Как стать контент-провайдером

Еще два-три года назад о провайдерах дополнительных услуг сотовой связи мало кто слышал. Ну, “Инфон”, ну, Jippii — вероятно, и все. Однако количество телефонов, поддерживающих цветные логотипы, полифонические рингтоны и Java-игры, растет прямо-таки ураганными темпами. И цены на них стали весьма демократичными, да и народные финансы медленно, но верно прекращают исполнять Даргомыжского.

Провайдинг дополнительных услуг сотовой связи сегодня выглядит лакомым кусочком для многих. Не избежали этого соблазна и мы.

Опыт работы на оператора сотовой связи у одного из нас был. Именно в качестве специалиста по дополнительным услугам. Исключительно полезным оказался этот опыт, не будь его — давно бы бросили эту затею и занялись торговлей пивом и сигаретами. Разумеется, те, кто подобным опытом не обладает, также могут стать контент-провайдерами — просто это оказалось большим плюсом на начальном этапе.

Из этой статьи вы узнаете, как становятся контент-провайдерами, и почерпнуть много для себя интересного, если действительно вознамеритесь таковым стать. Итак! Что же нужно российскому гражданину, ощутившему в себе тягу к контент-провайдингу?

Песнь 1. Юридическая

Перво-наперво, нужно лицо. Юридическое. Регистрация оного лица обойдется в пару дней и некую сумму ((1), здесь и далее смотрите блок “Что почем”), если поручить это дело соответствующей фирме. Если делать все самому, то можно уложиться и в меньшую сумму, но обивать пороги различных учреждений придется пару недель. И это еще при оптимальном раскладе — корректно составить учредительные документы с первого раза получается не у всех.

Наконец наш “свечной заводик” зарегистрирован. Нанимаем бухгалтера (2), заказываем себе визитки (3) и вкушаем прелести нового статуса. Недолго, день-два от силы. Ибо следующий этап — заключение договоров, которых будет не много, а очень много.

С правообладателями, с производителями логотипов, рингтонов и игр, с операторами, издателями, типографиями и службами распространения — все, что вы в силах и не в силах вообразить. “Мне от ихних договоров аж не дышится уже!”. А это ведь только начало...

Компания DR. MOBIL

История компании Dr. Mobil, учредителем которой является автор статьи, пока что находится в начальной фазе. Хотя событий произошло уже столько, что впору не статью — роман писать. Я даже позволила себе заглянуть в будущее: помечтать, представить свой бизнес преуспевающим и цветущим. На самом же деле мы сегодня находимся на стадии, о которой рассказывается в “Песне 5”: проект запущен, ждем результатов. “Доктор” ведь недолго на рынке, всего-то с июня 2004 года. Много сделано, много делается и будет сделано.

Бытует мнение, что контент-провайдеры паразитируют на лени и технической неграмотности абонентов. Дескать, натаскали с миру по нитке картинок и мелодий, слепили из них сайт — и продают народу под маркой “свежачка”. Если бы все так просто было! Здесь как с айсбергом: над водой выдается только десятая часть. Ее всем видно, и по ней принято судить о целом. В этой статье — о тех девяти десятых, которые видны только тогда, когда ныряешь в это море с головой!

Песнь 2. Производственная

Договоры заключаются, контора пишет. Но надо же где-то брать контент — мы ведь не бумажки сочинять собирались. Первое, что приходит в голову начинающему провайдеру — логотипы и рингтоны. И это вполне логично. Java-игр для полновесного провайдинга недостаточно, а SMS-игры не балуют рентабельностью, равно как и информационные SMS-услуги.

Кое-кто считает, что достаточно накачать картинок из интернета, нарезать их в нужном формате — и можно продавать. Неверное мнение. Каждая картинка кому-то принадлежит. Если ее правообладатель увидит свое творение на чужом сайте, это его вряд ли обрадует. Поэтому и нужны договоры с авторами — художниками и дизайнерами, которые дадут рисунки для создания стартовой базы и обеспечат ее обновление (4).

Репродукции произведений великих мастеров прошлого можно использовать бесплатно (правда, только при условии, что автор уже более 70 лет пребывает в лучших мирах), но на них спрос невелик. Опять же, придется нанять человека, который будет сидеть за компьютером и создавать из картинок логотипы нужного формата (5).

