WebOS: полет в заоблачные дали или витание в облаках?

С младых ногтей родители учат нас не витать в облаках. Эта метафора «несбыточных мечт» настолько сильно въелась в нас, что любое облакоподобное решение кажется несостоятельным и авантюрным. Конкуренцию ему составляют разве что замки из песка... А между тем мы уже давно «сидим на облачке», имя которому Cloud Computing — «облачные» вычисления. Этот антипод персональных вычислений замахнулся на святое святых последних двух десятилетий компьютерной индустрии — персональную обработку данных. На все увеличивающуюся мощность домашних и карманных компьютеров. На все большую прожорливость операционных систем... Замах этот до недавнего времени носил чисто концептуальный характер. Но 7 июля сего года, в день анонса компанией Google своей второй операционной системы ChromeOS, он обрел необходимую для нанесения удара кинетическую энергию. И розовые облака Cloud Computing в одночасье обрели плотность гранитной скалы. Имя которой WebOS — операционная система, живущая в Web'е...

Cloud Computing: ожившая мечта General Electric

Вот с чем у вас ассоциируется слово РАЗВИТИЕ? У меня, например, с витками гигантской спирали, которые, развиваясь, устремляются в бесконечность... Это я к тому, что очень часто идеи, сверкнувшие своей несбыточностью на одном из витков технологической спирали, реализуются на последующих ее витках. Не будем сейчас вспоминать «вертолет» Леонардо и S-51 Сикорского. Этим пусть занимаются журналы, посвященные авиации. А мы заглянем в далекий 1964 год. Когда в недрах основанной Томасом Эдисоном компании General Electric родилась безумная, в общем-то, идея. Раздавать вычислительные ресурсы примерно так же, как и электричество. Из розетки. Почему люди построили большие электростанции и коллективно пользуются ими, вместо того, чтобы создавать персональные генераторы для каждой семьи? Потому что это эффективно. И просто. В доме есть розетка. В ней электричество. Откуда оно пришло — не важно. Важно, что им можно воспользоваться в любой момент. И это будет учтено с точностью до ватта. Ведь услуга — платная.

Вычислительные машины той эпохи напоминали электростанции. Такие же огромные и шумные. Только вот, в отличие от последних, обычным людям они были недоступны. Нет, можно было конечно, заказать машинное время для выполнения своих расчетов. Но для этого нужно было посетить вычислительный центр и довольно долго ждать в очереди таких же жаждущих.

А почему бы не предоставить доступ к вычислительной мощности этих центров каждому желающему? Не сделать в доме вторую розетку с надписью «Computing», в которую можно было бы включить простой и удобный терминал? И воспользоваться множеством программ «из розетки». При этом совершенно не важно, на какой далекой вычислительной машине каждая из них запускается. Так возник проект MULTICS (Multiplexed Information and Computing Service — Мультиплексируемый (разделяемый) информационный и вычислительный сервис). Вместе с General Electric (владельцем не только большинства электрических розеток в домах американцев, но и десятка мощнейших вычислительных центров) над проектом трудился знаменитый MIT (Massachusetts Institute of Technology — Массачусетский технологический институт) и телефонный гигант Bell Labs. Результатом их работы стала первая в мире операционная система с разделением времени (time-sharing OS) и... полное отсутствие государственной, да и коммерческой поддержки. Идея вычислений из розетки в те времена казалась если не бредовой, то уж экстравагантной точно. Потому что не созрел еще потребитель. Обычному человеку наличие подключения к телестанции в то время было важнее каких-то непонятных вычислений. Конечно, MULTICS породил массу решений, которые в современных операционных системах являются обязательными (диспетчер процессов, виртуальная память, динамически компонуемые программы). Но толку-то. Ведь его основная цель была не в этом. Облако 60-х рассеялось.

Логотип проекта MULTICS как нельзя лучше отражает судьбу проекта. Его разработчики зашли в технологический тупик

Управление Personal’ом

А потом мир стал персональным. Неуклюжие гиперкалькуляторы, которыми были первые персональные компьютеры, и близко тягаться не могли с мощностью, которую хотели предложить создатели MULTICS. Но они были под рукой и эволюционировали как тараканы. 80-е и 90-е — это годы поднимающихся на ноги персоналок и операционных систем для них. Расцвет MacOS и Windows. Появление Linux и персональная эволюция Unix. Теперь в каждом доме, наряду с тостером и стиральной машиной, жил ПК. Но розетка все еще оставалась одной — электрической.

