среди которых есть такие гиганты, как Warner Brothers, Sony Pictures, 20th Century Fox и другие, всего около 50. Их усилиями на момент запуска на сайте находилось более 100 полнометражных фильмов и 250 телешоу.

На Hulu официально выкладываются фильмы, сериалы, шоу и клипы от известных зарубежных телекомпаний

Joost и Hulu — не единственные «убийцы телевизора» в интернете. Так, параллельно развивается проект Babelgum (), «свободный, интерактивный, альтернаТиВный» и в целом сильно походящий на Joost, но с одним отличием: вместо того чтобы дублировать настоящие ТВ-каналы, создатели Babelgum сделали собственные тематические — канал рекламы, спортивный канал и так далее, всего около 60.

Проект Babelgum позволяет смотреть собственные тематические каналы — около 60 штук

В общем, развитие идет полным ходом, и в ближайшее время должно решиться, кто займет место главного интернет-телевизора. Несколько лет назад похожая схватка развернулась между крупнейшими видеохостингами — YouTube и Google Video. Чем она закончилась, вы уже знаете.

Что в России

Обладателям быстрого интернета а России доступны «свалки» контента неизвестного происхождения

Все вышеописанное если и пахнет революцией в мире медиа, то никоим образом (оговоримся — пока) не для России. Ибо перечисленные сервисы к нам причастны весьма слабо: в Joost мало что есть, Hulu не показывает...

Впрочем, обладателям широкополосного доступа и у нас доступны свалки контента, которые другим словом и не назовешь — по скромному дизайну, корявому интерфейсу и прочим признакам чуется, что это дело рук пиратов. Хотя и не факт.

Самый крупный из таких ресурсов — , там в копилке лежит около 800 передач, столько же мультфильмов, больше 100 сериалов, фильмы, телеспектакли. Контент постоянно обновляется, и посмотреть можно как прошедшее по телевизору несколько дней назад, так и «дела давно минувших лет». Огорчает одно — проект платный.

Еще есть «Империя кино» (), где скачивание одного фильма из архива (больше 500 картин) обходится в $3. Из «халявы» же доступна только какая-то ерунда вроде , где хранится пара десятков фильмов, кое-какие архивные передачи и т.п.

Спрашивается, почему так худо? Во-первых, все интересненькое у нас «подпольно» прогоняется в пиринговых сетях, которые уже понемногу начали отмирать на Западе, тогда как в России только набирают обороты. Во-вторых, трафик еще не настолько дешевый, чтобы тратить его на то, что можно посмотреть по телевизору. Да и DVD с контентом многим пока обойдется дешевле.

Так что популярность обретает прежде всего контент «нетрадиционный» и уникальный, о котором и пойдет речь дальше.

СОФТ В ПОМОЩЬ

Очень удобно использовать для просмотра интернет-каналов специальные офлайновые приложения.

Работать в качестве телевизора, кстати, умеет даже плеер WinAmp (зайдите в Media Library и выберите ShoutCast TV). Но лучше выбрать полноценную программу — от себя можем порекомендовать TV Player Classic. Программа бесплатная, на русском языке, интерфейс очень простой: слева — пульт управления, где каналы поделены по странам (представлено около сотни стран, в каждой — от 3-4 до 20-30 вещаний), справа — окошко просмотра, как Windows Media Player (смотреть можно даже в полноэкранном режиме). Наших каналов чуть больше 20, среди них есть даже медийные монстры вроде RenTV или СТС.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ КОНТЕНТ

В силу того, что загрузить видео в Сеть или даже создать свой канал может любой желающий, показывать (и, соответственно, смотреть) можно что угодно и сколько угодно. При этом нет необходимости непрерывно забивать чем-нибудь эфир, ну а зрители тут же могут обсудить кадры и выдать обратную связь создателю видеоролика. Так что Интернет в определенном смысле попирает вековые традиции телевещания.

