Анализ рынка сотовой связи

Это раньше операторы единственным мерилом своего успеха считали количество подключений. Но взрывообразный рост абонентских баз постепенно прекращается, рынок насыщается, так что с середины 2006 года, когда в регионах будут «вычерпаны» остатки пользователей, основной акцент сместится в сторону повышения прибыльности каждого абонента. Именно поэтому в период предновогодних распродаж операторы практически отказались от раздачи бесплатных SIM-карт. Вывод простой — «пустые» абоненты никому не нужны.

Гонка лидеров

По оценкам агентства J’son and Partners, за 2005 г. совокупная абонентская база российских операторов выросла на 50,3 млн. человек. Это новый рекорд — в 2004 г. этот результат был гораздо ниже — всего 38,3 млн. «новеньких». Но при этом, как ни странно, экономический рост на рынке сотовой связи постепенно замедляется. Если раньше абонентская база удваивалась каждый год, то в 2005 г. рост составил только 67,6%. По данным ACM-Consulting, число пользователей сотовой связи (счет велся не «по головам», а по SIM-картам) за 2005 г. выросло на 51,4 млн. и достигло 125,8 млн.

На 31 декабря компания МТС в России обслуживала 44,22 млн. абонентов, «ВымпелКом» — 43,09 млн., а «МегаФон» — 22,76 млн. Доходы от услуг сотовой связи в России возросли примерно на 33%, а вот средний ежемесячный платеж абонента снизился на 27%.

Больше всего абонентов в 2005 году подключила компания МТС — 17,7 млн. Это 34,4% от общего числа новых пользователей сотовой связи в России. Второе и третье места достались «ВымпелКому» (33,8%) и «МегаФону» (17,8%). Зато компания «ВымпелКом» стала лидером по количеству региональных подключений — в 2005 году ее абонентская база за пределами московской зоны увеличилась на 15,6 миллиона абонентов. Экспансия МТС в регионах составила 33,0%, на долю «МегаФона» пришлось около 17,1%.

Но в московской зоне МТС пока нет равных — доля этого оператора в общей абонентской базе составляет 44,6%. Второе место занял «ВымпелКом» — 31% новых подключений в столичном регионе. «МегаФон» традиционно замыкает тройку лидеров — 23,5%.

Аналитики считают, что соперничество МТС и «ВымплеКома» продолжится и в этом году. В декабре 2005 г. они шли практически «нос к носу», в то время как «МегаФон» отставал от них почти в два раза. Прошедший год был крайне успешным для «ВымпелКома» — несмотря на активное строительство сети в регионах, оператору удалось удержать и усилить свое положение на рынке за счет ребрендинга, приличных тарифов и строительства большого количества базовых станций, поддерживающих GPRS и EDGE. А компания МТС не сумела использовать свое конкурентное преимущество и под конец года серьезно попортила свои финансовые показатели.

Считать по головам

Маркетологи очень любят термин «уровень проникновения» — это соотношение между количеством проданных SIM-карт и официальными данными по населению региона. Если слепо верить статистике, то этот уровень в московской зоне составляет 134,5%. А это значит, что существует большое количество двойных и даже тройных абонентов. Кроме того, такие показатели являются свидетельством плачевного несовершенства политики статистического учета у сотовых провайдеров. К примеру, по данным ACM-Consulting, в Москве на сотню жителей приходится по 135 SIM-карт, в Петербурге — 118.

Давно не секрет, что и МТС, и «ВымпелКом» считают абонента «активным» даже спустя полгода после того, как он совершил какое-либо оплаченное действие (позвонил или отправил SMS). У «МегаФона» в этом смысле совсем другая политика — неактивные абоненты учитываются всего 30 дней. Связано это не столько с показателями для инвесторов (этот оператор пока не котируется на западных биржах), сколько с платежами за программное обеспечение билинговых систем. Оно напрямую зависит от количества пользователей, а оператору невыгодно тратить средства на обслуживание «мертвых душ». Правда, в конце 2005 года операторы отказались от раздачи практически бесплатных SIM-карт, как это происходило годом раньше, чтобы летом, когда произойдет пик оттока новогодних «одноразовых» абонентов, не испытать жестокое финансовое разочарование.