На фотографии звезд необходимо приобретать права у их продюсеров или импресарио (10-20% от продаж). Учтите, что за этими господами придется побегать — они нередко бывают столь же недоступны, как и их подопечные. Правда, с импортными звездами поначалу можно не договариваться, поскольку им на такую мелочь, как российский контент-провайдер, отвлекаться недосуг. Со своими забот хватает. Так что общаться придется только с отечественными импресарио, зато уж с ними — по полной программе.

Еще сложнее дела обстоят с рингтонами. Здесь платить придется дважды. 10-15% от продаж нужно отстегнуть студиям, которым принадлежат права на музыкальное произведение. Иначе прав на переработку и продажу оригинальной мелодии не получишь. Получили? А теперь заплатите аранжировщику за создание рингтона (6).

Чтобы получить права на российский репертуар, необходимо заключить соглашения с Первым Музыкальным издательством и Российским авторским обществом. При этом никто из них не предоставит полного списка музыкальных произведений, на которые в результате этих соглашений появляются права. Каждый раз придется запрашивать заново. Сроки реагирования на запрос у столпов российского музыкального производства колеблются от недели до пары месяцев. И это при условии, что вы их регулярно беспокоите письмами и звонками. Поэтому рассчитывать на оперативное обновление репертуара не приходится — нужно вводить долгосрочное планирование и включать в запрос все произведения, которые удастся вспомнить.

После подписания договоров с российскими представительствами зарубежных издательств — Sony Music, Gala Records и т.д. — мы получаем права на использование в качестве рингтонов зарубежной музыки и некоторой части российских произведений. Эти конторы предоставят полный репертуар, будут регулярно сообщать об обновлениях и подавать информацию куда оперативнее — в течение двух-трех дней. Это не только приятно, но и полезно, так как позволит предлагать своим пользователям новинки эстрады до того, как они перейдут в категорию “ретро”. Кроме того, можно договориться с представителями издательства и заполучить фотографии звезд для использования в качестве логотипов и экранных заставок. Правда, эти фотографии блестящим качеством не отличаются и заинтересуют разве что фанатов, но если таковых много — здесь есть на чем заработать.

Помимо контента потребуются серверы (7). На сервере будет храниться и обновляться база данных логотипов и рингтонов. Серверов желательно иметь два — основной и резервный. Поскольку великий БГ (не путать с Борисом Гребенщиковым!) завещал пользователям его системы резервировать все и всегда. На серверы будет установлено специальное программное обеспечение для работы с SMS-центрами операторов (8). Можно не покупать это программное обеспечение, а попробовать написать самостоятельно. Тогда потребуются специалисты по базам данных и по оборудованию операторов. Необходимо учесть, что у авторского продукта почти всегда выше риск сбоев, что может привести к расторжению договора с оператором.

И, разумеется, нужен сам web-сайт — площадка для предоставления услуг. Именно на web-сайт отправляются все абоненты, желающие воспользоваться услугами нового провайдера (9).

Правообладатели изобилия

Все это изобилие имеет своих хозяев — каждая мелодия, каждая картинка. Если кто-то тем или иным способом закачает ее себе в телефон, то владельцы авторских прав не обидятся. Произведения для того и писались, чтобы народ слушал и смотрел. Но едва этот “кто-то” надумает извлекать из произведений прибыль и не делиться ею с правообладателем, его действия будут расцениваться как нарушение Международного Закона об авторском праве. Итог один — судебное разбирательство и очень весомые штрафы. Так не проще ли договориться “на берегу”?

Песнь 3. Дипломатическая

Предположим, договора с правообладателями заключены. Найдены дизайнеры и аранжировщики, которые согласны продать первоначальную (около 300-400 рингтонов и столько же логотипов) базу. Приобретено необходимое оборудование и программное обеспечение, все подключили, все протестировали и готовы заключать договоры с операторами. Приготовьтесь к серьезным боям и потерям.

Во-первых, конкурентов сегодня более чем достаточно. У всех логотипы и рингтоны, SMS- и Java-игры. Соответствующие службы операторов завалены предложениями от разномастных контент-провайдеров. Особенно хорошо это заметно в Москве. Достаточно зайти на сайт того же МТС, в раздел дополнительных услуг, чтобы убедиться — предложение явно превышает спрос.