Процесс освоения уникального медийного пространства уже идет — интернет заполняется пользовательскими роликами, вещают веб-камеры, телевизионные форматы перекочевывают в Сеть...

Но обо всем по порядку.

Кадры, не попавшие в эфир

Из «нетрадиционного» контента прежде всего стоит упомянуть видео о телевидении. Это кадры, которые делаются самими телевизионщиками. В эфире такие ролики обычно не покажешь, а для интернета — самое то. Например, на сайте ТНТ () выкладываются «шпионские» видеосъемки: телевизионная кухня глазами людей, которые могут пробраться в малодоступные для зрителей места и пообщаться со звездами телеканала, режиссерами, продюсерами в неформальной обстановке.

Подобное есть на сайте вышеупомянутой «Корбины» — в рубрике «Режиссеры шутят» представлены забавные моменты съемок. Здесь же, на Corbina TV, можно найти видеорепортаж о съемках сериала «Не родись красивой» (кстати, сам сериал выложен тут в виде чистой сюжетной линии — отношения Кати Пушкаревой и Андрея Жданова, и ничего больше).

На сайте «Корбины», в рубрике «Режиссеры шутят» представлены забавные моменты телевизионных съемок

Аналогичными проектами занимаются и звезды шоу-бизнеса. Сергей Шнуров из группы «Ленинград» ведет на «Корбине» собственный канал, «Шнур-ТВ», где выкладывает эксклюзивные концертные записи, передачи из собственной жизни, клипы.

Сеть принимает и видео, по разным причинам не попавшее в эфир. Широкую огласку получил случай, когда «горячий» клип Тимати и Богдана Титомира не пропустили на телеэкран, но создатели не растерялись и загрузили его на Видео@Mail.ru, где за сутки ролик собрал треть миллиона просмотров. Чем не альтернатива?

Не только «чересчур горяченькое» подбрасывают в интернет. Кадры, не прошедшие в телевизор по идеологическим соображениям, размещаются на «Корбине» в рамках проекта «Другое кино». Например, здесь можно найти документальный фильм Михаила Таратуты «Америка, которую нам не показывают». Или два художественных и более десяти неигровых фильмов Тофика Шахвердиева, объединенные под заголовком «Не тот формат!». Так отвечали Тофику работники центральных каналов, когда он предлагал им свои фильмы, и продолжали: «Дать в эфир не можем, хотя лично нам они нравятся». А еще «Свободу по-русски» — десять фильмов Андрея Смирнова о трудных путях демократии и свободы, которые ни один из федеральных каналов не осмелился показать в эфире.

User generated content

Видео, которое создается обычными пользователями сети, и, как правило, не профессионалами, относится к категории user generated content. Развитие «самодельного телевидения» было предопределено. С одной стороны, растут пропускные способности каналов связи, с другой — дешевеют видеокамеры, как обычные, так и встроенные в телефоны и фотоаппараты. Точкой соприкосновения этих аспектов и становятся такие сайты, как YouTube ().

Нашим читателям «Трубу» представлять не надо — общеизвестно, что это крупнейший сервис для заливки пользовательского видео. Лучше поговорим о том, какие бывают эти ролики, и о том, как они влияют на офлайн.

Крупнейший сервис для заливки самодельного видео

Так, поистине легендарным сталовидео, где два паренька бросают в бутылку кока-колы леденцы Mentos. Пользователи начали активно кидать друг другу ссылки на это «чудо» химической реакции, появилось много роликов, повторяющих «подвиг» весельчаков, а продажи Mentos выросли за 9 месяцев на 14,5%.

Вообще говоря, именно «приколы» пользуются особой популярностью на YouTube. Самое известное видео за всю историю портала, собравшее 40 млн просмотров, — ролик, где известный комик пародирует различные стили танцев.

Однако на сайте есть не только юмор — YouTube даже помогает бороться с преступниками. Видеоролик, демонстрирующий, как один мужчина схватил с полки компьютерного магазина ноутбук и бросился бежать, собрал полмиллиона просмотров и помог полиции найти и арестовать вора.

