ЗЫЗа, ДуСя и сестры

История портативных игровых консолей в России (нет, пожалуй, в СССР) началась в середине восьмидесятых годов, когда ушлые союзные инженеры в одностороннем порядке «лицензировали» начинку карманных приставок Nintendo. Так появились карманные игры под маркой «Электроника». Первые, еще пробные модели с зарубежным Микки-Маусом мало кто видел. Но кто, просите, не играл в «Ну, погоди!» Все знают волка, который в труселях и с корзинкой наперевес ловит куриные яйца. Не дадим соврать: узнаваемое электрическое пиликание раздавалось в конце восьмидесятых во время школьных переменок из всех классов.

Третий десяток идет с тех пор. Ребята, собиравшиеся во дворе с разноцветными «плитками» «Электроники», теперь строят небоскребы, погружаются в морские пучины и летают в космос. Мир меняется, люди — нет. Теперь их дети все так же собираются на переменах с карманными играми. Но сейчас там нет ни волков, ни яиц. Теперь это удивительные и невероятно затягивающие Sony PlayStation Portable (в народе ЗЫЗа — PSP в русской раскладке) и Nintendo DS (в народе ДуСя). В одной детской ладошке умещается мощь настольного компьютера десятилетней давности.

Для тех, кто не очень-то следил за развитием портативных консолей, мы расскажем, что же сейчас творится на рынке, отчего такие маленькие коробочки могут удивлять очень красивыми играми, и в каком направлении движется вся индустрия электронных карманных развлечений.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

Если последняя консоль, которую вы держали в руках, была как раз той самой «Электроникой», ничего страшного — за пару десятков лет портативных приставок сменилось не так уж и много. Все дело в большом сроке жизни каждой консоли — пять-шесть лет. Приблизительно на столько хватает мощности одной приставки, пока разработчики не упираются в предел производительности.

Издавна двумя главными игроками на рынке консолей были Nintendo и Sony. Иных уж нет. Первыми, конечно, были неугомонные японцы-казуалы Nintendo. Собственно, волк с яйцами пошел как раз из их игр серии Game  Watch, появившейся еще в 80 году. Примитивно, дешево, и потому невероятно популярно. Но такие «консоли» хоть и были чертовски популярны, всерьез их никто не принимал: в каждом таком устройстве была только одна вшитая игра.

Действительно поворотным моментом стоит считать появление первого Nintendo Game Boy. Эту легендарную консоль изобрел тот же сотрудник Nintendo, что в свое время дал жизнь линейке Game  Watch (вот уж креативный разум). За Game Boy потянулась вереница конкурентов, во многом перспективных, но в итоге провальных. Atari и NEC, после пары неудачных попыток, решили выйти из борьбы за карманы покупателей. Дольше всех продержалась Sega со своей GameGear — аж до 97 года. Следующие консоли Sega былой популярности уже не снискали.

В конце девяностых и самом начале двухтысячных Nintendo еще пару раз встряхнула мир новинками из серии Game Boy — с цветным экраном и новым форм-фактором. Попытки перекроить мир портативных консолей принимались с завидной регулярностью, но все эти компании-герои со своими перспективными приставками канули в историю.

А потом все прекратилось. В 2004 году Sony представила PSP, мультимедийную карманную приставку, мощь которой сравнима с первой PlayStation, выпущенной десятью годами ранее. О конкуренции речи даже не шло — свой ответ успела дать только Nintendo, чуть погодя выпустив двухэкранную Nintendo DS. Примерно с этого момента начинается новая история портативных консолей, о которой сейчас и пойдет речь.

А о старых карманных приставках можно прочесть много интересного, просто перевернув страницу.

НЕ КАК У ВСЕХ

Бизнес-модель рынка портативных развлечений успела сильно поменяться с момента зарождения этого направления. Самые первые карманные консоли были недорогими устройствами с одной вшитой игрой. Единожды потратив определенную сумму долларов (будем говорить о западном рынке), покупатель получал устройство с единственной функцией — например, ловить Микки-Маусом яйца. Всё, такая игровая консоль была полностью законченным, самодостаточным продуктом — не отнять, не прибавить. Продажи таких игрушек были сравнительно небольшими, деньги зарабатывали всего несколько компаний, а после насыщения рынка такими моноиграми бизнес впору было сворачивать.

К счастью, выход был найден — разделение аппаратной и программной части. Отдельно продавая аппаратные платформы (консоли), а отдельно — игры, можно было заработать гораздо больше. Кроме того, такой подход обходился существенной экономией — вбрасывать на рынок новые игры на сменных носителях было куда дешевле, чем выпускать новую модель консоли с новой вшитой игрой. Именно тогда, в самом начале девяностых, и начался бум «геймбоев». Покупатели с радостью тратили деньги на новые картриджи с играми, издатели с не меньшей радостью продавали игры тиражами в десятки и сотни тысяч.

