MVNO в России

Учитывая либерализацию рынка связи, очень может быть, что в конце этого года в России наконец-то заработают полноценные операторы без частотного ресурса. На почетное звание первопроходцев в роли MVNO претендуют компании «Евросеть» и «Народный мобильный телефон». Они уже построили тестовые зоны и вовсю проверяют оборудование на надежность и отказоустойчивость.

Модели построения сети

Стать виртуальным оператором сотовых сетей MVNO (Mobile Virtual Network Operator) довольно просто. Для начала нужно создать минимальную инфраструктуру и договориться с базовым оператором о пропуске своего трафика через его сети. Потом — установить оборудование коммуникационного узла и ввести в действие свои тарифные планы. Во всем мире именно таким путем пошло более 300 компаний, причем общее число пользователей в 2005 г. выросло на 25% по сравнению с предыдущим годом, составив 63 млн. человек.

По данным исследовательской компании Pyramid Research, пока доля операторов MVNO в общей абонентской базе сетей мобильной связи составляет всего 2,75%. Но этого вполне достаточно, поскольку в основном услугами виртуальных операторов пользуются мобильные и обеспеченные пользователи. Средний доход от каждого абонента у MVNO значительно выше, чем в сетях базовых операторов. Кроме того, этот вид бизнеса оказался более рентабельным, ведь «виртуалам» не приходится «отбивать» вложения в дорогостоящую инфраструктуру. По мнению аналитиков, к 2010 году количество пользователей MVNO превысит 100 млн. человек, а их доля в общей абонентской базе составит 3,3%.

Для того чтобы стать виртуальным оператором необходимо установить оборудование коммуникационного узла

Между тем в нашей стране развивать этот вид бизнеса можно только как дополнительный, имея положительные финансовые потоки от других видов деятельности. Слишком уж российский рынок непредсказуем. По данным Pyramid Research, этот сегмент связи не настолько привлекателен в финансовом плане, как может показаться. Аналитики выяснили, что большинство операторов MVNO либо терпят убытки, либо вообще находятся на грани разорения. Virgin Mobile UK, одна из первых компаний MVNO, прибыль приносит, но тут необходимо отметить отдельно, что она начала работать аж в 1999 г. Компания Tracfone работает на рынке сотовой связи США несколько лет, и ее показатель рентабельности составляет не более 10-15%.

По сути, прибыльность MVNO основана на низких операционных затратах операторов и малом оттоке пользователей. При этом большая часть абонентов MVNO подключается по тарифам с предоплаченными услугами. Руководствуясь именно такой бизнес-моделью, оператор MVNO в течение двух лет либо выживает, либо разоряется. Но, скорее всего, к концу 2006 года появятся операторы MVNO следующего поколения, которые коренным образом модифицируют традиционную модель ведения бизнеса. Они будут ориентированы на высокий ARPU и устойчивую прибыль. Такие компании, скорее всего, предложат пользователям широкий набор услуг связи от одного бренда. К примеру, абоненты такого виртуального оператора смогут получить сразу и единый счет, и карты оплаты для получения доступа к IP-телефонии, dial-up, голосовой связи по сотовым каналам и беспроводной передаче данных по GPRS/EDGE. Кроме того, MVNO предложит доступ к Wi-Fi крупных сетей России и Европы, а еще оплату — контента и роуминг по льготным ценам в определенных странах. И это только базовые услуги, количество которых можно расширить за счет специальных сервисов — ввести, к примеру, услугу по определению местоположения абонентов или мобильный банкинг (с записью банковского приложения на SIM-карту).

Прибыльность MVNO основана на низких операционных затратах операторов и малом оттоке пользователей.

Глобальный тест

Перед тем как запустить услугу в коммерческую эксплуатацию, специалисты проводят целый ряд испытаний. Компания должна быть уверена, что система выдержит и все будет работать без сбоев. Тестирование обычно проводится в сети базового оператора, который предоставляет для этого свою инфраструктуру. А будущий виртуальный оператор занимается подготовкой центра коммутаций и производством SIM-карт. Именно таким путем пошли компания «Евросеть» и оператор СМАРТС.

