Рынок мобильных услуг — взгляды изнутри

Стремительное шествие сотовой связи по миру уже никого не удивляет. Согласно статистике, мобильный телефон есть у каждого второго россиянина, а в Москве и других крупных городах «мобилизованы» практически все жители — включая грудных младенцев и седовласых старцев.

Мобильность в наше время — это стиль жизни, а мобильный — основное средство коммуникации.

Некоторые люди прочно обосновались в мобильно-виртуальном пространстве — играют, знакомятся, влюбляются, покупают, производят и продают, т.е. занимаются мобильным бизнесом.

Вдоль коммуникационных магистралей, выстроенных операторами сотовой связи, как грибы стали расти разнообразные околосотовые предприятия, предлагающие рынку новые услуги — от массовых развлечений до индивидуальной доставки электронных безделушек.

По оценкам экспертов, только за 2004 год любители модных рингтонов, красивых логотипов, SMS- и Java-игр и прочих мобильных услуг вложили в развитие отечественной сотовой связи около $300 млн. И это не предел — ежегодно оборот сотового рынка увеличивается как минимум вдвое.

Точно так же, как и в любой другой отрасли, кроме крупных компаний вроде Nikita Interactive, Shamrock Games, Solvo International, Infon, Inform-Mobil, Revcom и др., на рынке присутствует целая куча более мелких провайдеров мобильных услуг. Поскольку среди пользователей сотовой связи встречаются представители всех групп населения, разнообразить мобильные продукты можно до бесконечности — рассылки, игры, викторины, опросы, розыгрыши, знакомства...

Глазами провайдера

Несмотря на огромный потенциал рынка, количество компаний, занимающихся предоставлением услуг для абонентов сотовой связи, растет медленнее, чем могло бы. Прошли беззаботные времена, когда контент-провайдеров было мало, а сотовые операторы подключали их бесплатно и без особой волокиты. Сейчас компания, которая хочет подключиться и получить короткий номер для своих услуг, должна предоставить подробный бизнес-план, пообещав оператору большую прибыль и нежную любовь абонентов. Кроме того, ей придется поддержать свои заявления живым рублем, то есть оплатить услуги по подключению короткого номера — для операторов «большой тройки» это означает выплату до $3500 и не меньше двух-трех месяцев бюрократической волокиты. При этом сумма остается неизменной независимо от того, будет ли данная услуга распространяться на территории всей России или в отдельно взятом регионе.

А ведь кроме компаний-провайдеров, для которых предоставление мобильных услуг является одним из основных источников дохода, существует множество фирм, для которых эта работа — всего лишь еще один способ найти свою аудиторию — заманчивый и, возможно, весьма эффективный.

К таким компаниям относятся:

• Любые СМИ — организация интерактивных опросов или розыгрышей может быть интересна читателям/зрителям/слушателям и выгодна изданию или передаче.

• Интернет-сайты, которые могут предоставлять платный доступ к информации (отправил SMS — получил пароль для доступа к закрытому разделу или несколько единиц на счет для участия в онлайновой игре — возможности в данном случае ограничиваются только фантазией сайтостроителей).

• Производители товаров народного потребления — гораздо легче получить отклик от потребителя, если ему не нужно нести заполненную карточку на почту, а достаточно просто отправить SMS с ответом на вопросы...

• И многие, многие другие.

Однако разнообразные сложности вкупе с высокой стоимостью подключения накладывают серьезные ограничения на возможности таких фирм.

Мнение эксперта

Александр Мешков, директор по развитию

Год назад в нашей компании было принято решение об открытии нового направления — продажи логотипов и рингтонов абонентам сотовых операторов в Нижнем Новгороде. После того как была готова база логотипов и рингтонов и заключены договора с правообладателями, начались переговоры с операторами. Из федеральных операторов мы готовы запуститься только с одним, остальные под предлогом «изменений в тарифной политике», «пересмотра пакета документов» и по другим внутренним причинам до сих пор не подписали договор... Сейчас у нас начинаются проблемы с правообладателями, потому что продлять договор, по которому не было выплат в прошлом году, они не хотят. Мы попали в замкнутый круг — без договора с правообладателями нет договора с операторами, а без договора с операторами нам не продлить договор с правообладателями...