Можно использовать сервис и для раскрутки себя любимого. Пример — ролик никому не известного музыканта Петра Налича, снятый на подмосковной даче на бытовую камеру, за небольшое количество времени собрал более полумиллиона зрителей. Так что уже на первом клубном выступлении Налича зал был набит до отказа, а сам музыкант вскоре обзавелся продюсером.

Однако мы увлеклись «Трубой», а между тем в России успешно функционируют еще и упомянутые ранее RuTube и Видео@Mail.Ru (), а также Rambler Vision () и Smotri.com (). Правда, связанных с этими сайтами громких офлайн-историй пока не было. Здесь лишь смотрят «приколы» и съемки необычных происшествий, причем более короткие по длительности, чем на YouTube — обычно одно-двух-минутные. Хотя уже появляются конкретные тематические сайты: например, видео с НеДома.ру () или «Вы очевидец» (), где собирается жесткое экстремальное видео. Если вы помните, раньше такая передача выходила на RenTV, теперь вот переползла в интернет.

Российские аналоги YouTube

За рубежом дела обстоят куда как интереснее. Вы наверняка слышали про Rocketboom () — одно из самых популярных в мире онлайновых шоу.

Rocketboom — Одно из самых популярных в мире онлайновых шоу

Эндрю Бэррон, продюсер, и Аманда Конгдон, актриса, каждый будний день выкладывают на сайте трех-четырех-минутные видеовыпуски обо всем, что кажется им интересным. Авторы пишут сценарии, снимают и монтируют шоу не выходя из стен своей квартиры, а часть роликов им присылают корреспонденты-фрилансеры со всего мира. Такие, как, например, Стив Гарфилд, который является самым известный влоггером (или видеоблоггером) Сети. Помимо сотрудничества с Rocketboom, он ведет собственный влог на , где выкладывает записи из своей жизни, съемки с коллективных мероприятий. Кстати, этот видеоблог считается первым в истории человечества, он появился на свет в ноябре 2004 года. На странице Стива собраны полезные советы и ссылки для начинающих — рекомендуем ознакомиться, если решитесь взять в руки камеру.

Этот видеоблог считается первым в истории человечества, он появился на свет в ноябре 2004 года

Трансляции с web-камер

Это просто и в то же время гениально. В старые добрые времена люди мечтали о некоем блюдце, которое показало бы им любое место на свете по желанию. Телевизор эту мечту осуществил лишь отчасти, тогда как веб-камеры открывают нам такой доступ к окружающему миру, что это кажется просто нереальным. Недавно русские умельцы настроили вещание прямо с Эвереста (), а уж наблюдать за делами эстонских кабанчиков и аистов сбегалась чуть ли не половина населения Земли.

Прямыми трансляциями в Сети занимается, в частности, сайт RuTube. По адресу можно посмотретьвидеомосты из Государственной думы, Общественной палаты, репортажи с различных музыкальных фестивалей, клубных вечеринок, концертов, уличных шествий, с кинопремьер, конференций и съездов. Таким образом можно держать руку на пульсе событий. Да и организовать трансляцию с веб-камеры почти ничего не стоит, в то время как выйти в прямой эфир могут только самые «могучие» телекомпании (сами понимаете, требуется дорогое «барахло» — фургончик со спутниковой тарелкой на крыше и много чего еще).

Сюда же относится так называемый лайфкастинг или лайфоблоггинг, то есть показ своей жизни в режиме реального времени. Частично это реализовано на Smotri.com (). Там постоянно «вещает» несколько десятков человек (буквально — показывают в кадре свою голову, уставившуюся в монитор, и переписываются при этом в прилагающемся чате). Но вещания эти недолгие, смотреть особо не на что...

Лайфкастинг или лайфоблоггинг — это показ своей жизни в режиме реального времени.