Тестирование проводилось в условиях, максимально приближенных к реальности — виртуальная сеть испытывалась на сотрудниках самарского филиала «Евросети». Они получили доступ ко всем сервисам, в том числе и к приему/передаче SMS, USSD, GPRS и WAP. Мобильный контент предоставлялся собственным контент-агрегатором ЗАО «Электросвязь», входящим в группу компаний «Евросеть». Во время тестирования абоненты могли совершенно бесплатно закачивать картинки и мелодии, правда, только из ограниченного каталога.

«Евросеть» ориентируется на узкий круг потребителей конкретного региона. К примеру, абоненты могут получать новости местного футбольного клуба. Не исключено, что в будущем появится возможность online-трансляции результатов встреч. Конечно, перечень услуг этим не ограничивается — кроме местных новостей и прогноза погоды, абоненты смогут получать расписание телепередач местных каналов, информацию о скидках и распродажах в магазинах. У многих операторов внедрен сервис определения местоположения с помощью сотовой сети (LBS), так что всю необходимую информацию можно будет получать с привязкой к тому месту, где находится тот или иной абонент. Одной из основных особенностей предложения от «Евросети» станет связка банковской карты и SIM-карты — перед абонентами открываются широчайшие возможности по оплате товаров и услуг в самых обычных магазинах. Однако все эти сервисы пока только планируются, на начальном же этапе список услуг будет ограничен стандартным набором: информационные сервисы, картинки, игры и мелодии.

Программа испытаний была разработана федеральным государственным унитарным предприятием ЛОНИИС. Процесс проходил в два этапа — сначала проверялась корректность работы всех узлов будущей «надстройки» виртуального оператора. Немалое внимание уделяли и системам базового оператора — отслеживали работу каналов связи, грамотное распознавание SIM-карт, возможности биллинга и т. д. Потом наступил черед нагрузочных испытаний. С помощью специального оборудования проверяли выстроенную сеть на прочность. К примеру, для проверки на «стрессоустойчивость» «Евросеть» и СМАРТС использовали устройство, генерирующее такую нагрузку, какую могут создать 100 000 активных абонентов. Что касается проблем в процессе тестирования, то в основном они связанны с настройкой оборудования, маршрутизацией вызовов, взаимодействием с сервисными платформами и т. п. То есть, как правило, это проблемы настройки и установки, которые решаются до вывода сети в коммерческую эксплуатацию. Никаких особых, специфических трудностей, связанных с реализацией MVNO, выявлено не было.

Тестирование MNVO обычно проводится в сети базового оператора, который предоставляет для этого свою инфраструктуру

Рынок ждет перемен

Пока что жизнь виртуальных операторов сложна и терниста. Дело в том, что эксперты, представляющие руководство базовых операторов связи, не видят на рынке свободных ниш, куда MVNO смогли бы прийти со своими тарифными предложениями и услугами. Все крупные группы абонентов, способные оказать значимое влияние на рынок, уже поделены между обычными операторами сотовой связи. Скорее всего, активного продвижения MVNO в России следует ожидать, когда коэффициент проникновения сотовой связи в среднем по нашей стране достигнет 100%. Эксперты считают, что это произойдет в конце 2006 — начале 2007 гг. Только тогда операторы поймут, что MVNO можно использовать как маркетинговый инструмент, который позволит привлечь новых пользователей или увеличить эффективность управления базой переходящих абонентов.

