Да пребудет с нами сила: усилители для наушников

Усилители для наушников вряд ли можно отнести к категории популярных гаджетов. Причем как стационарные модели для домашнего использования, так и портативные усилители. Тому есть несколько причин. Во-первых, практически во всех устройствах для воспроизведения звука, будь то стационарный CD-проигрыватель, карманный MP3-плеер или компьютерная звуковая карта, есть встроенный телефонный усилитель. «Телефонный» означает «для головных телефонов» — наушников. Во-вторых, мало кто знает или вообще задумывается о том, что существуют внешние телефонные усилители — очень немногие представляют, зачем они могут понадобиться. В-третьих, мало кому действительно необходимы усилители для наушников: далеко не всякий способен почувствовать разницу в звучании, тем более в нашу эпоху сжатых форматов и синтетических звуков. Наконец, не всякий может себе позволить такое удовольствие, как усилитель для наушников: даже бюджетные портативные модели оцениваются более чем в сотню вечнозеленых, а устройства класса hi-end можно смело относить к предметам роскоши.

АУДИТОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

В общем, причин для того, чтобы усилители для наушников не расхватывали как горячие пирожки, хватает. Поэтому начнем с самого начала: зачем все это нужно.

Приготовьтесь к разочарованию — увы, без этого никак. В подавляющем большинстве бытовой аудиотехники, вне зависимости от класса и цены, установлены телефонные усилители самого низкого качества. Да-да, и в «айподе», и в мультимедийном плеере, и в интегральном Hi-Fi-усилителе за три килобакса. Прочитав эту статью, вы поймете, почему так происходит.

Конечно, у многих найдется что возразить. Кто-то скажет: «Как же так, мой айпод звучит просто великолепно, особенно вот с этими огромными наушниками». Кто-то заявит: «А у меня звук в наушниках значительно лучше, чем в напольных колонках домашней стереосистемы». Здесь мы сталкиваемся с одной из важнейших особенностей органов чувств человека: они имеют свойство приспосабливаться. Точнее, не они сами — органы чувств выполняют функции датчиков, — а мозг, обрабатывающий поступающие в него сигналы.

Суть в том, что музыка, звучащая в наушниках, расположенных в непосредственной близости от органов слуха, воспринимается иначе, чем та же музыка, воспроизводимая через громкоговорители. Мало того, что практически исключается естественная среда передачи звука, нарушается и пространственная картина звучания. Послушайте в наушниках многие современные записи, особенно электронной музыки: вы как бы находитесь внутри некоей «музыкальной шкатулки», в которой всевозможные звуки окружают вас буквально со всех сторон. При этом по прихоти звукорежиссера в один канал могут подаваться звуки, которые совершенно не слышны в другом. В естественных условиях это просто невозможно, а при четком разделении стереоканалов — запросто.

Почему же многие вполне комфортно и с удовольствием слушают музыку в наушниках и не замечают ничего подобного? Потому что мозг, обученный в течение жизни правильно воспринимать окружающий мир, просто корректирует звуковую картину, создаваемую головными телефонами. Кстати, в том числе и поэтому прослушивание музыки в наушниках гораздо утомительнее, чем прослушивание той же музыки через громкоговорители — налицо усиленная работа мозга. Наконец, о том, что длительное пользование наушниками может привести к повреждению слуха, надеюсь, знают все, поэтому на этом я вообще не буду заострять внимание.

Еще один важный момент: если воспроизводимые акустической системой звуки все здоровые люди воспринимают более-менее одинаково, то с наушниками совсем другая история. Наверное, снова кого-то глубоко разочарую, но ничего не могу поделать: любые наушники звучат для каждого человека совершенно по-разному. Существуют большие общности людей, для которых характер звучания тех или иных наушников будет сходным, но различий все равно не избежать.

Почему? А ответ довольно прост. Все дело в том, что голова, а точнее череп представляет собой резонансную систему, порой до неузнаваемости изменяющую частотную характеристику поступающих извне звуков. Не существует одинаковых черепов, одинаковых пустот внутри них и одинакового состояния здоровья — все мы разные. И если звуковые волны, создаваемые громкоговорителями, проходят через слой воздуха и слабо воздействуют на организм, то наушники «кричат» непосредственно вам в голову, создавая подчас весьма замысловатые звуковые эффекты.