Ну а раз оно превышает, операторы нашли замечательный (для себя, разумеется!) выход: получать деньги не только с абонентов, но и с контент-провайдеров (10). При этом ваша готовность оплачивать короткие номера вовсе не гарантирует незамедлительного подписания договора. Операторы стараются шагать в ногу со временем, и правила работы с контент-провайдерами у них регулярно меняются. Если начало провайдерства совпадет с периодом изменения “процедур взаимодействия с партнерами”, то есть все шансы зависнуть в этом состоянии на пару-тройку месяцев. Особенно это касается федеральных операторов, отличающихся тщательностью и неспешностью в разработке новых правил. При этом плата за короткий номер не избавляет от остальных выплат (11).

Прошли те счастливые времена, когда оператор честно делился с провайдером полученным доходом в соотношении 50/50. Теперь с контент-провайдера потребуют от 55 до 70% дохода, а также гарантий его личных вложений в продвижение услуги на рынок.

Если учесть, что до 25% от конечной стоимости логотипа или рингтона будет уходить правообладателям, то на долю самого провайдера останется совсем немного. Тем более что есть еще одна статья расходов, которую пока не упомянули.

Песнь 4. Маркетинговая

Итак, договор с оператором заключен, оборудование оттестировано, старт проекту дан. Все работает пока (тьфу-тьфу-тьфу!) без сбоев. Но статистика показывает, что за неделю вялый интерес к услугам проявило всего 100 абонентов, 7 из которых скачали себе по логотипу, а 11 — по рингтону.

Беда в том, что о новом провайдере никто не слыхал. Можно предлагать сколь угодно качественный контент, но если о нем знает лишь сам провайдер, то и скачивать его будут только случайные гости. Сайт нужно раскручивать. Снова траты — грамотная раскрутка сайта уже стоит ощутимых денег, если ограничиться средствами интернета (12). А если продвигать свой ресурс, используя рекламу в печатных СМИ и “наружку”, то затраты возрастут на порядок. Печатать и распространять флаеры, публиковаться в газетах и журналах (13-15) — все эти шаги опустошат бюджет компании куда быстрее, нежели он будет пополняться от продажи контента. Раньше газеты и журналы соглашались публиковать контент для сотовых телефонов за 15-25% от дохода, полученного в результате публикации. Сейчас же, когда спрос на рекламные площади стал высоким, в дополнение к доле от дохода они берут “плату за размещение” или продают площади под контент по цене рекламных.

Это еще цветочки. А ягодки могут созреть после ошибочного выбора площадки для рекламы. Если разместить контент в издании, читатели которого не относятся к целевой аудитории проекта, результат окажется плачевным. Известны случаи, когда на каждый доллар, потраченный на рекламу, контент-провайдер получал всего $0,15 дохода. Учитывайте, что расценки на рекламу в изданиях обычно называются без учета скидок, каковые подчас бывают весьма существенными. К тому же, как правило, дополнительные скидки возникают при нескольких публикациях подряд.

Неплохую помощь на старте оказывают информационные SMS-рассылки операторов. Поскольку сообщение о новом сервисе получают лишь те абоненты, которые уже пользовались аналогичными услугами, это дает отличный охват целевой аудитории. Однако большинство операторов в настоящее время прекращают проводить массовые рассылки. Причина проста: эту услугу хочется сделать платной, а ценовая политика еще не выработана.

Будем считать, что продвижение спланировано и осуществлено правильно. Настало время для следующей части.

Из боевого опыта

Небольшой производственный секрет: компаниям, не располагающим безразмерным кошельком, лучше стартовать в сетях региональных операторов. И только когда получится прочно встать на ноги — можно идти воевать Москву и Питер. Как правило, в регионах меньше амбиции, ниже расценки на трафик и рекламу. В результате контент-провайдер меньше тратит при соизмеримой отдаче. Начинать в Москве стоит только при условии солидных капиталовложений в проект.

Песнь 5. Финансовая

Итак, отчетный месяц завершен. Статистика сервера бодро рапортует о количестве произведенных загрузок, каковое количество вливает оптимизм в неокрепший организм. Вы направляете счета операторам, с которыми подписан договор, и бухгалтер начинает названивать в банк в ожидании денег. Увы, деньги придут далеко не сразу. Большинство операторов в своих договорах оставляют себе лазейки, позволяющие задержать платеж на срок от двух недель до одного месяца. То есть деньги за прошлый месяц придут, в лучшем случае, к концу текущего.

