Прощай, GSM!

Во время проходившей весной в Германии выставки CeBit 2004 к автору подошла девушка со стенда японской сотовой компании NTT DoCoMo и предложила протестировать возможности связи третьего поколения (3G).

С помощью видеокамеры, встроенной в телефон, был снят небольшой видеоклип. Ролик отослали на московский адрес электронной почты. Трехминутное видеопослание самому себе было передано за считанные секунды. Одна беда — до Москвы оно так и не дошло из-за каких-то технических проблем. Впрочем, японцев реабилитирует то, что в Европе 3G делает только первые шаги, а на их родине подобными сервисами пользуются уже 15 миллионов человек.

Главная идея сотовых операторов стандарта 3G — “заставить” абонентов убрать наконец сотовый телефон от уха и посмотреть на экран. А на нем окажется масса привлекательных вещей, начиная от мобильных трехмерных игр и заканчивая видеофильмами и музыкальными клипами. Скептики считают, что попытки превратить сотовый телефон в подобие компьютера с высокоскоростным доступом в интернет не увенчаются успехом. Оптимисты говорят, что переосмысление роли сотовой связи — дело решенное. Они вспоминают, что обычный телефон, который десятилетиями служил человечеству главным средством связи на расстоянии, давно используется наиболее “продвинутыми” представителями молодежи в качестве модема. Вполне может быть, что через 10 лет о возможности говорить по телефонному аппарату никто и не вспомнит. Ведь есть интернет-пейджеры, электронная почта, голосовые чаты и многое другое.

UMTS

Сотовая связь третьего поколения, использующая протокол UMTS, позволяет передавать данные в 200 раз быстрее стандарта GSM. Это дает возможность абонентам 3G-сетей не только видеть, но и слышать собеседника, а также получать на телефон видео, например, в прямом эфире смотреть футбольные матчи или гонки “Формулы-1”. Несколько меньшими возможностями обладает связь 2,5G. В большинстве случаев она реализована на базе стандарта CDMA-2000, более медленного, но и более дешевого (и для оператора, и для абонента), чем UMTS.

Сети связи третьего поколения предлагают своим абонентам большой набор новых услуг — как развлекательных, так и необходимых для бизнеса. “Я пользовался 3G-сетью несколько месяцев и, вернувшись в Россию, захотел выкинуть свой старый сотовый телефон — до такой степени отличается качество и набор услуг, — говорит менеджер телекоммуникационной компании, недавно вернувшийся из Великобритании, — я фактически забыл, что интернет вообще может быть недоступен, работать с почтой и лазить по сайтам можно было в любом месте в любое время. Кроме того, очень порадовала возможность смотреть в прямом эфире матчи “Евро-2004”.

Впрочем, за все эти удовольствия приходится платить. Трубки, поддерживающие 3G, как правило, намного крупнее GSM-аппаратов. Кроме того, резко возрастает абонентская плата (от $100 до $500 в месяц).

Некоторые телефоны третьего поколения, например Nokia 6650, могут работать и в сетях GSM.

ТЕЛЕФОН ДЛЯ САМУРАЯ

Первую коммерческую сеть связи третьего поколения развернула в 2001 году японская компания NTT DoCoMo. То, что впервые 3G появилось в Японии, вполне логично. Всем, кто побывал в Стране восходящего солнца, известна почти патологическая любовь японцев к разнообразным электронным игрушкам, необъяснимая с точки зрения среднего европейца. Первый год сеть NTT DoCoMo страдала от различных сбоев, что давало скептикам основание говорить, что вскоре проект будет свернут. Потом абоненты привыкли к новым сервисам, с большинством технологических проблем удалось справиться, и связь третьего поколения начала набирать обороты, постепенно становясь своего рода визитной карточкой Японии. В фильме “Васаби”, сравнительно недавно вышедшем в российский прокат, героиня — японская девочка — постоянно разговаривает по телефону, держа трубку перед глазами, что вызывает удивление у большинства российских зрителей. Для японцев это совершенно будничная картина. “Когда я прилетел в Японию, обнаружилось, что телефон можно спокойно выключить и забыть, потому что GSM тут отсутствует, — рассказывает известный дизайнер Артемий Лебедев. — Все японские телефоны предназначены для сетей третьего поколения, все раскладные и все размером с кирпич. В разложенном виде — как два кирпича”.