Все же есть несколько рыночных ниш, которые могут занять виртуальные операторы. Хорошие шансы стать MVNO есть у развлекательных каналов типа MTV, СТС и ТНТ. Эти компании уже сейчас являются достаточно крупными контент-провайдерами, в основном за счет того, что у них есть возможность рекламировать свои медиа-элементы в эфире. Телевизионные каналы без особого труда смогут стать «виртуалами» — их территория охвата (за счет широкой сети местных компаний-трансляторов эфирного сигнала) покрывает большую часть страны. При этом они смогут предложить широкий набор развлекательных услуг — от всевозможных викторин для поклонников сериалов до видеоклипов и анонсов новых ток-шоу. А вот федеральным телевизионным каналам в виртуальные операторы не пробиться — их ток-шоу обычно идут в прямом эфире, да и повтор подобных передач вряд ли вызовет у кого-то интерес. Единственный товар, который они могут предложить, — это новости, но на одном сервисе долго не протянуть.

Еще один вариант MVNO — это компании, ориентированные на бизнес-пользователей. Абонентов привлекут новые услуги, и это будут не просто удобные «голосовые» тарифы, а пакеты оперативной информации, более выгодные, чем у базовых операторов. Услуги передачи данных, четко структурированные бизнес-приложения типа мобильного банка, электронной почты и удаленного определения местоположения — эти и многие другие сервисы помогут завоевать бизнес-клиентуру. Конечно, подобные предложения есть и у базовых операторов, но запускались они по принципу «скорее, иначе будет поздно». Пришла пора их оптимизировать и установить разумные цены для тех, кто готов пользоваться этими услугами на регулярной основе, а не от случая к случаю, как большинство абонентов. Именно виртуальные операторы смогут произвести такую реорганизацию и повысить количество постоянных пользователей.

Очень возможно, что на роль MVNO будут претендовать специальные государственные или коммерческие системы обеспечения безопасности

Очень возможно, что на роль MVNO будут претендовать специальные государственные или коммерческие системы обеспечения безопасности. Взять, к примеру, услугу конфиденциальной сотовой связи. Сейчас в России этот сервис предоставляет компания «МегаФон». Но не исключено, что в сетях 3G государством будет создан специальный виртуальный оператор, который будет работать на базе сетей мобильной связи общего назначения. Таким образом, повысится качество предоставляемых услуг и оптимизируется стоимость — защищенные терминалы можно будет подключить к сети любого оператора. На сегодняшний день российские органы власти и правоохранительные организации подключены по самым разным тарифам к федеральным или местным операторам связи. А виртуальный оператор позволит снять разноголосицу с тарифами и повысить эффективность связи. Пользуясь специальными настройками GSM-сетей, он может выставить приоритеты обслуживания своих абонентов так, чтобы милиция и чиновники оставались на связи в самых экстренных случаях, например, во время чрезвычайных ситуаций или террористических актов.

Вполне возможно, что какая-либо крупная компания захочет создать виртуального оператора для своих сотрудников. За счет выгодных тарифов при покупке ресурсов оптом она может существенно экономить на этой статье расходов. Это могут себе позволить и РАО «ЕС России», «Газпром» и «Сбербанк», металлургические компании и различные финансово-промышленные холдинги. Кроме обычной голосовой связи они могут предложить своим пользователям ряд специальных услуг — оповещение о рабочих сменах, индивидуальные уведомления о начислениях зарплаты на пластиковые карты, доступ к корпоративным wap-порталам и т. д. Кроме того, созданием MVNO могут заняться и крупные игроки рынка мобильной связи, ведущие операции в большом количестве регионов. Например, в регионах, где емкость рынка составляет порядка 150-250 тыс. человек, а развертывание собственной сети обойдется оператору примерно в $5 млн., создание виртуального оператора на базе местной действующей сети позволяет экономить финансы и время.

Конечно, с развитием 3G-сетей ситуация серьезно изменится. Некоторые эксперты считают, что в нашей стране инфраструктуру для таких сетей базовым операторам разумнее строить совместно и в обязательном порядке пускать «виртуалов» на рынок, чтобы быстрее вернуть вложенные инвестиции. Пока же компании только пробуют себя в этом сегменте, и только время покажет, как проявят себя российские MVNO.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.