Почему мы переплачиваем за картинки и мелодии

Контента для мобильных телефонов не просто много, а очень много — всевозможные картинки, заставки, темы, игры и программы. Не мудрено, что за 2005 год оборот этого рынка только в России составил порядка $300 млн., однако далеко не последнюю часть этих денег операторам и контент-провайдерам принесли невнимательность и банальные ошибки пользователей.

Минусы прямого эфира

Телевизионная реклама — один из самых эффективных способов продвижения мобильного контента. Включите TV и непременно увидите на одном из каналов нечто вроде «Купи игру для мобильного всего за $2 — пошли SMS-сообщение со словом «Game» на короткий номер ХХХХ». По сути — публичная оферта, цена вроде бы небольшая и абонент пробует услугу. В итоге получается следующее — скажем, телефон у него черно-белый (почти половина российских абонентов пользуется именно такими трубками), не поддерживает Java. В большинстве случаев у него даже не подключена услуга WAP/GPRS, поэтому WAP-ссылку на заказанную картинку или игру абонент получит (SMS есть практически во всех GSM-аппаратах), но вот воспользоваться он ей не сможет. Обман? С точки зрения российских законов — нет. В рекламном ролике обязательно перечислены все эти условия — и про обязательную поддержку технологии Java в мобильном терминале, и про цветной дисплей, и про необходимость наличия дополнительных услуг. Но расчет прост — размер букв законодательство не определяет, а из-за $2 с налогами (еще +18%) абонент не будет загружать оператора своими претензиями — скорее всего, просто обругает и забудет.

А бывает так — на экране телевизора появляется заставка: «Получи сотни мелодий и картинок всего за $5 — отправь SMS со словом «Halava» на короткий номер ХХХХ». Само собой, получить массу контента за такие смешные деньги — возможность привлекательная. Однако после отправки сообщения выясняется, что за $5, которые он уже заплатил, ему дают всего-навсего пароль на WAP-сайт контент-провайдера, где он может выбрать, скажем, 5-6 мелодий или картинок. Причем эти $5 — это не плата за пароль, а стоимость ежемесячной подписки на «самые новые поступления в нашу коллекцию», как красочно извещает реклама на сайте. Таким образом, абонент будет платить эту же сумму контент-провайдеру каждый месяц или неделю (в зависимости от условий). При этом сумма будет списываться с электронного счета оператором без дополнительного согласия абонента. Конечно, можно отказаться от услуги, отослав SMS-команду (что-то типа Stop) на тот же короткий номер. В любом случае — никакой «халявы» не будет.

Права и обязанности

Если деньги со счета бесследно исчезли, первое, что приходит на ум — обратиться с жалобой к своему сотовому оператору. Скорее всего, это будет звонок не по адресу: отношения сотовых операторов и провайдеров — сугубо договорные. Правда, заботясь об имидже компании, некоторые операторы могут расторгнуть договор с нечистоплотными продавцами мелодий и картинок и даже возвратить деньги своему клиенту, если на самом деле он никаких картинок не получил. Но большинство операторов предпочтут остаться в стороне. Оператор связи только предоставляет каналы доступа для покупателей, и когда абонент заказывает услугу, ее стоимость просто списывается со счета.

Если вы оплачиваете контент, отправляя SMS на «короткий» номер, и закачиваете картинки, мелодии или игры по WAP-ссылке, то это значит, что вы вступаете в договорные отношения с контент-провайдерами. Они обязаны доставить вам заказанный медиаэлемент, но порою этому препятствуют технические сложности и ошибки пользователей. Если вы не получили оплаченный контент, то имеете право настоять на своем и потребовать деньги обратно. Свяжитесь со службой поддержки контент-провайдера и кратко опишите проблему. Все ваши жалобы можно продублировать и в абонентской службе оператора — они обязаны ее принять и даже проконтролировать решение вопроса. Если контент-провайдер не решит проблему в течение двух дней, он получит штраф от оператора, а деньги клиенту будут возвращены.

Невнимательность — первое дело

Оказание услуг по продаже контента в подавляющем большинстве случаев организуется по принципу публичной оферты, то есть потребитель при заказе игры или логотипа заранее присоединяется к некоторому тщательно юридически выверенному документу, в котором, кстати, абсолютно не гарантируется доставка контента пользователю. Обычно сервис-провайдеры кивают на операторов, операторы на сервис-провайдеров — дескать, сотовые сети настолько глобальны и всеохватны, мало ли что там может случиться. В итоге абонент оказывается абсолютно беззащитным — фактически, отдавая деньги, он покупает лишь вероятность (пусть даже и близкую к 95-98%) получения своего заказа.