Глазами оператора

Жизнь операторов сотовой связи тоже совсем не проста. Каждый день в отделы, занимающиеся развитием дополнительных услуг, приходят десятки прожектеров. Предприимчивые люди предлагают осчастливить мобильное человечество самым невообразимым образом — тут и логотипы, созданные из рисунков гениального 5-летнего художника, и SMS-чат «для тех, кому за 80», личный короткий номер популярного в городе Н. ди-джея, предназначенный для отправки SMS его горячими поклонницами, и множество других, не менее впечатляющих предложений, достойных премии за неординарность, но абсолютно несостоятельных коммерчески. Прибавьте сюда проблемы с правообладателями из-за недобросовестного отношения к закону об авторском праве, разнообразие аппаратных и программных платформ, которыми пользуются провайдеры — и получится, что оператору временами просто невыгодно работать с мелкими контент-провайдерами — генерируемый такими компаниями трафик не окупит административных и технических затрат оператора на подключение.

  ОПЕРАТОРЫ ПРОВАЙДЕРЫ Хотят большой трафик Не всегда могут его предложить Хотят сразу много денег за подключение к своей сети В начале своего бизнеса не все могут платить крупные суммы за подключение Процедура запуска проекта занимает много времени Хотят запускать проекты быстро Хотят минимум проблем с провайдерами Хотят минимум проблем с операторами Мнение эксперта

Сергей Овсянников, коммерческий директор Ижевского филиала «Би Лайн»

Многим кажется, что контент-провайдинг — это легкие деньги. Появляется большое количество не очень компетентных людей, которые хотят зарабатывать на мобильном контенте, не совсем представляя, как должна работать вся эта система. Зачастую они присылают операторам непроработанные предложения. Прогнозируемый доход от некоторых предлагаемых проектов не покрывает даже операционные издержки оператора.

Несомненно, эта отрасль сегодня очень активно развивается. К примеру, наша программа Beepartner пользуется большим спросом, и с каждым днем количество наших партнеров увеличивается.

Наметившаяся на телекоммуникационном рынке тенденция увеличения спроса на дополнительные неголосовые услуги означает, что спектр таких сервисов будет постоянно расширяться. Пользователь становится все более образованным и требовательным к качеству предлагаемых услуг. Эти требования задает рынок, и контент-провайдеры должны им соответствовать, потому что конкурентная среда становится все более насыщенной.

Что делать?

Ситуация, сложившаяся в России, замедляет развитие рынка и не позволяет в полном объеме использовать все его возможности. На этом теряют все — операторы недополучают прибыль от небольших и средних провайдеров, провайдеры вынуждены переплачивать за выход на рынок. Это приводит к тому, что многие региональные компании вынуждены сворачивать свою деятельность. В результате страдают не только провайдеры, но и абоненты, которые не получают новых оригинальных и увлекательных услуг.

В торговле тоже часто бывает так: крупные производители не заинтересованы в работе с мелкими розничными продавцами. И в такой ситуации на сцене появляется посредник — компания-агрегатор. Суть агрегаторского бизнеса — в технологическом и административном посредничестве между операторами и поставщиками. Агрегатор предоставляет провайдеру услуги подключения к операторам. Он оптом «закупает» у операторов трафик, который затем отдает мелким компаниям-провайдерам, взимая за это небольшую комиссию.

Компания-агрегатор позволяет подключаться, во-первых, быстро — все связи с операторами уже налажены, а при подключении нового короткого номера договор проходит все согласования значительно быстрее. Если же речь идет о подключении на номер из имеющегося у агрегатора пула, то никакой волокиты нет вовсе, а сроки подключения зависят от технической готовности сторон.

На один короткий номер агрегатор может подключить сразу несколько провайдеров, при этом их сервисы будут различаться только по кодовому слову. Например, отправив на номер 2222 команду GOR, абонент получит гороскоп, а в ответ на слово ANEK — свежий анекдот.

В результате стоимость подключения резко падает и больше не повышается, поскольку на один номер подключено несколько сервисов, а абонентская плата, как правило, очень невысока либо вообще отсутствует.

Кроме вышеперечисленного, агрегатор может предоставить провайдерам в аренду свою платформу, избавив их от необходимости закупать сервера и программное обеспечение, поможет начинающим компаниям разработать новые услуги, проконсультирует партнеров по вопросам продвижения... в общем, крестная небезызвестной Золушки могла гораздо меньше!