Так или иначе, объективная реальность заключается в том, что пользование наушниками — это компромисс, на который все мы идем по самым разным причинам. Для звукорежиссера в студии наушники — рабочий инструмент, позволяющий оценить те нюансы записи, которые сложно уловить через мониторы. Для меломана, приходящего с работы поздно вечером, наушники — единственный способ насладиться любимой музыкой, не рискуя навлечь на себя гнев соседей. Для подростка, не расстающегося с плеером, это образ жизни, когда просто невозможно себя представить без постоянно звучащей в голове музыки. Мало кто их них не отказался бы от наушников — если бы это было бы возможно.

Так зачем производителю серийной аудиотехники тратиться на заведомо качественный встроенный телефонный усилитель, если можно с уверенностью сказать, что определенной части слушателей он все равно не подойдет, а большинство совершенно искренне будет нахваливать существенно более дешевое и примитивное решение конкурента?

Вот тут мы и приходим к пониманию того, почему и зачем нужны внешние усилители. Надеюсь, уже очевидно, что они бывают разными — на вкус и цвет. Могут отличаться схемотехника, характер звучания, возможности обработки звука, наконец, функциональность. К тому же любой внешний телефонный усилитель повышает совместимость плеера с высокоомными наушниками, которые далеко не всегда способен «раскачать» встроенный в портативный проигрыватель усилитель. Проще говоря, если вы хотите использовать с вашим «айподом» наушники с импедансом 300 Ом, то без усилителя вам не обойтись.

И если вас все устраивает в вашем плеере, кроме его звучания, и не спасают даже дорогие наушники, может, тоже есть смысл попробовать телефонный усилитель?

Поговорим о возможностях и конструкции портативных усилителей для наушников на примере трех моделей, выпущенных совсем недавно: это CORDA XXS и CORDA 3MOVE компании Meier Audio, а также P3 Heron производства iBasso P3 Heron. Обе эти фирмы, как говорится, «хорошо известны в узком кругу», а их репутация среди аудиофилов довольно высока.

ПРОСТО И ПОНЯТНО

Начнем с функционально самого простого усилителя — Meier Audio CORDA XXS. На вид это небольшая коробочка из толстого алюминия с тремя разъемами: адаптера питания, линейным аудиовходом и выходом на наушники. На передней панели также установлена круглая ручка регулировки громкости и красный светодиодный индикатор, сигнализирующий о включении устройства. Работает усилитель либо от сети (любой источник питания с постоянным напряжением от 6 до 12 В и допустимой силой тока не менее 20 мА), либо от девятивольтовой плоской батарейки типа «Крона», которой должно хватать на сто часов работы.

По информации производителя, для усиления сигнала в CORDA XXS используются два однополосных операционных усилителя AD8610. В схеме применяются исключительно высококачественные металлопленочные резисторы и пленочные полипропиленовые конденсаторы. Общая буферная емкость — 4000 µФ, что свидетельствует о широких динамических возможностях схемы даже при низковольтном питании. Иными словами, усилитель способен отрабатывать резкие повышения уровня сигнала, не опустошая при этом батареи. В качестве регулятора громкости устанавливается изготовленный на заказ потенциометр ALPS со встроенным выключателем питания. В общем, тот же hi-end, только с миниатюрной элементной базой.

Работает все это предельно просто: поворачиваем задвижку на задней панели усилителя, снимаем ее и помещаем внутрь батарейку. Можно воспользоваться и сетевым блоком питания. К линейному выходу плеера (лучше всего) или выходу на наушники подключаем прилагаемый короткий кабель на 3,5-миллиметровых мини-джеках и подсоединяем его к линейному входу усилителя. К выходу на наушники подключаем, естественно, наушники. Если у вас наушники с «большим» — 6,35 мм (1/4’’) — разъемом, придется воспользоваться переходником — нередко он входит в комплект поставки. Если источник стационарный, нужно найти переходник мини-джек-«тюльпаны» (RCA).

Включается усилитель просто поворотом ручки громкости против часовой стрелки до щелчка — после этого на передней панели загорается красный светодиод. В принципе, каких-то других регулировок, кроме громкости, здесь нет. Можно лишь снизить коэффициент усиления — в случае, если ваши низкоомные наушники перегружаются даже при минимальной громкости, либо используется источник с сигналом высокой мощности. Для этого нужно снять переднюю панель, вынуть из корпуса печатную плату и переставить перемычку так, как указано в инструкции. Больше никаких настроек не предусмотрено.