Наконец деньги поступают на расчетный счет. И что нам выделил от щедрот своих оператор? Да, не пошикуешь: около 30-40% от общей стоимости загрузок. Из них 10% придется выплатить правообладателям контента (не забыли еще, договора вон все подшиты!). Еще четверть уйдет аранжировщикам, поскольку рингтоны загружают обычно раза в три чаще логотипов при одинаковой стоимости. Наконец, четверть нужно заплатить партнерам. Так что же остается? В лучшем случае около 10% от совокупного дохода, полученного в результате продажи контента. Торговали — веселились, подсчитали... В общем, если объем продаж будет большим, то у начинающего контент-провайдера есть шанс дожить до следующего месяца, а там и в люди выбиться. Мелкие компании, чтобы более-менее успешно развиваться, нуждаются в значительных финансовых вливаниях. Если сложить все перечисленные затраты, то можно подсчитать стартовый капитал, необходимый для выхода на рынок (=). И примерно столько же нужно для того, чтобы продержаться на рынке месяца три-четыре. Именно такой срок лучше всего покажет, насколько ваш бизнес успешен. Если за это время не получено ничего, кроме долгов, — лучше оставить затею, пока долги не выросли до невозвратных. Если компания вышла, как говорится, “в ноль” — это уже можно считать успехом. А уж ежели случилось чудо, и контент-провайдинг в первые же два месяца начал приносить стабильную прибыль — впору искать раков на горе после дождичка в четверг.

Песнь 6. Оптимистическая

Автор вовсе не хочет отвадить потенциальных конкурентов, живописуя тяготы и лишения, которые поджидают начинающих продавцов дополнительных услуг. Поверьте на слово, все вышесказанное — лишь этапы уже пройденного пути. Кроме того, кто мешает найти свой путь? Рынок услуг сотовой связи отнюдь не ограничен логотипами, рингтонами и играми. Потенциал контент-провайдинга куда обширнее, а возможные сервисы — разнообразнее. Любой из них может обрести огромную популярность. И если вы являетесь автором какой-либо уникальной идеи, а также счастливым обладателем нескольких тысяч долларов и неисчерпаемого запаса оптимизма, то у вас есть неплохие шансы стать основателем нового направления в контент-провайдинге и владельцем преуспевающей компании. Дерзайте, и да отверзнется!

А понадобится добрый совет — обращайтесь. Мы всегда рады помочь коллегам и вовсе не смотрим на каждого начинающего как на потенциального конкурента. Да, он — конкурент, но мы нужны друг другу, чтобы не расслабляться и не начинать халтурить. В конечном счете от этого выиграет абонент. А это, согласитесь, не так уж плохо!

Что почем

1. Регистрация юридического лица: пара дней + 300-400 у.е., если поручить это дело фирме, и две недели + 200 у.е., если самостоятельно.

2. Бухгалтер: от 300 у.е. в месяц.

3. Визитки: 10-20 у.е.

4. Договоры с художниками и дизайнерами. Здесь как повезет. Известны случаи приобретения базы из 500 авторских логотипов за 200 у.е. Но обычно авторы продают свои логотипы по 5-10 у.е. за штуку или просят 10-20% от продаж.

5. Человек, создающий логотипы из картинок: от 200 в месяц.

6. Аранжировщику за создание рингтона: от 3 у.е. за штуку.

7. Серверы: минимум 2000-3000 у.е. каждый, плюс место их размещения — от 100 у.е. в месяц + оплата трафика.

8. Стоимость покупного программного обеспечения для работы с SMS-центрами: около 3000 у.е.

9. Стоимость приличного web-сайта: от 1000 у.е.

10. Короткий номер для SMS-запросов обойдется от 3000 у.е. (“МегаФон”) до 6000 у.е. (“БиЛайн”) в год.

11. Помимо коротких номеров, у “БиЛайна” дополнительно придется оплачивать свой исходящий SMS-трафик (0,04 у.е. за сообщение), у некоторых региональных операторов — платить за подключение (от 500 у.е.) и оплачивать работу специалистов-операторов по настройке и подключению (от 50 у.е. в сутки).

12. Грамотная раскрутка сайта: от 500 у.е.

13. Печать и распространение флаеров: 10000 флаеров формата А5 — порядка 400 у.е. + распространение от 300 у.е.

14.Публикации в газетах: от 800 у.е. за полосу.

15.Публикации в журналах: от 2000 у.е. за полосу.

=. Стартовый капитал для выхода на рынок: более 15000 у.е. Плюс столько же нужно на следующие 3-4 месяца.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.