Но тут индустрия портативных развлечений вновь уперлась в потолок — зачастую потенциальные потребители просто не могли себе позволить саму консоль, которая тогда могла стоить три сотни долларов. В те времена доллар был дороже, не то что сейчас. Из-за таких цен страдали не только производители железа, но и игровые издатели.

И снова выход был найден. Компании, занимающиеся производством консолей, решили максимально расширять аудиторию, намеренно снижая цены на приставки, вплоть до себестоимости или даже продажи в убыток (совершенно нормальное в наши дни явление). А прибыль планировалось получать с издательского дела и лицензионных сборов. Идея оказалось удачной — дешевые приставки, то и дело раздающиеся под ярлыками скидок почти за бесценок, расходились по миру миллионными тиражами. И все эти миллионы геймеров покупают игры, ничуть не в меньших количествах. Деньги снова потекли рекой, да так и текут по сей день. Пока потолка не видно.

Sony PlayStation Portable

Начало. В мае 2004 года на выставке Е3 Sony подразнила заскучавших геймеров новой, невероятно мощной и функциональной по тем временам портативной консолью PlayStation Portable. Это было новое слово в индустрии портативных развлечений — PSP в первую очередь брала своей производительностью, местами сопоставимой с самой первой PlayStation. В качестве носителя использовался UMD-диск, компактный и более емкий, чем обычный CD. Этот урезанный DVD в защитном картридже вмещал до 1,8 Гб и имел защиту от копирования. В магазины PSP попала только в декабре. К тому моменту уже были готовы несколько очень хороших игр, которые-то и подхлестнули продажи новой консоли.

Эволюция. Мало кто знает, но PSP в том виде, в котором все ее знают, претерпела несколько редакций. Первая версия звалась PSP-1000 (кстати, последняя цифра в индексе значит номер региона продаж) и прожила два года. К 2007 году была выпущена PSP-2000, она же Slim Lite, облегченная на треть и похудевшая в толщину версия. В ней удвоилась до 64 Мб внутренняя память, добавился видеовыход и возможность зарядки от USB. А конструкция претерпела небольшие изменения — отказ от ИК-порта, улучшения по части эргономики. В августе 2008-го анонсирована PSP-3000 с новым, более ярким дисплеем, встроенным микрофоном и небольшим редизайном кнопок. В июне 2009-го нам показали совершенно новую PSP Go, с новой, мощной начинкой, новым дизайном (слайдер, а не моноблок), без слота UMD (игры на флэшках) и с памятью 16 Гб. Продажи стартуют 1 октября.

Умеет. Ясное дело, что на PSP можно играть. Как в двумерные, так и в замечательные трехмерные игры. Впрочем, если присмотреться, оказывается, что графика на PSP весьма примитивна — полигональная бедность и размазанные, аки сопли по тарелочке, текстуры. Все это разработчики пытаются маскировать россыпью пыщь-пыщь-эффектов: взрывы, частицы, освещение. Удачно.

Вторая по популярности функция консоли — просмотр фильмов. Смотреть на большом экране предварительно сконвертированные в MPEG-4 ролики исключительно удобно и приятно, хотя батареи хватает часа на четыре максимум. На сладкое — прослушивание музыки, просмотр изображений, общение по Skype, загрузка контента из PlayStation Network и феерически странный браузер Access.

Внутри. Изначально PSP была основана на процессоре MIPS R4000 с частотой 333 МГц, которая первое время была обрезана до 222 МГц для экономии батареи. Оперативная память со временем росла с 32 до 64 Мб. А вот графический чип работает с частотой 166 МГц и имеет лишь 2 Мб видеопамяти. Столь слабой с точки зрения стационарных компьютеров начинки вполне хватает для игр с простой трехмерной графикой и низким разрешением. Все дело в оптимизациях и другой архитектуре, нежели в привычных нам компьютерах. Характеристики PSP Go пока доподлинно неизвестны, однако графическая подсистема в ней будет мощней, чем в iPhone 3GS, который, в свою очередь, гораздо сильней, чем в обычная PSP.

Nintendo DS

Начало. Nintendo безраздельно правила рынком карманных игр более двадцати лет. И как только Sony вознамерилась отобрать у коллег-японцев кадку с пальмой лидерства, Nintendo подсуетилась и в том же 2004 году представила неординарную DS. Эта консоль в первую очередь привлекала наличием двух экранов, один их которых был сенсорным. Самое забавное, что дизайн DS берет начало из… старинных Game  Watch! Именно в восьмидесятых появились двуэкранные раскладушки, хоть и без сенсоров. Впрочем, внешность у консоли была топорная, начинка слабая, и первое время покупателей должна была завлекать совместимость с картриджами Game Boy Advance — это давало время разработчикам написать игры под новую приставку.