Японская молодежь освоила новый способ общения — эмодзи. Эмодзи — это аналог смайликов, популярных среди пользователей интернет-пейджеров, но в “алфавите” эмодзи намного больше символов. С помощью этого языка можно передать простое сообщение (например, “Встретимся в ночном клубе” или “У меня сегодня плохое настроение, поэтому я не поеду на пикник”) вообще не пользуясь словами. Отраслевые аналитики даже придумали термин “поколение большого пальца”, имея в виду людей, которые привыкли общаться при помощи сообщений, набираемых на клавиатуре сотового телефона. Связью третьего поколения пользуется не только “продвинутая” молодежь. Недавно, к примеру, NTT DoCoMo раздала трубки, поддерживающие стандарт связи третьего поколения, полицейским. Теперь стражи порядка смогут, если не удалось задержать преступника, хотя бы снять место преступления или потерпевших на видео и передать эти данные в полицейский участок, чтобы впоследствии они могли использоваться в качестве улики.

Телефоны 3G функционально ближе к КПК, чем к телефонам.

Жизнь после GSM ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ СЕТЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

EDGE — максимальная скорость передачи данных 384 Кбит/сек.

СDMA2000 — максимальная скорость передачи данных 144 Кбит/сек.

UMTS — максимальная скорость передачи данных 2 Мбит/сек.

Все три стандарта обеспечивают мобильный доступ в интернет, передачу данных разного формата — от пересылки электронных писем с вложением файлов большого объема до передачи потокового видео и видеоконференцсвязи между абонентами.

Всего в мире запущено 109 3G-сетей. Связью нового поколения пользуются 123 миллиона абонентов.

МИЛЛИАРДЫ НА ВОЗДУХ

Успех японцев воодушевил европейских операторов. Один за другим в странах Европы прошли аукционы по продаже лицензий на создание 3G-сетей. В общей сложности сотовые операторы выложили за лицензии более $130 млрд. Однако в Европе строительство сетей третьего поколения шло не так быстро. Мешали технические проблемы и сомнения, готовы ли европейские абоненты принять новые сервисы. В Японии уровень доходов населения существенно выше, чем в Европе. Для японца 500 долларов в месяц за передачу видео по телефону — вполне приемлемая сумма. В Европе же абоненты платить такие деньги не готовы. Одним из пионеров 3G в Европе стала компания Hutchison 3G, открывшая свою сеть в Великобритании в начале 2003 года. Ко дню открытия сервиса своей сети компания начала продажу трех телефонов — два от NEC и один от Motorola. NEC e606 и Motorola A830 стоят $649, а NEC e808 — $731. В среднем абонент Hutchison будет платить от $100 до $160 в месяц. Первым делом Hutchison наладила трансляциюпо сотовым телефонам любимого спорта Соединенного Королевства — футбола. На данный момент удалось привлечь 1,73 млн. пользователей из Великобритании, Италии, Дании, Швеции, Австрии, Австралии и Гонконга. Американцы пока не торопятся делать масштабные инвестиции в постройку 3G-сетей. В стране развит более экономичный стандарт — CDMA2000. В принципе, он также позволяет передавать видео и мультимедийные данные, но используется большинством абонентов в качестве беспроводного модема для компьютера в том случае, если обычные каналы связи недоступны, что бывает крайне редко.

Так рекламируют себя в Гонконге операторы сотовой связи третьего поколения.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

Россия пока серьезно отстает от своих европейских соседей. Сетей UMTS у нас пока нет, зато достаточно активно развиваются сети стандарта CDMA2000. Первую подобную сеть запустила в начале 2003 года петербургская компания Дельта Телеком” под торговой маркой SkyLink. Компания ориентировалась на достаточно обеспеченных абонентов, в основном на менеджеров компаний, которым платила за связь их фирма. Средний доход на абонента у SkyLink составил около $50, тогда как средний абонент GSM-оператора платит около $20 в месяц. К концу 2003 Дельта Телеком” объединила усилия с “Московской Сотовой Связью” и заявила о намерении создать общероссийского оператора, работающего в стандарте CDMA2000.

