Системы учета платежей операторов сотовой связи

Когда человек звонит по сотовому телефону, он вряд ли думает о том, что каждая секунда его разговора фиксируется несколькими мощными серверами, способными обрабатывать в секунду сотни тысяч звонков. Над всем этим работает сложнейшее программное обеспечение стоимостью несколько миллионов долларов. Считать чужие деньги — одна из самых сложных задач для сотовых операторов.

Воруют или не воруют?

Неизвестно, кто первый придумал легенду о том, что МТС “ворует деньги” со счетов абонентов, но мне пришлось выслушать эту историю раз сто. Причем каждый из рассказчиков искренне уверял, что операторы МТС лично у него украли $50 со счета “буквально на прошлой неделе”. Подобными слухами удачно воспользовался “ВымпелКом”, выпустивший телевизионную рекламу со слоганом “Не понял?!”. В одном из роликов футболисты забивали несколько голов своим противникам, а выйдя на поле после перерыва, обнаруживали, что счет опять нулевой.

В “загадочном” исчезновении средств со счета на самом деле была виновата несовершенная система биллинга. Она списывала средства со счета не сразу после разговора, а через несколько часов или даже дней. “Биллинг — главный фактор, влияющий на отношения оператора с клиентами", — говорит аналитик компании iKs-consulting Оксана Панкратова. Все прекрасно помнят, как из-за непрозрачности биллинговой системы в МТС родилась байка, что сотрудники МТС якобы “крадут” деньги абонентов. На самом деле средства просто списывались со счетов с запозданием, в результате чего абоненту казалось, что деньги взяли “неизвестно за что”. МТС не единственный оператор, имевший проблемы с биллингом. У “ВымпелКом” в одном из российских регионах месяц не обсчитывались междугородние и международные звонки. Радость абонентов не разделяло местное отделение оператора, потерявшее в результате значительную сумму денег.

Биллинговая система — невероятно сложный комплекс, который обязан точно помнить, сколько наговорил каждый абонент. При этом должно учитываться, по какому тарифному плану этот абонент подключен, звонит ли он в пределах сотовой сети, на фиксированный телефон или по межгороду. У МТС, к примеру, более 20 миллионов клиентов в России, и каждого из них биллинговая система должна знать “в лицо”. Кроме того, биллинг должен взаимодействовать с системами других операторов, в России и за границей. Если абонент “ВымпелКом” делает звонок, находясь в Лондоне, Vodafone или другой европейский оператор обрабатывает данные и “возвращает” их в Россию. Широкое распространение неголосовых сервисов: мобильных игр, закачки рингтонов и картинок только добавило биллинговым системам работы.

Американские пророки

Первые появившиеся в России сотовые операторы решали проблемы биллинга собственными силами. В 1992 году на должность ведущего программиста в компанию “Московская сотовая связь” (МСС) пришел Андрей Морозов. Через некоторое время он стал руководителем группы, отвечавшей за работу биллинговых систем. Но, по его словам, в один прекрасный момент руководство компании решило, что биллинговая система в дальнейшем усовершенствовании не нуждается. Морозов так не считал, уволился из МСС и создал собственную компанию CBOSS, занимающуюся самостоятельной разработкой биллинговых систем. На программное обеспечение, созданное компанией Морозова, перешли операторы “Кубань-GSM”, приморский “Примтелефон”, новосибирский “НСС-900”. В 1998 году системы CBOSS были установлены в поволжской ассоциации СМАРТС, которая сейчас обслуживает более миллиона абонентов. Следующим крупным клиентом стала компания МТС.