Интернет в конце 90-х изменил это. Теперь персоналки могли питаться информацией из телефонной розетки, а бренчание соединяющихся с интернетом модемов стало симфонией новой эпохи — удаленного хранения данных. Тогдашний интернет ничего не вычислял. Он умел хорошо хранить и предоставлять информацию. Эдакий всемирный архивариус. Да и как тут повычисляешь, если ни достаточных вычислительных мощностей у серверов, ни широких каналов еще не было. А пользователи привыкли, что все вычисляет их личный ПК. И если он это делает плохо, нужно... купить более мощный ПК! Благодатная идея для производителей. Гонка персональных вычислений.

Не все, однако, радовались персональному прогрессу. Да, здорово, что современный ПК по мощности соизмерим с суперкомпьютером 80-х. Замечательно, что конкурентная борьба в этой отрасли порождает новые решения и технологические прорывы. Но оглянитесь вокруг. Разве мир путешествует только на личных автомобилях? Или, может, созданы персональные лайнеры, способные летать с континента на континент? (Каюсь, созданы. Но их владельцев можно пересчитать по пальцам.) В транспортной сфере услуги массового потребления превалируют. Они, конечно, и не так удобны, но зато значительно дешевле и эффективнее.

Именно эти мысли роились в головах разработчиков Cloud Computing («облачных» вычислений). Появились они с развитием широкополосного доступа в интернет на бытовом уровне. Когда хлипкую телефонную розетку и дребезжащие модемы заменили технологии ADSL, оптическое волокно и беспроводные сети. Люди перестали воспринимать интернет как сеть разбросанных по миру серверов. Для большинства Сеть стала неким объектом, к которому можно обратиться за помощью при нехватке информации. Или при желании общаться с друзьями. Или просто развлечься. Персональные компьютеры середины 2000-х обернулись реализацией мечты разработчиков MULTICS. Для многих сегодня это терминалы для доступа в Сеть. Потому что в Сети, как в Греции, уже есть все. Конечно, масса задач по-прежнему решается локально. Но ведь одно другому не мешает, ведь правда?

На телекоммуникационных схемах интернет часто изображают в виде облака

Схожу-ка в ближайший Data Center за SaaS’ом...

Кто может вспомнить точный момент перехода торговли от ларьков к гипермаркетам? Вот, кажется, только что ларечные продавцы счастья гроздьями теснились тут и там, а сейчас, глядишь, на их месте раскинулись широко нереальные ашаны и рамсторы. Сервис интернет-услуг практически идентично следовал ларечно-гипермаркетной модели. На месте провайдеров-одиночек, с чахлым сервером за пазухой, стали расти Data Centers (ЦОД — центры обработки данных). Объединяя под своим кондиционированным крылом сотни и тысячи серверов, они, поначалу, предоставляли всем желающим услуги виртуального хостинга, а чуть позже и полноценные «облачные» услуги. Но облако — это только красивая парадигма, предложенная институтом IEEE. В ее основе лежит уже знакомая нам MULTICS-идея. Информация и вычисления «живут» в «облаке» — интернет, а любой пользователь, обладающий ПК, коммуникатором, смартфоном или даже игровой приставкой, может получить доступ к ним и пользоваться так, словно это персональная услуга. Хранителями «облачных» данных и вычислений и являются Data Centers. Напичканные мощными процессорами и терабайтами оперативной памяти, имеющие коридоры стоек с жесткими дисками, окруженные паутиной высокоскоростных каналов, они готовы хранить и вычислять все что угодно. Они сверхнадежно зарезервированы по питанию и копиям пользовательских данных, они безотказны и неуничтожимы практически как Форд Нокс. Но не это является критерием их эффективности. Самым важным качеством любого ЦОД является время готовности сервера. Время, в течение которого он откликается на любой запрос любого пользователя.