Существует и лайфкастинг с игровыми элементами, наподобие телевизионных реалити-шоу «Дом-2» и др. Суть та же, только действие разворачивается онлайн.

Другой пример лайфкастингаJustin TV ().23-летний американец Джастин Кан нацепил себе на голову камеру и ведет вещание в режиме 24/7. Камера соединена с мобильным телефоном и передает на сайт картинку невысокого разрешения. Парень не снимает ее никогда и нигде, даже когда моется в душе, и клянется, что не снимет до конца своей жизни. Необходимый уровень приватности при общении Джастин получает за счет SMS и электронной почты — разрешения картинки недостаточно, чтобы зритель мог разглядеть текст на экране. Все остальное — включая сон, прием пищи, свидания с девушками и недоуменные взгляды прохожих — моментально становится достоянием общественности.

Один из самых популярных видеоблогов — 23-летний американец Джастин Кан нацепил себе на голову камеру и ведет вещание в режиме 24/7

Правда, проект с самого начала был затеян как коммерческий — на сайте вмонтированы рекламные баннеры, а в кадре постоянно появляются продукты, производимые спонсорами. Однако поклонников это не раздражает — а их у Джастина много, очень много: только за первые две недели своего существования ресурс набрал более миллиона уникальных посетителей. В ближайшее время интерес к подобным проектам вряд ли угаснет — люди любят подглядывать за чужой жизнью. Глядишь, появятся целые «человекоблоги» — путешественники будут демонстрировать свои похождения; охотники — как они с ружьем в кустах лежат, притаившись, экстремалы — как круто парить в небе с парашютом.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ НАС

Помимо уже упомянутых «Корбины» и RuTube существуют другие онлайновые ресурсы, пользующиеся популярностью у российских зрителей.

К таким относится, например, «ТВ-Клик» (). Открытый в октябре 2007 года и получивший миллионы долларов инвестиций, он стал одним из первых телепроектов рунета. Сейчас там представлено 70 каналов, разбитых более чем по 20 рубрикам: литература, музыка, авто, юмор и т.д. Каждый канал состоит из регулярно обновляющегося списка видеороликов длительностью от 3-4 до 7-10 минут. Где-то это рассуждения автора, как в музыкальной программе Артемия Троицкого, где-то — уроки по соблазнению, где-то — фрагменты концертных записей. В общем, приходите, наверняка вы что-нибудь подберете по своему вкусу.

Tvigle () — это главный конкурент «ТВ-Клика». Он состоит из 20 программ, не отсортированных по категориям, правда, разбитых по тегам и жанрам. Там есть и сериалы, и флэш-мультики, «звездные» дневники, уроки (даже такой экзотический, как «Выбор подводного снаряжения») и др.

Популярность онлайновых ресурсов столь велика, что свое телевидение, как отдельный сервис, уже завела даже пресловутая аська. Возможно, вы заметили, что в окошке мессенджера рекламируется некоторое «ТВ нового поколения». Вот, это оно и есть. Создатели сразу двух зайцев убивают: и популярность пейджера планируют повысить, и на рекламе заработать. Устроен же их канал нехитро - контент разбит по 15 рубрикам: «Игроклипы», «Мультипликация», «Мода» и т.п.

Даже текстовые СМИ начинают осваивать рынок интернет-ТВ. Cnews, крупная рыба в сфере IT, в феврале этого года запустила свой канал Cnews TV (). Проект примечателен тем, что там один только «голый эксклюзив» и действительно то, что нельзя посмотреть по телевизору. Или можно, но в очень маленьких дозах. Представлено 11 программ: «IT-неделя», «Спецрепортаж», «Мастер-класс» и др. Видео очень познавательное и небольшое по длительности, в трех разных качествах: для обладателей каналов связи в 400 Кбит/с, 1500 Кбит/с и 2500 Кбит/с. На сайте очень много удобных фишек: плейлисты, помогающие организовать просмотр, портфель, куда можно отправить понравившиеся ролики.