За контентом — будущее

Аналитики считают, что в этом году голосовой трафик начнет уступать свои позиции дополнительным услугам. Если в целом прибыль от услуг сотовой связи за 2005 г. составила 10,5 миллиардов, то дополнительные услуги обеспечили порядка 13,1% от этой суммы. Если так пойдет и дальше, нас ждут серьезные сдвиги на рынке контент-услуг. Операторам, как минимум, придется пересмотреть свои договоренности с контент-провайдерами и уменьшить свою долю отчислений (сейчас она составляет от 30% до 50%) с тем, чтобы стимулировать предоставление новых услуг. Кроме того, для общего роста рынка необходимо создать глобальные системы-агрегаторы, которые будут собирать контент от производителей, которые предоставляют 1-2 сервиса и пока не могут самостоятельно выйти на рынок.

Регионы на связи

Не стоит забывать, что кроме МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона» в России есть и другие операторы. Помимо этой троицы, в ТОП-10 входит еще семь региональных компаний. Конечно, в сумме они составляют всего 12% доли в чистом приросте абонентов, но и тут происходят весьма волнительные финансово-экономические события. К концу 2005 года только четыре из них перевалили миллионный рубеж абонентов, причем НСС, ранее входившая в пятерку, пропустила вперед себя «Уралсвязьинформ», Tele2 и даже СМАРТС, опустившись на 7-е место. Сказывается работа компании в Центральном федеральном округе, где активно развиваются «федералы». Снизилась и доля СМАРТС (6-е место по рейтингу IKS-Consulting, 2,801 млн. абонентов), но причиной тому стали региональные особенности — за Поволжье, где работает этот оператор, активно бьются «МегаФон» и «ВымпелКом», у которых и базы больше, и роуминг дешевле.

«Уралсвязьинформ» (3,715 млн. абонентов) занял 4-е место за счет того, что в статистике учитываются все стандарты оператора, а не только GSM. Причем «зазор» с ближайшим конкурентом — оператором Tele2 (5-е место, 3,12 млн.), также работающем во всех стандартах, составляет «всего» 600 тыс. абонентов, что по рыночным меркам не так уж и много.

Остальные места разделили между собой дочерние компании ОАО «Сибирьтелеком» — оператор «Енисейтелеком» (8 место, 956 тыс. пользователей) и «Байкалвестком» (10 место, 723 тыс.). На 9-м месте укрепилась «Сотовая связь МОТИВ» (811 тыс. абонетов).

По оценке J’son and Partners, региональными лидерами по темпам роста стали операторы «Сибирьтелеком» (в первую очередь дочерняя компания «Байкалвестком»), «Мотив» и НТК. Особенно по темпам роста выделяется Дальний Восток, где количество абонентов за год выросло более чем в 2 раза. Наименьшие темпы роста — в Москве с областью и на Северо-западе (включая Петербург).

Сотовая экспансия

В последнее время все российские операторы активно присматриваются к активам в СНГ. Еще несколько лет назад «МегаФон» прикупил себе по случаю сотового оператора в Таджикистане, который, правда, по российским меркам работает без особого успеха и насчитывает примерно 71 тысячу абонентов. Примерно в это же время компания МТС начала активное и успешное развитие на рынках Украины и Белоруссии. К примеру, сейчас к UMC подключено примерно 13 млн. абонентов. Эта украинская «дочка» МТС на сегодняшний день считается одним из двух крупнейших операторов; второй игрок — это «Киевстар», который контролируют акционеры «ВымпелКома» — Telenor и группа компаний «Альфа». В Белоруссии у МТС 2,13 млн. пользователей, в Узбекистане (оператор «Уздунробита») 580 тыс. и в Туркменистане («Бараш Комьюникейшн») 68 тыс. абонентов.

«ВымпелКом» на сегодняшний день владеет казахстанским оператором «КаР-Тел» с базой в 2,05 млн. пользователей и недавно приобрел украинский WellCom (256 тыс. пользователей). И совсем недавнее приобретение компании — два узбекских оператора — «Бакри Узбекистан Телеком» («Бузтел») и ООО «Юнител» (364 тыс. абонентов). Сразу после завершения сделки «ВымпелКом» планирует объединить эти компании и сделать из них одного большого и красивого узбекского оператора.

По сути, на рынке стран СНГ наблюдается все то же привычное противостояние МТС и «ВымпелКома». По данным ACM-Consulting, в 2005 году общая база МТС в России и за границей составила 60,32 млн. абонентов, а у «ВымпелКома» — 45,41 млн.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.