Схема организации Data Center напоминает план оборонительных сооружений средневекового замка. Вычислительная мощь скрыта за защитными стенами антивируса, климат-контроля и резервного копирования данных

Начав торговать виртуальным хостингом, Data Centers быстро перешли к услуге VPS (Virtual Private Server — частный виртуальный сервер), а от нее к услуге SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как сервис). SaaS — это шаг от абстрактной вычислительной мощности, к предоставлению конкретных программ. Их разработкой, сопровождением, а также поддержкой компьютеров, на которых они выполняются, занимается ЦОД. Пользователю не нужно ходить в магазин за коробочным офисным пакетом. Ему не нужно задумываться, в какую папку установить ту или иную программу и что делать, если она зависнет или заразится вирусной инфекцией. Теперь достаточно выйти в Сеть, набрать адрес поставщика программ и выбрать нужную. Окном в мир таких программ является знакомый пользователю браузер. Поэтому такие программы и называются Web Applications.

Ключевой особенностью Web Applications является их работа в среде браузера, который фактически только отображает те изменения, которые происходят с программой на далеком сервере ЦОД. А может и не только. Совершенствование технологий Flash и Java сделали возможным часть функций web-программ выполнять на компьютере пользователя. А появление нового стандарта языка HTML 5 сделало возможным создавать независимые от этих технологий Web Applications.

В мире web-программ не все и не сразу было радужно. Начиналось все с откровенных насмешек со стороны разработчиков «серьезного ПО». И здесь создателям web-программ важно было не отступить и не сдаться. Своеобразным Данко, освещающим web-дорогу независимым разработчикам, стала компания Google. Одного взгляда на страницу с ее программами достаточно, чтобы понять: Google обзавелся серьезным офисным пакетом в формате Web Applications. Способным работать с текстами, таблицами, графикой и мультимедиаконтентом на уровне настольных версий подобного ПО.

«Облачные» web-приложения Google составляют серьезную конкуренцию традиционным локальным программам

И работает этот пакет на целой сети Google Data Centers, разбросанных по всему миру. Очень быстро пользователи привыкли к тому, что кроме как «погуглить» стало возможным хранить и делиться видео на YouTube, картинками на Picasa, работать с новостями в Google Reader, а общаться с помощью Gmail и Google Talk. Чуть позже к этим традиционным сетевым сервисам присоединились офисные программы (Google Docs), календарь, переводчики, словари, редакторы HTML и 3D-графики.

А в декабре 2008 года поисковый гигант представил для них шикарную сверкающую упаковку — браузер Google Chrome.

Google Data Centers разбросаны по всему миру. Целая «облачная» паутина!

От Chrome-браузера к ChromeOS

Не слишком ли самонадеянно выводить на переполненный рынок браузеров еще одного конкурента? Ведь новенький Chrome должен не просто быть. Он обязан завоевать сердца пользователей самых разных платформ. И в этом у Chrome есть преимущество перед главными игорками браузерного поля, такими как Firefox, Internet Explorer, Safari, Opera. Google Chrome создавался «с нуля» и изначально был открытым проектом. Да, его не существовало в эпоху «браузерных войн», когда споры Microsoft и Netscape решались в судах. Он не переживал эволюцию языка HTML. Его код не отягощен неизбежной «поддержкой версий вниз». Вместо этого Chrome изначально планировался как средство работы с Web Applications! Оставаясь при этом отличным браузером.

Создавая браузер Chrome, команда Google решила начать с нуля. Нужен был не просто браузер, а средство работы с web-приложениями

Что же такого есть в Chrome, что отличает его от конкурентов и делает идеальной платформой для web-программ? Если не обращать внимания на его по-гугловски аскетичный дизайн и используемый многими браузерами HTML-движок WebKit, а копнуть поглубже, то можно увидеть, что Chrome не просто отображает страницы и выполняет сценарии Java. Он УПРАВЛЯЕТ ими. Ведь каждая вкладка Chrome — это отдельный процесс, который работает в своей области памяти и не мешает другим процессам. Все, что творится в пределах вкладки, в ней же и остается. И ее крах никак не повлияет на работу самого Chrome.

Но это не все! Chrome предоставляет пользователю собственный диспетчер вкладок-процессов. Он помогает контролировать поведение вкладок и потребление ими ресурсов, например оперативной памяти. Благодаря этому в Chrome практически исключена ситуация, когда браузер, напичканный вкладками, из-за нехватки памяти не в состоянии открыть новую вкладку, но и закрыть одну из старых тоже не может. Классический пример ресурсного тупика.