Вообще, развитие идет полным ходом: проводятся «умные» конференции, все больше людей задумывается о нехилой перспективе интернет-вещания, как следствие — открываются новые каналы. Так, 5 мая «вышло в эфир» молодежное телевидение Traktor TV (.), и сейчас, когда вы читаете этот номер, ребята-трактористы уже работают вовсю. Проморолик канала — на нашем диске.

ИНТЕРНЕТ ДИКТУЕТ

Как вы понимаете, деление видеоконтента на форматы довольно условное. Однако уже сейчас можно говорить о том, что сам факт существования интернет-телевидения начинает навязывать телевизионщикам новые стандарты. У зрителя «есть Сеть». Он привык выбирать и не хочет терять время на просмотр занудных передач, и уж тем более делать при этом рекламные паузы. Видео должно быть динамичнее, ярче, содержательнее, чтобы зритель (или пользователь?) не сбежал в интернет окончательно и бесповоротно. При создании многих телепроектов учитывается их дальнейшее распространение в Сети. Кроме того, интернет-проекты начинают просачиваться на голубые экраны, началось взаимопроникновение форматов. Время предъявляет новые требования к видеоконтенту.

Первый постулат: краткость — сестра таланта. Передачи нового поколения должны быть куда как короче, чем мы привыкли. А это на руку нам, зрителям: раз длительность ролика небольшая, авторам очень хорошо постараться и сделать его действительно интересным. Ведь никто не гарантирует авторам ролика, что зритель будет тратить драгоценный трафик на скучную ерунду — он просто не вернется больше на сайт, ведь выбор, в отличие от телевизора, есть.

Второй постулат: долой жесткий формат. Если это не покажут по Первому каналу — значит будем снимать для интернета (а заодно и для других каналов, менее консервативных). В результате Сеть уже сейчас предлагает большее разнообразие контента. Поэтому сетевой канал о музыке, помимо привычного набора от MTV, с большей вероятностью будет крутить альтернативу и андеграундный рок, канал о спорте побалует экстримом вроде серфинга или маунтинбайка.

Вам, конечно, знакома легендарная девица Масяня, которую можно найти на сайте ? Это и есть самый яркий пример мультипликационной интернет-анимации. Масяня завоевала огромную популярность, но так и не вышла из Паутины на большой экран. Почему? Вот что говорит Олег Куваев, автор проекта: «Лично мне бы не хотелось выпускать свою девочку из Сети. Чтобы мультик появился в интернете, достаточно двух-трехдневной работы (если, конечно, есть идея и полностью продумана картинка). Чтобы то же самое «прокрутить по ящику», требуются месяцы кропотливого труда и большие затраты».

Кроме питерской мультбарышни, в Сети обитает огромное количество других мультсериалов, например, скандально известные «Маленькие лесные друзья» (Happy Tree Friends). На «Корбине» существует замечательный проект «Антимульт», в рамках которого выкладываются короткие ролики на актуальные и на «вечные» темы — про Путина, про рекламу, про жизнь, про офис, про любовь. Неплохие мульты делают на Traktor TV ().

Очень интересен жанр интернет-сериалов. Это скорее не упомянутая выше «нарезка» из картины «Не родись красивой», а такая штучка, как «Королева бала» (Prom Queen, ). Данный сериал предназначен исключительно для просмотра в Сети и ориентирован на тинейджерскую аудиторию. Он состоит из ежедневных полутораминутных серий, рассказывающих о взаимоотношениях выпускников одной американской школы. Наши телевизионщики засмеяли бы авторов, однако народ смотрит с превеликим удовольствием. А что, такого ролика как раз хватает на чашку кофе или короткий перерыв во время рабочего аврала.

