Сотовая связь в метро

Стеклянные двери открываются, и теплый вестибюль принимает очередного пассажира. Автомат заглатывает карточку и возвращает ее, открывая путь в земные недра. Теперь хватательные рефлексы турникета заблокированы, и впереди ждет огромный эскалатор. По мере движения вниз на дисплее сотового телефона исчезает индикатор сигнала. Наконец замигало сообщение “доступен только SOS”, поздравляя абонента с прибытием в другую страну. Суверенное государство с названием Метрополитен работает по собственному графику.

Техника и технология

Совсем недавно связи в метро не было вообще. Опускаясь под землю, владелец телефона мог смело его отключать, дабы аппарат не тратил драгоценные миллиамперы заряда на поиск сети. Ведь передающая антенна базовой станции никак не могла донести сигнал через многослойный бетон и металлические конструкции подземки под землю. Решить эту проблему можно было только одним способом — поставить соответствующее оборудование непосредственно на станциях.

Но дело это дорогое. Передатчики необходимо установить и настроить так, чтобы всяческие перекрытия в метро не мешали телефонам принимать сигнал. Установка одной базовой станции под землей обходится оператору в три раза дороже, чем установка этой же станции на поверхности. Но операторы все же идут на такие затраты, поскольку пользователи справедливо желают быть на связи всегда и везде, и под землей — тоже.

С туннелями между станциями все гораздо сложнее. Антенну там не поставишь — места свободного нет. А если разместить ее в какой-нибудь нише, то работать такая база будет только в небольшом секторе туннеля, фактически в радиусе прямой видимости. Но туннели в метро далеко не всегда прямые. И любой поворот туннеля потребует установки дополнительной базы. Вот и придумали инженеры-связисты проложить внутри туннеля так называемый “излучающий кабель” подобно тому, как десятилетия назад инженеры-транспортники додумались проложить вдоль железнодорожного полотна так называемый контактный рельс.

Излучающий кабель — это с виду обыкновенный провод, но работает он как и антенна базовой станции, позволяя сотовым телефонам ловить сигнал так же надежно, как и на поверхности. Правда, монтаж и создание такой системы пока стоит очень дорого. Прокладка одного излучающего кабеля вдоль перегона между двумя станциями метро стоит примерно столько же, сколько монтаж трех-четырех базовых станций на поверхности. Пока работы в этом направлении ведет МТС, да и то — в рамках эксперимента. В феврале 2004 года излучающий кабель был впервые установлен между станциями “Марксистская” и “Новокузнецкая”.

Сезон “подземной рыбалки” открыт

Можно сказать, что сотовая связь в метро была даже тогда, когда на станции метрополитена еще не начали спускать базовые станции, а операторы еще не проводили социологических исследований на тему “нужна ли вам связь в подземке?” Сигнал ловился на открытых перегонах между станциями, когда поезд выходил из туннеля на поверхность. Это, конечно, шутка, но наверняка многие ловили эти моменты, чтобы успеть совершить наиболее “горящий” звонок или послать важное SMS-сообщение.

С годами же число граждан, хватающихся за мобильные трубки на открытых перегонах между станциями, выросло. Поэтому перед операторами встала проблема обеспечения связи “под землей”. Они провели опросы, и выяснились неутешительные факты. Более половины абонентов забирается в подземку минимум два раза в день и проводит там от одного до двух часов. Несложные подсчеты показывают, сколько денег теряет оператор, когда половина его абонентов по часу и более в день вынужденно молчат, причем в самые “разговорчивые” часы. Операторы развели руками, пожали плечами и засучили рукава. Пионером выступил оператор сотовой связи Санкт-Петербурга “Северо-Западный GSM”. В 1999 году эта компания установила несколько передатчиков на станциях городского метрополитена: “Гостиный двор”, “Невский проспект”, “Технологический институт-1 / 2” и “Площадь Восстания / Маяковская”.

Некоторое время Санкт-Петербург был единственным городом России, в котором на станциях метро телефон показывал приемлемое количество делений на шкале сигнала. Так было до января 2000 года, когда в Москве на Таганском пересадочном узле заработала сеть МТС. Подземная часть сети “Би Лайн GSM”, как и МТС, начала свою работу с Таганского узла. Произошло это почти на год позже — в марте 2001-го. Правда, абоненты “Би Лайн GSM” могли воспользоваться не только телефонами стандарта GSM, но DAMPS. В общем, как говорится в одном рекламном ролике, “здесь хорошо ловится!”

Альтернативные методы

На тех станциях, куда связь еще не дошла, можно воспользоваться голосовой почтой. Опускаясь под землю, можно даже выключить телефон — автоответчик голосовой почты примет сообщения и донесет их до хозяина, как только тот окажется в зоне действия ближайшей базовой станции. Альтернативный вариант — операторская рассылка SMS с временем звонка и номером звонившего. Причем телефонный номер высылается всегда, даже если звонивший не оставил на голосовом ящике сообщения. Что ни говори — удобно.

Рыбные места

Петербургское метро сейчас обгоняет московское по количеству станций, где доступна сотовая связь. Сотовые телефоны работают на всех 49 подземных станциях метро (не говоря уже о пересадочных и наземных, с учетом которых число станций достигает 58). Правда, и там есть несколько станций, на которых платформа полностью закрыта, а для входа и выхода пассажиров используются специальные двери. По этой причине в Санкт-Петербурге порой бывает трудно отправить SMS или дозвониться. Кстати, именно поэтому на этих перегонах нет особого смысла в “телефонизации” туннелей. Проще выйти на перрон и звонить оттуда. Разумеется, если этот звонок не “подождет” до обычной станции.