Эволюция. Аляповатая DS первой ревизии смотрелась крайне уныло на фоне вылизанной, глянцевой PSP. К тому же DS была тем еще гробом. Ситуацию исправили лишь через два года, в январе 2006-го представив DS Lite — облегченную, уменьшенную и куда более элегантную, с емким аккумулятором и яркими дисплеями. К настоящему моменту DS Lite разошлась тиражом около 80 миллионов штук! И продолжает продаваться, хотя еще в ноябре 2008-го на рынок вышла Nintendo DSi — еще тоньше, чем DS Lite, с экраном на четверть дюйма больше, с двумя VGA-камерами (VoIP и игры) и слотом SDHC. Но пришлось пожертвовать разъемом для картриджей Game Boy.

Умеет. Nintendo всю жизнь делала игры для казуалов. DS — исключительно казуальная консоль со слабой начинкой и двумерными играми, в которых преобладает жанр аниме и всякой кавайщины. Европейцы пугаются, хардкорные геймеры плюются. К тому же игры идут на картриджах, которые нельзя пиратить. Впрочем, даже те игры, что есть, могут порадовать до визга — сенсорный экран и микрофон используются на полную. Например, каково «сдуть» песок с экрана, подув на микрофон?

Консоль ориентирована исключительно на игры — фильмы и музыку проигрывает DS через одно место, да и то после установки соответствующих плееров. Для казуалов есть встроенный Wi-Fi-чатик. Рудимент в подарок от азиатов.

Внутри. Консоли Nintendo всегда брали не характеристиками, но увлекательными играми. Поэтому DS вполне хватает двух процессоров с частотами 66 и 33 МГц — смешно звучит на фоне PSP. Смеемся дальше — четыре мегабайта оперативки и половинка мегабайта видеопамяти. Ясно, насколько сильно DS сливает PSP в качестве 3D? Но для мультяшного 2D на двух экранах с разрешениями по 256х192 точек хватает. Кстати, в DSi дисплей увеличили с 3 до 3,25 дюймов, а разрешение оставили прежнее. Хотя подтянули и процессор до 133 МГц, и оперативную память до 16 Мб. Впрочем, DSi все равно слабее, чем PSP Go, раза в три минимум.

ИНЫХ УЖ НЕТ 80-е

Microvision. Именно под этим брендом вышла, как принято считать, первая портативная игровая консоль. То был аж 1979 год, Nintendo еще продавала игровые автоматы, а Microvision зарабатывала миллионы, продавая четырехбитную консоль с экраном 16х16 точек. Но первопроходцам достаются все грабли — проект пришлось закрыть уже через два года из-за многочисленных жалоб покупателей на качество продукта. Система буквально рассыпалась в руках — мерли дисплеи, западали кнопки, выгорал процессор. Закончилось все печально, но начало было положено.

Game Watch. Игры, которые мы знаем под брендом «Электроника», были изобретены компанией Nintendo в 1980 году. Инженер Гунпэй Ёкой однажды увидел скучающего бизнесмена, развлекавшего себя тыканьем в кнопки калькулятора. Так и зародилась идея простейшей карманной приставки. Game  Watch питались от пары батареек-таблеток, в них была лишь одна игра, но зато стоили такие консоли дешево и производились самой Nintendo до 91 года.

Epoch Game Pocket Computer. Лишь спустя три года после смерти Microvision, в 84 году, появилась новая консоль со сменными картриджами. Детище Epoch работало от четырех АА-батареек и имело шикарный по тем временам экран 75х75 точек. Но систему постиг Epic Fail — в Японии консоль провалилась, в США же не выходила вовсе. Причина — для GPC было выпущено только 5 (!) игр.

Game Boy. Следующая портативная консоль — Game Boy — появилась только в 1989 году. Мир готовился к переходу на цветные ЖК-экраны, а Nintendo намеренно отказывалась от них в пользу старых монохромных — они здорово экономили батарею. На том и выехали — работающий на четырех пальчиковых батарейках, с экраном 160х144 точки, Game Boy быстро оброс кучей аксессуаров, вроде линзы на экран или стереоколонок. Игры для Game Boy были восьмибитными (то есть как на Dendy), пускай и с монохромной графикой. Консоль работала по 30 часов от одного комплекта батарей. В результате за 15 лет продано почти 70 миллионов экземпляров.