CORDA XXS — пример недорогого портативного усилителя для наушников, который вполне можно использовать с карманным плеером. Он легкий, имеет минимум выступающих деталей, поэтому вполне подойдет для постоянного ношения. При одном только условии — если вам понравится его звук. Как мы уже говорили, это настолько субъективная характеристика, что не имеет большого смысла его описывать. Приходите в магазин и слушайте. Если понравится — покупайте. Нет — послушайте какую-нибудь другую модель.

ЦАП-ЦАРАПЫЧ

Meier Audio CORDA 3MOVE — более сложная модель: она содержит не только аналоговый усилительный тракт (на тех же двух операционниках AD8610), но и 16-разрядный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) PCM2702 производства компании Texas Instruments, работающий с частотами дискретизации 32, 44,1 и 48 кГц. Общая буферная емкость схемы — 5800 µФ, т. е. динамические возможности этой модели еще шире, чем у CORDA XXS.

К органам управления, присутствующим на корпусе CORDA XXS, добавился порт mini-USB и переключатель режимов стерео-кроссфид, о которых — чуть ниже. Корпус усилителя все так же выполнен из толстого алюминия, а питание обеспечивает либо сетевой адаптер, либо девятивольтовая батарейка.

Благодаря встроенному ЦАПу усилитель получил новые интересные возможности. В частности, его можно напрямую подключить к компьютеру по интерфейсу USB и использовать как внешнюю звуковую карту. Windows автоматически распознает 3MOVE как USB-аудиоустройство, а в Mac OS необходимо вручную выбрать усилитель в качестве звукового устройства. В результате можно слушать музыку, минуя компьютерную звуковушку — особенно это актуально для владельцев ноутбуков, в которых из-за плотного монтажа звуковой тракт собирает поистине чудовищное количество наводок и помех.

У CORDA 3MOVE есть любопытный режим «естественный перекрестный фильтр» (кроссфид) — для его включения нужно перевести перекидной переключатель на передней панели влево. Как мы уже говорили, при прослушивании музыки в наушниках и четком разделении каналов может создаваться неестественная и некомфортная для человека звуковая картина. Кроссфид как раз и призван устранить этот недостаток. Специальная схема за счет подачи с небольшой задержкой правого сигнала в левый канал и наоборот позволяет имитировать естественную временную задержку звукового сигнала, идущего от правого уха к левому и наоборот.

Разработчики утверждают, что CORDA 3MOVE распознает предположительное положение инструментов и певцов в записи: инструменты в середине звуковой сцены одинаково присутствуют в обоих каналах, не пересекаясь, а перекрестный сигнал создается для инструментов, расположенных не в центре. Подозреваю, что в действительности это работает не совсем так, как описано в инструкции, но, несомненно, такой режим повышает естественность звучания музыки, прослушиваемой через наушники.

Усилитель 3MOVE почти вдвое тяжелее, чем XXS, но он все еще достаточно миниатюрен, чтобы считаться портативным. Очевидно, что по характеру звучания обе эти модели похожи, что стоит иметь в виду перед прослушиванием.

СДЕЛАЙ САМ

Третий усилитель, о котором мы хотели бы рассказать, — iBasso P3 Heron. В этом устройстве реализована совсем иная идеология, чем в усилителях Meier Audio, да и внешне он заметно отличается: место алюминия с матовым покрытием занял полированный алюминий, а передняя панель выполнена в классических традициях hi-end — его можно даже не включать, а просто любоваться.

Лицевая панель iBasso P3 Heron выполнена в лучших традициях hi-end: если бы не размеры, усилитель вполне вписался бы в стойку с аудиоаппаратурой

На передней панели расположены изящный перекидной выключатель питания, аудиовход и выход на 3,5-миллиметровых разъемах, а также поворотный регулятор громкости (кстати, в комплекте есть запасной). На задней панели — лишь разъем для подключения внешнего блока питания. Heron требует тех же девяти вольт, но здесь вместо одной батарейки типа «Крона» используются сразу шесть «пальчиковых» элементов AAA. Что лучше, сказать сложно, но «пальчиковые» батарейки найти в продаже гораздо проще.