В Google Chrome, как и в операционной системе Windows, есть встроенный диспетчер задач

Другой ключевой особенностью Chrome как платформы для Web Applications является V8 — совершенно новая виртуальная машина для обработки сценариев Java. Ведь web-программы должны выполняться максимально быстро. В идеале скорость их выполнения не должна отличаться от работы обычных «настольных» программ. А интерпретаторы Java-script, задействованные в других браузерах, способные выполнять относительно несложные сценарии для оживления web-страниц, не годились на роль гоночных болидов Web Applications.

Разработанная в Дании виртуальная машина V8 сделала из Chrome эффективную среду выполнения сценариев Java. Ведь она обладает такими функциями, как: наличие скрытых классов для одинаковых объектов Java, предкомпиляция сценария, не требующая постоянного обращения к его исходному коду, и инкрементная (выборочная) очистка «мусора», оставшегося после работы сценария. Именно благодаря V8 программы Google так шустры. Используя идею вкладки-процесса их можно даже запустить как бы отдельно от браузера.

Поддержка сценариев Java-script — важнейшая функция браузера, претендующего на звание платформы для web-программ. Но Google не была бы Google, если бы не припрятала в рукаве новую технологию, чтобы эффектным жестом продемонстрировать ее на зависть всем конкурентам. Такой инновацией стал Native Client. Если сказать о ней кратко, то это — технология, позволяющая использовать в составе Web Applications не только код Java, но и обычный x86-программный код, отлично воспринимаемый процессорами Intel. Технология Native Client защищает ядро операционной системы и web-программы от возможных ошибок этого кода. Native Client использует возможности процессора и операционной системы, но при этом выполняет код программы в составе браузера. Конечно же, использование обширного опыта программирования для Intel x86, позволяет создавать более продвинутые, функционально-богатые web-программы.

Если вы думаете, что отличия Chrome от конкурентов на этом закончились, то глубоко ошибаетесь. Для эффективной работы web-программ крайне важно, чтобы браузер умел хранить информацию об их работе. В настоящее время во все браузерах для этого применяется cookies. Решение старое как мир. В файле cookies можно сохранять не больше четырех килобайт сведений в формате переменная=значение. Решение, подходящее для простых web-страниц, но не для Web Applications. Чтобы удовлетворить потребности веб-приложений, Google разработала технологию Gears. Фактически в Chrome была внедрена база данных SQL, обеспечивающая качественное хранение данных и их поиск. Более того, появилась возможность выполнять без доступа к Web часть функций web-программ!

Классическим браузерным функциям в Chrome тоже уделили немало внимания. Поддержка HTML 5, в разработке спецификации которого Google играет не последнюю роль, поднимает на новый уровень работу Chrome с компоновкой страниц и мультимедиа.

Технологии Google Gears и Native Client добавляют «хромированному» браузеру новые возможности работы с Web Applications

ChromeOS. Метаморфоз в имаго

«Постойте!» — скажет внимательный читатель. Что же это за браузер такой, который создает новые процессы, имеет собственный диспетчер, компилирует Java-сценарии, умеет запускать обычные exe’шники и, вдобавок, наделен SQL-базой, позволяющей обойтись без интернета? Это уже не браузер, а... правильно! Без пяти минут операционная система!

Ведь браузер Chrome и создавался как куколка для метаморфозы в имаго нового вида — WebOS, подвид ChromeOS. Пока что эта платформа только заявлена Google как открытый проект легкой ОС, имеющей в основе Linux-ядро, управляющее рассмотренными выше возможностями браузера Chrome. Ареал обитания этого вида операционной системы — нетбуки. Которые из недоПК превращаются в терминалы для доступа к удаленным web-приложениям.

Не отягощенная необходимостью контролировать все и вся, такая ОС будет грузиться за считанные секунды, соединяться с «облаком» и загружать нужные пользователю программы и данные. Благодаря Google Gears пользователь дальше сможет работать с этими web-программами автономно, синхронизируясь с интернетом по мере надобности.

Концепция, безусловно, красивая. Но насколько она нова? А если не нова, то в чем ее кардинальное отличие от уже других подвидов WebOS?

Жужжание WebOS

Назвать Google первопроходцами в ареале WebOS будет неправильно. Ведь Cloud Computing существует уже не один год, и у многих разработчиков возникала идея предоставить пользователям операционную систему. Живущую в Web’е.

Чтобы это сделать, они выбирали разные пути-дорожки. Но если не вдаваться с технические детали, то среди существующих WebOS есть всего два подвида: 1) системы, полностью живущие в рамках браузера; 2) полноценные системы, ориентированные на работу исключительно с Web Applications.