Интернет-сериал «Королева бала» состоит из полутораминутных серий, рассказывающих о взаимоотношениях выпускников одной американской школы

Много шума наделала история с девушкой под ником lonelygirl15, которая ведет на YouTube собственный видеодневник. В записях, которые она регулярно выкладывает, прослеживается довольно интересная сюжетная линия. Бри — главная героиня — воспитывается в строгой религиозной семье и ожидает некоего обряда инициации оккультного толка. Девушке это не очень по душе, и она тайком от родителей рассказывает на камеру о своих мыслях. Кроме того, Бри не может определиться, как ей отреагировать на заявления одного молодого человека о том, что она ему нравится. Такой коктейль из личных переживаний, легкой мистики и доли триллера за пару месяцев привлек огромное количество зрителей — суммарно девушка могла похвастаться 15 млн просмотров ее роликов. Правда, через какое-то время выяснилось, что роль Бри играет актриса из Новой Зеландии, а сценарий пишется в Голливуде, но на популярности влога «провал легенды» никак не сказался.

Еще одна форма видео была придумана все той же «Корбиной». Это проект «Новое КИНО в интернете», в рамках которого собраны короткометражные фильмы, созданные профессиональными сценаристами, актерами, режиссерами. Вот что говорит сама «Корбина»: «Маленькое кино дает возможность высказать самые смелые мысли и идеи, нестандартно раскрыть общеизвестные сюжеты, взять за основу фильма историю, которая не заинтересовала продюсеров и, в результате, снять гениальное кино».

Впрочем, жанр этот компанию интересует не столько в силу своей необычности, сколько потому, что небольшие фильмы идеально подходят для распространения в интернете и делают ассортимент видеоконтента более разнообразным. На данный момент на сайте представлено около десяти картин. Они либо короткие, как «Шепоты и крики» (4 минуты) или «Икстория» (12 минут), либо состоят из нескольких маленьких эпизодов. Однако уже в этом году, по словам Дмитрия Лесневского, председателя правления Ren Media Group, будет открыт сайт , полностью посвященный короткометражному кино. Там будут размещаться тысячи профессиональных короткометражных фильмов со всего мира.

 

Мы уверены, что аналитики не ошиблись — интернет-телевидение в ближайшие годы будет активно развиваться. Откроются новые каналы, появятся интересные сервисы как альтернатива приевшемуся ТВ-контенту. Зрителям откроется широчайший выбор контента для просмотра, который будет совмещать в себе и плюсы обычного телевидения (высокое качество картинки), и преимущества интернета (огромное число интерактивных возможностей).

В общем, нам очень повезло, что мы живем в такое интересное время — время, когда будет происходить медиареволюция. И при этом мы будем не пассивными наблюдателями, а активными участниками. Иначе для чего все эти фотоаппараты и видеокамеры, все эти гаджеты, о которых мы пишем? Интернет открывает каждому безграничные возможности для самореализации — так надо не упустить случая ими воспользоваться.

По мнению аналитиков, в 2010 году число активных зрителей интернет-телевидения в России перевалит за миллионную отметку

Многие телевизионные каналы трудно найти в интернете и потому, что значительная часть телекомпаний вещает в Сети лишь в пределах своей страны, и потому, что трансляции большинства каналов в Сети незаконны

В основе работы интернет-телевизора Joost лежит пиринговая технология Jolt Globax Index, уже использованная в Skype и KaZaA: пользователи скачивают данные не напрямую с серверов, а друг от друга

Благодаря размещенному на YouTube ролику, где два подростка бросают в бутылку кока-колы леденцы Mentos, продажи Mentos выросли за 9 месяцев на 14,5%

Ради своего проекта Justin TV 23-летний американец Джастин Кан нацепил себе на голову камеру и ведет вещание в режиме 24/7

НА ДИСКЕ

1. Установочные файлы программ для просмотра онлайнового видео: Joost, TV Player Classic, Miro.

2. Клип Петра Налича «Guitar».

3. Эпизод онлайнового шоу Rocketboom (на русском языке).

4. Проморолик недавно открывшегося интернет-канала Traktor TV.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.