Печатная плата вынимается из корпуса P3 Heron, ненужный модуль извлекается из гнезд и его место занимает другой или другие

Heron — это модульный усилитель с буферной архитектурой: при желании можно менять операционные усилители, выполненные в виде специальных легкосъемных модулей на DIP-разъемах. При поставке в P3 Heron устанавливаются два одинарных (т. е. одноканальных) операционных усилителя AD797, две «пустышки» и один двойной усилитель LM6172. На «пустышки» можно напаивать собственные микросхемы операционных усилителей. В комплект включены еще несколько съемных модулей: один двойной усилитель LM6172, четыре одинарных усилителя NE5534, двойной усилитель LTC6241HV, два адаптера и два транзисторных буфера. Возможные схемы установки описаны в инструкции — любителям экспериментов должно понравиться.

Как и в моделях Meier Audio, в Heron предусмотрена регулировка коэффициента усиления в зависимости от сопротивления наушников.

Набор «сделай сам»: модули с микросхемами, чипы, отвертка и... запасная ручка громкости

Несмотря на «портативность», iBasso P3 Heron совсем не хочется носить в кармане, к тому же шикарный блестящий корпус моментально собирает отпечатки пальцев и его приходится постоянно протирать. Heron хочется поставить перед собой на стол и получать эстетическое наслаждение только от его внешнего вида. Впрочем, ничто не мешает использовать усилитель по назначению — отзывы о его звучании самые положительные.

Итак, мы познакомились с не самыми массовыми портативными устройствами, о существовании которых многие даже и не подозревают. Усилители для наушников пригодятся тем, кто серьезно относится к качеству звука и не желает мириться с недостатками дешевых телефонных усилителей, встраиваемых в бытовую аудиотехнику. Они позволяют использовать с портативными плеерами высококачественные наушники с высоким импедансом и заметно повышают качество звучания любых аудиопроигрывателей. Единственный совет — перед покупкой обязательно послушайте, как звучит приглянувшаяся вам модель.

MEIER AUDIO CORDA XXS НАЧАЛО ПРОДАЖ: осень 2008 ПРИМЕРНАЯ ЦЕНА: 6480 руб. ВХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ: 13 кОм ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ: < 1 Ом ВЫХОД НА НАУШНИКИ: 1 ПОЛНОЕ УСИЛЕНИЕ: 4/18 дБ ВХОДНЫЕ РАЗЪЕМЫ: мини-джек 3,5 мм ВЫХОДНЫЕ РАЗЪЕМЫ: мини-джек 3,5 мм СОПРОТИВЛЕНИЕ НАУШНИКОВ: от 16 до 300 Ом МАТЕРИАЛ КОРПУСА: алюминий РАЗМЕРЫ: 88х47х22 мм ВЕС: 85 г ЦВЕТ: черный или серебро MEIER AUDIO 3MOVE НАЧАЛО ПРОДАЖ: осень 2008 ПРИМЕРНАЯ ЦЕНА: 9630 руб. ВХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ: не менее 6,2 кОм ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ: < 1 Ом ВЫХОД НА НАУШНИКИ: 1 ПИТАНИЕ: USB, аккумуляторы, сеть ПОЛНОЕ УСИЛЕНИЕ:0/15 дБ (встроенный переключатель) СОПРОТИВЛЕНИЕ НАУШНИКОВ:от 32 до 300 Ом МАТЕРИАЛ КОРПУСА: алюминий РАЗМЕРЫ: 93x65x28 мм ВЕС: 155 г ЦВЕТ: черный или серебро

iBASSO P3 Heron НАЧАЛО ПРОДАЖ: осень 2008 ПРИМЕРНАЯ ЦЕНА: 5890 руб. В деталях ВЫХОД НА НАУШНИКИ: 1 ВХОДНЫЕ РАЗЪЕМЫ: мини-джек 3,5 мм ВЫХОДНЫЕ РАЗЪЕМЫ: мини-джек 3,5 мм СОПРОТИВЛЕНИЕ НАУШНИКОВ: от 16 до 300 Ом МАТЕРИАЛ КОРПУСА: алюминий РАЗМЕРЫ: 55х21х92 мм ВЕС: 122 г ЦВЕТ: черный или серебро






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.