Первый подвид является воплощением идеи ОС, которая «всегда с тобой». Поскольку код такой системы «живет» на удаленном виртуальном сервере, а пользователь получает доступ к своему рабочему столу и всем программам с помощью браузера, то работать с такой ОС можно где угодно. Начав работу дома, можно пойти на прогулку, зайти в интернет-кафе, запустить браузер и... продолжить начатую дома работу. Чаще всего интерфейс пользователя таких ОС создается на различных вариациях сценариев Java или (что реже) с использованием технологии Flash. Отсюда и вытекают их основные недостатки. Работа с Java по-разному реализована в разных браузерах, а это сказывается на скорости работы либо приводит к ошибкам. Кроме того, даже у самой продвинутой виртуальной Java-машины имеются существенные ограничения, стало быть и web-приложения будут «урезаны» по функциям.

Яркими представителями подвида браузерных WebOS являются системы icloud и Сloudо. Обе системы тщательно продуманы в плане пользовательского интерфейса и базового набора программ, доступных пользователю. Icloud к тому же полностью русифицирована. В обоих ОС имеется возможность хранить созданные документы на виртуальных дисках (в icoud — трехгигабайтная папка My icloud, в Cloudo — в My Documents). Обе WebOS укомплектованы почтовыми клиентами, виртуальными консолями и средствами разработки собственных программ. Кстати, в качестве языка для создаваемых программ и виджетов используется XML. Созданные на нем приложения выполняются как файлы ADF (Application Definition Files) на стороне «облачного» сервера, предоставляя браузеру отображать результаты работы.

WebOS icloud сделана очень тщательно. При регистрации пользователя уточняется язык интерфейса, и система локализует большинство входящих в нее программ

 

Cloudo содержит только базовый набор web-программ. Но развитая среда разработки на языке XML компенсирует этот недостаток

 

Cloudo и icloud наиболее продуманные, но далеко не единственные браузерные WebOS. Подобных проектов довольно много: EyeOS, Oos, DesktopTwo, IsDesktop и G.ho.st. В общем и целом это все в той или иной степени урезанные варианты систем, рассмотренных выше. Хотя интересные находки можно обнаружить и в них. Например, FTP-клиент в EyeOS или работа в отдельном от браузера окне в DesktopTwo.

Ну что же, ниша браузерных WebOS довольно густо заселена. И это хорошо. Потому что в таком разнообразии каждый сможет найти для себя наиболее подходящий вариант. Все, что нужно, чтобы взять такие WebOS в дорогу, — это запомнить URL сервера, на котором они живут.

Работающие в рамках браузера WebOS правильнее всего назвать мимикрирующими под операционную систему Web Applications. Ведь они не решают главной задачи любой ОС — управления ресурсами компьютера и предоставления их программам.

Такая задача по зубам второму подвиду WebOS. Эти системы устанавливаются на компьютер и управляют его аппаратным обеспечением. Но предоставляют эти ресурсы не локально работающим программам, а web-приложениям. Именно к таким WebOS и относится анонсированная ChromeOS. И она далеко не одинока.

Наиболее известным конкурентом ChromeOS является система Good OS (в миру gOS) от одноименного разработчика. Созданная на базе Linux-дистрибутива Ubuntu, эта система наделала много шуму во время CromeOS-анонса. Именно ее скриншоты Good OS случайно (или намеренно?) выдали за образцы экрана будущего творения Google! И немудрено. Ведь gOS напичкана ярлыками к Google-сервисам.

Та же компания выпускает еще один вариант WebOS, основанный на Linux. Система Cloud отличается от gOS тем, что управляет единственным приложением — браузером. А вот в его рамках запускаются и работают Google-сервисы, и виджеты сторонних разработчиков. Именно поэтому ОС Cloud анонсируется как browser operation system.

Операционные системы gOS и Cloud разрабатываются одной компанией. Скриншоты этих Linux-ориентированных ОС спутали с интерфейсом будущей ChromeOS

Аналогичный подход применяется и в системе Julicloud, использующей Debian Linux в качестве ядра, а среду Mozilla Prism в качестве средства формирования рабочего стола системы. Напомню, что технология Mozilla Prism, использующая технологию XUL (XML User Interface Language) позволяет запускать web-приложения как отдельно работающие виджеты, создавая у пользователя иллюзию работы с локально установленными программами.