Чаще всего речь идет о невнимательности — откровенно уголовные случаи отбора честно заработанных средств у абонентов встречаются редко. К примеру, абоненты часто обращаются в службы безопасности российских сотовых операторов с жалобами на необоснованные списания достаточно крупных сумм с лицевого счета. Из детализации счета становилось понятно, что абоненты совершали длительные вызовы на номера спутниковых сетей «Инмарсат» и «Турайа». Впоследствии оказалось, что пользователей подвела любовь к «взрослым» картинкам. Во время просмотра сайтов эротического содержания со своих персональных компьютеров через беспроводные каналы связи с помощью технологии GPRS люди нажимали на рекламные баннеры, которые предлагали доступ к наиболее эксклюзивным «материалам». При этом «выскакивало» предупреждение, что для доступа к сервису будет разорвано текущее соединение и установлено новое, а в это время в фоновом режиме сотовый аппарат набирал спутниковый номер и устанавливал соединение. Многие просто не обращали на это предупреждение никакого внимания, поскольку оно было написано по-английски мелким шрифтом, но тарификация уже шла не помегабайтно (около 25 центов за 1024 кб), а поминутно (порядка 30-40 или даже 90 центов за 60 секунд связи). По сути все законно — контент-провайдер в далекой заморской стране предоставлял «горячие картинки» на законных основаниях, у него был договор с местным оператором связи, на основании данных которого отечественные сотовые провайдеры производили списание денежных средств.

Но невнимательность — это еще не все. Абоненты частенько совершают механические ошибки. Принцип заказа медиаэлементов везде практически одинаков. Набираем комбинацию из нескольких цифр и отправляем на четырехзначный «короткий» номер провайдера. Причем автоматическое определение типа сотового терминала происходит далеко не всегда. В результате достаточно ошибиться в наборе одной-двух цифр, и пользователю придет картинка в абсолютно непригодном для просмотра формате. А такие «покупки», как вы понимаете, ни вернуть, ни обменять нельзя. Конечно, если пользователь сумеет дозвониться до сервис-службы контент-провайдера, ему, скорее всего, совершенно бесплатно отправят контент в нужном формате. Однако бывает довольно проблематично выяснить координаты этих самых контент-провайдеров, коих в России несколько сотен.

Скрытая стоимость

В последнее время все более популярными становятся анимационные и 3D-картинки. Производители выпускают все больше телефонов с качественным цветным дисплеем, вот и появляется в народе тяга к хорошей красивой графике.

На первый взгляд кажется, что картинку можно купить за ту цену, которую указывают производители — а именно $0,99. Но все не так просто. К примеру, розничная стоимость анимационной картинки весом около 30 кб — $0,99. Добавим к этому 18% налогов — это будет уже $1,17, а также стоимость трафика — если загрузка происходит по WAP, то это $0,08 за 10 кб, то есть дополнительно $0,24 за каждую картинку. Получается, что один медиаэлемент нам обойдется в $1,41. А если у вас не была подключена услуга WAP/GPRS, то к этой сумме придется добавить около $3 за ее активацию.

С играми для мобильных телефонов складывается еще более интересная ситуация. Размер приложения для простого сотового обычно 64-100 кб, для смартфонов — 200-300 кб. Здесь раскладка следующая — $3 за игру + налоги в размере $0,54, а также стоимость трафика (пусть эта игра будет весить 64 кб). В итоге общая цена игры оказывается почти на треть выше объявленной — $4,05. Почувствуйте разницу.

При этом, как это ни странно, до сих пор тарифицируется запрос, а не факт получения услуги. К примеру, не все телефоны корректно распознают SMS с текстом WAP-ссылки, не все абоненты в состоянии самостоятельно настроить WAP, а GPRS-соединение часто бывает медленным и нестабильным. В результате возникают трудности с закачкой контента, иногда файлы приходится «подцеплять» по нескольку раз, а это значит — дополнительные расходы, ведь за GPRS-трафик со счета тоже снимаются деньги.

Телефоны спасения

В России не так уж много солидных контент-операторов. Для вашего удобства мы даем список самых крупных компаний с координатами служб технической поддержки:

INFON / «Агрегатор» Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , сайт:

«Информ-мобил» — телефон поддержки абонентов: (495) 739-9414, сайт:

i-Free — по вопросам работы услуг: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , сайт:

SPN Digital Media Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , сайт:

Solvo International Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , сайт:

«Никита» — телефон поддержки абонентов: (495) 115-9777, сайт:

PlayFon — телефон поддержки абонентов: (495) 783-0521, сайт:






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.