Atari Lynx. Изначально Lynx была разработана компанией Epyx, но та, в свою очередь, обанкротилась и продалась Atari. Консоль была революционная. Первый цветной экран на 4096 цветов, подсветка, поддержка масштабирования спрайтов, псевдо-3D. Но Lynx вышла в том же 89 году и полностью слила «геймбою» — приставка стоила в два раза дороже ($190), ощущался острый недостаток игр, а шесть батарей АА Lynx сжирала за четыре часа.

90-е

Sega Game Gear. Консоль была основана на Sega Master System — та же производительность, восьмибитные игры. Game Gear была прямым конкурентом Lynx — тоже цветной экран с подсветкой и аналогичным разрешением, та же частота процессора почти в 4 МГц. И те же проблемы — большая цена, прожорливость (снова 6 батареек и только 5 часов работы), небольшой выбор игр, которые к тому же стоили по 25-30 долларов. Выпущенные аксессуары, вроде ТВ-тюнера или  автомобильного адаптера, приставку не спасли. Всего было продано 11 миллионов Game Gear, что на самом деле небольшой результат для такого мастодонта, как Sega.

TurboExpress. NEC, успевшая продвинуть свое гейм-подразделение на приставке TurboGrafx-16, решила опробовать свои силы в портативных развлечениях. Попытка уместить мощь полноценной приставки в портативной консоли успехом не увенчалась — TurboExpress хоть и была очень мощной, с семимегагерцовым процессором и очень тонкими картриджами, оказалась слишком технологична. А следовательно, дорога — неприличные для 90 года $300. В 92 году цену снизили до $200, впрочем, nobody cares. Дорогая, прожорливая (три часа работы) консоль была никому не нужна. В итоге — смешной тираж в полтора миллиона штук.

Atari Lynx II. Ничуть не огорчившись провалу первой Lynx, Atari выпускает в 91 году новую версию. Lynx II получила более компактный корпус, улучшенный экран, стереовыход. Главное изменение — цена. Удешевление начинки позволило сбросить почти сотню баксов, опустив ценник до $99. Не помогло — к тому моменту Lynx II была никому не нужна и консоль тихонько сдохла. Тираж обеих Lynx не дотянул и до миллиона.

Sega Nomad. Выпущенная в 95 году, Nomad стала продвинутой версией Game Gear. Консоль «тянула» 16-битные игры от Sega Genesis, радовала глаз 3,25-дюймовым экраном с разрешением 320х224, на выбор предлагалось более 600 игр. По тем временам Nomad умела все, даже грабить корованы. Но Sega вновь не выдержала боя с Game Boy — приставка оказалась дорога и прожорлива.  

Game Boy Color. Когда продажи первого, монохромного Game Boy начали падать (для этого потребовалось 9 лет!), в 98-м Nintendo решила незначительно обновить легендарную консоль. Всего-то добавили цветной экран (32 тысячи цветов), но продажи вновь подскочили. Кроме того, разъем для соединения консолей с целью мультиплеера заменили на инфракрасник. Оставили совместимость с картриджами оригинального Game Boy. Тираж — за сотню миллионов.

Neo Geo Pocket Color. Разработчик настольной приставки Neo Geo, компания SNK, вышла на рынок портативных консолей только в 99 году. Впрочем, NGPC получилась очень слабенькой для того времени — 7 мегагерц, хилый экран 160х152, а игры были на уровне Sega Game Gear. Во времена расцвета Game Boy Color консоль от SNK осталась почти незамеченной — 2 миллиона экземпляров.

2000-е

Game Boy Advance/SP. Лишь в марте 2001 года Nintendo показала всем, что не забила на линейку Game Boy — вышло обновление с названием Advance. Иной дизайн, 32-битный процессор, новый яркий экран с разрешением 240х144 и, наконец, настоящие 3D-игры. «Геймбой» уменьшился и стал работать лишь от двух батареек АА по 15 часов. При этом сохранилась полная совместимость с картриджами ранних Game Boy.

А еще через два года, в начале 2003-го, «геймбой» обновился до версии Advance SP — вместо моноблока консоль стала раскладной, увеличился экран, а батарейки заменили на аккумулятор.

Nokia N-Gage. Первая попытка Nokia войти на рынок консолей была весьма эпична — был выпущен специальный смартфон на Symbian 6.1 с поддержкой игр уровня Game Boy Advance. Реклама игр для N-Gage была чуть больше, чем везде (Лара Крофт — теперь на N-Gage). Но финны зафейлили задумку — консолефон был дорогим, игр неприлично мало, а главное звонить по этому девайсу было жутко неудобно. В 2004-м вышло обновление N-Gage QD, с более толковым дизайном, обрезанной функциональностью (без радио, плеера и подключения по USB) и пониженной до $100 ценой. Впрочем, с QD тоже вышел фейл — окантовка корпуса быстро отслаивалась. Покупатели были недовольны и тем самым похоронили платформу N-Gage.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.