Операционная система Julicloud также находится в стане Linux-ориентированных «убийц» ChromeOS

 

Технология Mozilla Prizm позволяет ОС Julicloud запускать web-приложения отдельно от браузера

 

Вероятно, анонс ОС от Google породит в ближайшее время еще десяток хороших или плохих подражателей, стремящихся населить облако Web программами и осчастливить пользователей.

ChromeOS-будущее. Безоблачно ли оно?

Приведенные РЕАЛИЗОВАННЫЕ примеры WebOS показывают, что Google своим анонсом сунулась в жужжащий ОС’ами улей. Завоевать сердца потребителей ChromeOS будет ох как непросто. Ведь свою уникальность и эффективность придется доказывать как в сравнении с уже живущими в Web’е системами (пусть и не такими именитыми), так и в сравнении с настольными ОС-гигантами. В своем интервью Билл Гейтс уже высказал свое «фи» в сторону новой Google ОС: «Таких вариаций бесчисленное множество. Поэтому иногда я удивляюсь тому, что люди находят в новых продуктах что-то действительно новое...». Камень в огород Linux и одновременно шпилька в бок Android, который тоже претендует на использование в нетбуках и тем самым составляет конкуренцию своему единокровному брату ChromeOS.

Сами же разработчики ChromeOS полны энтузиазма: «Google Chrome — это «легкая» операционная система с открытым кодом, которая на данном этапе будет предназначена для нетбуков... Как и в случае с браузером, нам пришлось начать разработку Google Chrome ОС с нуля: мы полностью изменили архитектуру безопасности, лежащую в основе операционных систем, чтобы оградить пользователей от вирусов и избавить их от проблем с настройками защиты. Система должна просто работать... Архитектура ПО очень проста: Google Chrome будет работать в новой системе окон на ядре Linux. Для разработчиков приложений платформой будет являться Web. Все существующие web-приложения будут работать на ОС Google Chrome автоматически, а новые можно будет писать с использованием любой web-технологии... ОС Google Chrome создана для людей, которые большую часть своего времени проводят в интернете. Она способна облегчить нагрузку как на маленькие нетбуки, так и на полноценные ПК. Несмотря на то, что есть сферы, где Android и Google Chrome ОС пересекаются, мы думаем, что возможность выбора будет способствовать развитию инноваций. В итоге выиграют все, и Google в том числе».

Что же, Google снова бросает вызов. На этот раз индустрии полноценных настольных ОС. И слова разработчиков ChromeOS — не пустые звуки. За ними стоит опыт создания уникального браузера Chrome, развитая инфраструктура web-программ от Google и... желание изменить стиль работы с компьютером в эпоху «заоблачного» интернета.

 

 

ТОЛЬКО ЛИ ОБЛАКО? OPERA ГОВОРИТ: НЕТ!

В эпоху повального увлечения «облачными» технологиями, которые позволяют пользователям полноценно работать в Сети, компания Opera, известная своим шустрым браузером, предлагает противоположную концепцию. В прошлом номере мы писали о десятой версии браузера Opera и новой технологии Unite, которая используется в этом браузере. Фактически Unite объединяет браузер и web-сервер. Пользователь может получить доступ к своей домашней Unite-среде из любой точки земного шара, используя соединение peer2peer (точка-точка). Ресурсы Unite-среды можно «расшарить» между несколькими пользователями. Также на базе Unite можно организовать сколько угодно чатов (chatroom). Хранение пользовательской информации в облаке (фактически у третьего лица) не самый правильный путь, считает Opera. Технология Unite позволяет превратить интернет в сеть peer2peer-соединений, где каждый пользователь хранит и распространяет свою информацию самостоятельно.

В противовес «облачным» технологиям, Opera Unite предлагает каждый ПК сделать интернет-сервером

 

ССЫЛКИ

 — сайт, посвященный проекту MULTICS

 — русскоязычный ресурс, посвященный «облачным» вычислениям

CHMI — страница разработчиков браузера Google Chrome

 — сайт, посвященный Google Gears

 — сайт, посвященный Google Native Client

 — блог разработчиков Google ChromeOS

 — сайт операционной системы icloud

 — сайт операционной системы Cloudo

 — сайт разработчиков операционных систем gOS и Cloud

 — сайт операционной системы Julicloud






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.