От поездки в офис до карты оплаты

Основа любви — взаимность. За что оператор любит своего абонента? За то, что он вовремя платит. За что оператор очень любит своего абонента? За то, что он не пользуется услугами оператора, но исправно за них платит. А когда абонент любит своего оператора?

О любви корыстной и взаимной

Любовь оператора с абонентом — штука ненадежная и кратковременная. Например, абоненты, купившие безлимитный тарифный план, зачастую переплачивают, и немало. Простой подсчет показывает, что переход на безлимитные тарифы имеет смысл, когда общее время разговоров превышает два часа в день. Причем это должны быть исходящие звонки. Половина абонентов-безлимитников разговаривает в куда более щадящем режиме, поэтому со временем они начинают понимать, что изрядную часть своих денег отдают оператору совершенно напрасно.

Разумеется, мы все прекрасно осведомлены о том, сколько на самом деле стоит “бесплатный сыр”. Правда, когда сотовая связь в России только зарождалась, еще была возможность общаться на дармовщинку. Ее обеспечивала немногочисленная, но очень деятельная когорта фрикеров. Эти бойкие ребята наловчились делать из обычных сотовых телефонов трубки-двойники, “цепляющиеся” к другим аппаратам по принципу: на одном номере — две трубки. Это чудо инженерной мысли фрикеры продавали жаждущим халвы, иначе — халявы. Продавали недешево, но на фоне тогдашней стоимости минуты соединения (2-3 у.е.) деньги, потраченные на приобретение двойника, очень быстро возвращались.

Ведь платил за все переговоры своего двойника владелец официально зарегистрированного в сети аппарата. Сегодня операторы ввели у себя системы защиты от несанкционированного доступа, так что “бесплатный сыр” может выпасть теперь абоненту только в случае сбоя в биллинговой системе. Но стоит принюхаться, и этот сыр окажется с душком. В сотовой связи есть правило: если абонент не платит за разговоры, это значит, что за него платит кто-то другой. Когда-нибудь эти двое поменяются ролями.

Утром деньги — вечером стулья!

Свое согласие с условиями предоставления услуг связи и их оплаты каждый из нас подтверждает, ставя автограф при заключении договора с оператором. Так чтосколько платить, мы примерно знаем. Когда — тоже. Остаются два актуальных вопроса: где и как?

В период первичного накопления капитала сотовый телефон был таким же атрибутом достатка и благополучия, как золотая цепь на мощной шее, “шестисотый” или малиновый кафтан от Версаче.

Абоненты со стажем, — начиная где-то с середины 90-х годов, наверняка помнят, какими сложностями сопровождалось желание влиться в ряды “мобилизованных”. Чтобы заключить контракт, им приходилось оставлять сумасшедшие залоги, а оплатить услуги сотового оператора можно было только в его офисе. Сотовые операторы еще не были озабочены конкурентной борьбой, поэтому количество их абонентов было примерно равно тому качеству связи, которое они обеспечивали.

В определенном смысле, один абонент тогда приносил денег больше, чем сегодня их приносят роты обычных пользователей. Поэтому вопрос об удобстве оплаты тогда не был столь насущным. Количество абонентов росло, росли и очереди в офисах продаж. Засуетились менеджеры — народ не хочет стоять в очередях, приходится отключать телефоны — падает трафик, падает доход! Решение нашли быстро — договорились с банками об оплате услуг через их отделения. Тогда тонкие ручейки абонентов потянулись из офисов в банки.

Несмотря на все старания, этого было явно недостаточно для того, чтобы число абонентов росло быстрее. И вот уже деньги за трафик начали принимать дилеры. Но не все так просто, как хотелось бы! На страже “интересов” абонентов встал закон о банковской деятельности: хочешь принимать деньги за чужие услуги — получи лицензию. Кроме того, банк и офисы дилеров имеют тот же набор недостатков, что и головной офис оператора: нужно куда-то ехать, дожидаться своей очереди, а после оплаты еще и ждать, когда деньги поступят на счет. Последнее иногда занимало несколько дней, и телефон успевали отключить.

Операторы не смогли в то время придумать ничего лучшего, как предложить своим абонентам платить по пластиковым картам через интернет. Большинство абонентов тогда спросили: а что это за “пластиковая карта”, и где взять этот интернет? А меньшинство подумало: покажу я номер своей пластиковой карты в интернете, и где гарантия, что кто-то не воспользуется моими кровными денежками в своих коварных целях?

Где выход из входа?