Будущее российских производителей биллинга казалось безоблачным. Однако местные сотовые операторы росли очень быстро, два из них (МТС и “ВымпелКом”) вышли на западные рынки. Это привлекло внимание западных производителей биллинговых систем: Convergys, INTEC и Amdocs. Первым клиентом западных компаний стал “ВымпелКом”. В 2002 году компания начала переход на платформу, продвигаемую американской компанией Amdocs. “Amdocs обеспечивает нас максимально мощной и легко расширяемой платформой для наилучшего контроля над возрастающим количеством наших операций, качеством сервиса и внедрением новых продуктов”, — пояснил Джери Калмес (Jere Calmes), вице-президент по абонентским операциям и управлению продуктами ОАО “ВымпелКом”. — “Платформа Amdocs также предоставляет дополнительные возможности, крайне необходимые для эффективной и быстрой работы на региональных рынках сотовой связи”. В 2003 году о приобретении решения Amdocs заявил “МегаФон”.

Последней надеждой CBOSS оставался холдинг “Связьинвест”, контролирующий подавляющее большинство линий фиксированной связи в стране. Заключение контракта со “Связьинвестом” обеспечило бы российскому производителю биллинга беспечную жизнь на ближайшие 5-10 лет. Но в 2004 году выяснилось, что руководство “Связьинвеста” также выбрало решение Amdocs. По последним данным, новая система биллинга обойдется холдингу в сумму более $500 млн.

Российским компаниям не осталось ничего другого, как искать себе новые источники доходов. В марте Морозов созвал пресс-конференцию с названием “Нет пророков в своем отечестве...”. Он заявил, что сегодня российским разработчикам ПО не имеет смысла ориентироваться на отечественный рынок, что у отечественных заказчиков имеются шальные деньги и огромное желание их потратить. Поэтому нередко решения выбираются необдуманно. Также компания заявила о победе в тендере, проведенном норвежским сотовым оператором Teletopia Mobile Communications AS. Сумма контракта оценивается от $1 млн. до $5 млн. Глава CBOSS дал понять, что это не последняя победа в западных тендерах.

Словно в подтверждение слов Андрея Морозова о потере российскими разработчиками инициативы на “родном” рынке, в конце лета 2004 года в прессе появились сообщения о том, что крупнейший стратегический партнер CBOSS — компания МТС — намерен сменить биллинговую систему. МТС якобы собирается перевести всех своих абонентов на биллинговую систему производства чешской фирмы STROM Telecom.Контрольный пакет акций разработчика новой системы — STROM Telecom — принадлежит ОАО “Концерн Научный центр”, который, как и МТС, входит в АФК “Система”. Аналитики утверждают, что стремление использовать новую систему вызвано не производственной необходимостью, а внутрикорпоративными интересами. Сами представители МТС поясняют, что новая система была протестирована, но это не означает, что принято решение отказаться от старого программного обеспечения.

Деньги из будущего

То, что российский рынок биллинговых систем уже поделен, не означает, что новых сделок на нем ждать уже не стоит. Появление новых услуг заставляет операторов устанавливать у себя новые решения. Им понадобятся системы учета трафика для новых поколений SMS-игр. Абоненты потихонечку начинают пользоваться MMS. По данным исследовательской компании Datamonitor, через полтора года россияне будут платить за дополнительные сервисы почти $1 млрд. Эту сумму операторам придется не только заработать, но и подсчитать. Уже сейчас “МегаФон” подключил 5 тыс. своих абонентов на услугу мобильного телевидения. Пока что тарифы на мобильное ТВ фиксированные, но когда услуги “видео по заказу” на сотовых телефонах станут более востребованы, на биллинговые системы “свалится” еще один немаленький кусок работы.

От того, насколько оперативно и точно оператор будет тарифицировать свои услуги, во многом зависит его популярность. Сейчас нередки случаи, когда оператор включает бесплатный доступ по GPRS, но абонент не может или не умеет пользоваться этой технологией и телефон без предупреждения выходит в сеть через WAP. Клиент получает огромный счет и считает, что случилась ошибка. Такие “проколы” могут основательно испортить впечатление абонентов о новых услугах. Задача эффективного биллинга сделать так, чтобы клиент оператора четко понимал, за что он платит. Для этого биллинг должен быть не только точным, но и предельно детализированным. Более того, он должен уметь считать расходы абонента в режиме реального времени.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.