В московской подземке конкуренция огромная, но пока по количеству подключенных станций лидирует МТС. Абоненты компании могут без проблем разговаривать на станциях внутри кольцевой линии, где у МТС стоит передатчик на каждой платформе. Кроме того, МТС работает на всей Сокольнической ветке. Всего оператор успел “телефонизировать” более 70 станций подземки. У “Би Лайна” “подземное покрытие” поменьше. Все-таки оператор опустился под землю на год позже, поэтому пока охвачено около 40 станций, преимущественно внутри кольцевой ветки, хотя “Би Лайн GSM” также ставит базы и на Сокольнической линии. Не “телефонизированы” также несколько станций на кольцевой линии подземки, и практически все станции за кольцом.

“МегаФон” в московском метро пока ловится только на пересадочных узлах “Библиотека им. Ленина” и “Охотный ряд”. Впрочем, абонентам этого оператора расстраиваться не стоит. В настоящее время идет установка оборудования связи на многих других станциях метрополитена. Если монтажники не выбьются из графика, то абоненты “МегаФона” смогут воспользоваться своими трубками в подземке до конца этого года.

На станциях московского метро можно поймать не только GSM-сигнал — случайно можно наткнуться на сеть стандарта DAMPS на промежутке от “Таганской” до “Баррикадной” на Таганско-Краснопресненской линии. Еще одна интересная особенность — телефоны DAMPS принимают сигнал даже на некоторых станциях, где не установлено никакого DAMPS-оборудования. Лично я ловил сигнал DAMPS на “Каширской” и “Коломенской”. Нет, это не происки спецслужб или какие-то магнитные аномалии. Просто эти станции залегают не очень глубоко под землей и оснащены открытыми вестибюлями. А так как трубки DAMPS мощнее своих собратьев из GSM, то пробиться до базовой станции на поверхности им значительно проще.

Говорим и печатаем

Когда связь есть непосредственно на станции метро — это хорошо. Правда, поезда туда-сюда ходят, шумят и мешают разговаривать. Но смириться с этим можно. А вот как говорить непосредственно в вагоне, когда он движется? Можно, конечно, прислонить трубку к одному уху, закрыть другое рукой и истошно кричать, пытаясь услышать хоть что-то в ответ. Однако стоит ли напоминать, что вагон метро — это общественное место, и вести себя там нужно соответственно? У англичан, кстати, считается неприличным разговаривать в вагоне подземки по мобильному телефону. У нас никаких правил на этот счет нет — хорошо, если хотя бы в театре или кино телефоны выключают. Чтобы не пытаться перекрикивать поезд, лучше приобрести гарнитуру hands free. С ней пусть и выглядишь странно — “тихо сам с собою я веду беседу”, — но хотя бы не так нервируешь окружающих.

Есть другой вариант быть на связи — общение посредством SMS. Пока поезд в тоннеле — набираешь текст, на станцию приехал — отправляешь. Если повезет, и собеседник набирает текст с клавиатуры телефона быстро — ответ можно получить на этой же станции. Нет — так на следующей, или через одну. Важно, что SMS-общение происходит в тишине, нарушаемой лишь грохотом колес, но не надрывными воплями: “Але, Вася! Я в метро! В МЕТРО Я, ГОВОРЮ!!! НЕ СЛЫШНО ТУТ! ПОТОМ ПЕРЕЗВОНЮ!”.

“Поезд дальше не идет...”

То, что сотовая связь проникает под землю — огромное достижение. Операторы стараются угодить своим клиентам, обеспечивая их связью буквально повсюду. И станции, и перегоны подземки будут рано или поздно телефонизированы полностью. Но все же следует учитывать сложность этих систем, поэтому не нужно ждать счастья в ближайшие годы. Пока технологии сотовой связи обеспечивают покрытие только на станциях. Туннели же еще долго будут местом утраты связи с миром — ничего не поделаешь, устройств для их гарантированной “сотовизации” еще не выдумали. Но — наверняка выдумают. Вопрос времени и средств.

А как же регионы?

Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, метрополитен имеется и в других городах: Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре. В нижегородское метро пока что удалось проникнуть только компании “Би Лайн GSM”. Сегодня нижегородцы и гости города могут пользоваться сотовой связью лишь на нескольких станциях: “Московская”, “Автозаводская” и “Заречная”. Нижегородское метро состоит всего из двух веток и двух десятков станций, поэтому в планах “Би Лайн GSM” до конца года обеспечить полное покрытие. МТС и местные операторы в метро пока не торопятся.

Подземка в Новосибирске также не может похвастать своими размерами: всего две ветки, 11 станций и один переход. И, тем не менее, в Новосибирском метро работают два сотовых оператора. “Би Лайн GSM” пока что только работает над охватом одной ветки с 6 станциями, а МТС еще в прошлом году установил свое оборудование на всех 11 станциях метрополитена. В Екатеринбурге в метро также работают два оператора: МТС, которая охватывает всего 4 станции уральского метрополитена, и местный оператор “Мотив”, работающий на всех 7 станциях.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.