Большинство российских агрегаторов отпочковались от крупных контент-провайдеров: «Агрегатор» — от «Инфона», Shamrock Technologies — от Shamrock Games и т. д.

При этом, несмотря на то что об агрегаторах и агрегации сотовой связи много говорят в последнее время, существование таких посредников абсолютно не закреплено юридически — операторы по-прежнему рассматривают агрегаторов просто как крупных провайдеров, хотя заявления официальных представителей операторов позволяют надеяться, что это продлится недолго.

Нужно ли говорить, что конечный потребитель только выигрывает от существования агрегаторов — ведь благодаря этим славным ребятам становятся доступными все новые и новые услуги, реализуются разнообразные акции и розыгрыши.

Мнение эксперта

Александр Шерман, руководитель московского подразделения ShamrockTechnologies

Представление об агрегаторе как о простом посреднике, вклинившемся между оператором и провайдером, неверно. Речь идет о появлении необходимого технологического звена, обеспечивающего все стороны взаимодействия между операторами и контент-провайдерами. На техническом уровне агрегатор предоставляет связь, необходимые стандартные аппликации, техническую поддержку. На административном — обеспечивает «бюрократические» аспекты взаимодействия с оператором. Наконец, на финансовом — выступает реселлером услуг (или контента) своего партнера — провайдера. Под «провайдером» я подразумеваю не только «профессионального» поставщика мобильных услуг, но и предприятия, для которых этот бизнес не является профильным — например СМИ, студии звукозаписи, маркетинговые агентства. Одним словом — всех, кто заинтересован в выходе на мобильную аудиторию. Разумеется, все они могут идти и договариваться с операторами напрямую, писать аппликации, заниматься поддержкой пользователей... Агрегатор дает им возможность всего этого не делать, а заниматься своим бизнесом.

Планы на будущее

Будущее рынка дополнительных услуг зависит от того, как поведут себя операторы сотовой связи. Цели у операторов общие — максимизировать доход и отдалиться от конкурентов. Разумеется, каждый выбирает собственный способ их достижения.

Так, например, японский оператор DoCoMo получает минимальный процент (около 9% от конечной цены) за оказание транспортных услуг. При этом необходимости в агрегации нет, на рынок выйти может любой, а степень эффективности определяется рекламными затратами. У абонентов есть доступ ко всем услугам, подключенные сервисы перечислены на web-портале. В Японии услугами i-mode пользуются около 55% абонентов. Технология i-mode довольно эффективна для отмежевания оператора от конкурентов — для работы с ней требуются специальные телефонные аппараты. В России эксклюзивную лицензию на запуск i-mode недавно приобрела компания МТС.

В США операторы сотовой связи сами продают контент. Не приходится тратиться на провайдеров, да и собственные каналы продвижения используются более эффективно. Однако эксперты считают, что такая схема не слишком гибка и замедляет развитие рынка. По всей видимости, вскоре операторы окончательно перейдут к схеме разделения доходов. Этот процесс займет еще немало времени и, без сомнения, обойдется сотовому рынку США в кругленькую сумму.

Европейская модель контент-провайдинга показала себя наиболее эффективной на сегодняшний день. За доступ к своей абонентской базе операторы берут около 30% комиссии. При этом чуть больше половины дополнительных услуг продается под брендом оператора. В эту схему органично вписались агрегаторы, в результате крупные и мелкие провайдеры получили возможность мирного сосуществования. В Европе дополнительными услугами пользуется 60% европейских абонентов (в Норвегии, родоначальнице SMS-услуг, этот показатель достигает 85%).

Мнение эксперта

О. Ершов, коммерческий директор ЗАО «Нижегородская сотовая связь»

На мой взгляд, российский рынок контент-услуг будет двигаться в сторону европейской модели работы оператора с контент-провайдерами. Однако сегодня, когда этот рынок только формируется, вряд ли быстро появятся эффективные схемы взаимодействия агрегаторов с операторами и небольшими контент-провайдерами. Операторы не видят большого смысла в снижении своей доли дохода от контент-услуг в пользу агрегатора. Агрегаторы же, при сохранении существующих схем работы с оператором, не получают большого дохода от агрегирования. Думаю, нужно время, чтобы операторы окончательно сформировали свою политику в работе с контент-провайдерами, а существующие и потенциальные агрегаторы начали реально работать в этом направлении.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.