Вторую сеть этого стандарта запустила в середине 2003 года компания “Сотовая Связь Башкортостана”. На презентации, посвященной выходу на рынок новой услуги, руководители компании, в частности, наладили трансляцию на сотовый телефон канала Fashion TV. Все присутствующие смогли убедиться, что скорости, обеспечиваемой CDMA-2000, достаточно для передачи высококачественного видео. На данный момент крупнейшими операторами стандарта CDMA2000 являются сети “Дельта Телеком” (обслуживает 60 тысяч абонентов Северо-Западного региона) и МСС, подписавшей на свои услуги 13 тысяч москвичей. Аналитики компании J’son Partners предсказывают, что до конца нынешнего года в нашей стране могут появиться еще пять-десять сетей стандарта CDMA2000. К 2010 году они могут увеличить абонентскую базу до 3,5 млн. пользователей и занять около 4% российского рынка мобильной связи.

Эмблема одного из ведущих европейских операторов связи третьего поколения.

ЖДЕМ-С...

Что касается стандарта UMTS, то его российским абонентам придется подождать. Опытные зоны UMTS уже запустили все три федеральных оператора сотовой связи: МТС, “ВымпелКом” и “МегаФон”. Техническая готовность операторов доказана, они также подали заявки на получение соответствующих частот. Теперь дело за государством, которое должно выдать лицензии. Когда это произойдет, пока непонятно: называются сроки от конца 2004 года до 2010 года.

Насколько востребованной окажется в России связь третьего поколения, сказать пока сложно. Пока у операторов есть время, чтобы “приучить” россиян к мысли, что по сотовому телефону можно не только разговаривать. В середине 2003 года “МегаФон” объявил о старте эротического MMS-сервиса (пересылки мультимедийных сообщений) под названием “Клубничка”. Клиенты “МегаФона” получили возможность примерно за $5 в месяц получать на свои телефоны эротические картинки из журнала Penthouse. В июле этого года “МегаФон” запустил проект мобильного телевидения. Компания намерена транслировать на трубки абонентов новости интернет-телеканалов “РБК-ТВ”, “Рамблер-ТВ” и музыкальные клипы. “МегаФон” использует для передачи видео технологию GPRS. Пересылка данных в этом формате происходит медленнее, чем в сетях 3G, из-за невысокой скорости страдает качество звука и изображения. Впрочем, советник генерального директора “Соник Дуо” (торговая марка “МегаФон-Москва”) Роман Проколов утверждает, что формат передач (новости и клипы) специально выбран так, чтобы изображение хорошо смотрелось даже при низких скоростях трансляции. Похожий сервис планирует в ближайшее время запустить и SkyLink.

Насколько востребованы окажутся в России услуги сетей третьего поколения, можно судить по нынешним затратам на передачу данных. В 2003 году российские абоненты потратили почти $100 млн. на обмен SMS и MMS-сообщениями, закачку из интернета картинок и рингтонов. Когда вместо обычной картинки за такое же время можно будет скачать целый музыкальный клип, количество желающих воспользоваться новыми сервисами резко возрастет.

Аналитики говорят... ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ ПО СОТОВЫМ СЕТЯМ

Компания AT.Kearney () провела исследование рынка мобильных мультимедиа услуг (в это понятие входит пересылка изображений, видео, мобильные игры и т. д.) в тринадцати странах мира. Выяснилось, что наиболее активно новым сервисом пользуются люди моложе 25 лет. По данным компании, к 2005 году 41% абонентов по всему миру будут передавать данные через сотовые телефоны.

“Люди опробовали эти услуги и нашли их полезными, — говорит вице-президент AT.Kearney Марк Пейдж (Mark Page), — отрасли удалось заинтересовать рынок. Однако остается еще много вопросов, связанных с тем, как сделать этот сервис более комфортным для пользователей”.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.