Прорыв от элитарности к народу осуществил “БиЛайн”. 21 октября 1998 года в сети GSM1800 впервые в России заработала prepaid-система, получившая название “БИ+”. Оплата в такой системе производилась посредством скретч-карточки. Сейчас эта пластиковая или картонная карточка известна миллионам пользователей. Абонент покупает ее, стирает защитный слой, звонит оператору и набирает пароль карты. Весь номинал переходит на счет телефона. Карточку можно купить в любой торговой точке, не надо идти в офис оператора или в банк.

Однако некоторые особо предприимчивые граждане решили, что раз карточку может продавать любой, то и делать ее также может любой. И операторы в союзе с операми начали отлов таких предпринимателей. Некоторых нашли, других еще ищут. Увы, определить легальность карты можно только практическим путем — никакой дополнительной защитой операторы их не снабжают. Впрочем, продавцы сами пришли к выводу, что лучше закупать карты у легальных распространителей. Себе же проще: не придется общаться с разгневанными абонентами, которые придут требовать возмещения убытков.

В последнее время в Москве появился еще один весьма перспективный способ оплаты — наличными через банковские терминалы. Их уже можно видеть в метро или в некоторых торговых центрах. Это такие антибанкоматы. Анти — потому что банкоматы выдают деньги, а терминалы принимают. Но и удобны они тем, что оплата с их помощью возможна 24 часа в сутки. Итак, чтобы платить удобно, — покупаем карточку своего оператора, а если склероз одолеет, то пользуемся терминалом экспресс-оплаты. Кроме того, некоторые столичные супермаркеты с недавних пор стали принимать платежи непосредственно через свои кассы.

Там, где нас нет

А как быть, если абонент, положим, в пути? Например, едет в поезде и вдруг обнаруживает, что денег осталось — кот наплакал. Или оказался в глухой провинции, куда связь уже дошла, а вот быстрые и удобные способы ее оплаты, по-видимому, взяли себе в проводники наследников сусанинских традиций. На такой случай существуют универсальные карты. Например, платежи по некоторым системам возможны переводом с карт предоплаты самой системы, с кредитной карты абонента и даже посредством перевода от другого пользователя системы. От пластиковых банковских карт такие карты отличаются тем, что они предназначены только для оплаты услуг связи, и сумму на их счете регулирует сам абонент.

Теперь самое время вернуться к вопросу “когда платить?”. До сих пор у операторов нет иных рычагов управления своевременными платежами абонентов, как отключение телефона. Но определить, является ли абонент злостным неплательщиком или у него временные финансовые трудности, непросто. Конечно, многие добросовестные граждане, которые просто опоздали с оплатой, после отключения могут обидеться и перейти к конкуренту. В этом случае оператор потеряет не только долг абонента, но и средства, затраченные на тот маркетинг, который был проведен в целях его привлечения.

Именно поэтому в конкурентной борьбе между операторами в последнее время большое значение начинает играть не столько стоимость минуты, сколько дополнительные льготы при ее оплате. К наиболее интересным из них стоит отнести процедуру предоставления оператором кратковременного кредита (“обещанный платеж”). Оператор как бы говорит своему абоненту: “Я уверен, что вы добросовестный плательщик, просто у вас нет времени. Я не отключу телефон, но вы уж постарайтесь оплатить счет как можно быстрее, ладно?”. Поскольку кредит, который дает оператор своему абоненту, значительно меньше, чем затраты на привлечение, то за счет такого проявления доверия выигрывают обе стороны.

Все-таки сильные чувства — это зыбкое основание для отношений между абонентом и оператором. Наилучшим вариантом здесь следует считать симбиоз — обоюдно полезное сосуществование. Оператор предлагает услугу, абонент ею пользуется в той мере, в какой это ему необходимо, и за это оператору исправно платит. Совсем недавно операторы начали предоставлять абонентам возможность не только оплатить счет прямо с телефона, но и совершать иные платежи или покупки. “МегаФон” и МТС открывают мобильный доступ к счету в обычном банке или платежной системе. А “БиЛайн” даже открыл “Мобильный кошелек” — услугу, которая позволяет осуществлять целевые платежи с отдельного счета. Похоже, скоро она станет привычной. Ну что же — так держать, господа операторы! Вас за такую поддержку только сильнее любить будут.

Ключевые слова

Фрикер (от английского phreaking) — личность, осуществляющая несанкционированный (обычно бесплатный) доступ к услугам связи.

Биллинговая система (от английского billing — “выписывание счета”) — аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий контроль состояния счета абонентов.

Prepaid-система — система оплаты счетов, при которой деньги перечисляются в режиме реального времени и услуги предоставляются только в том случае, когда на счете есть минимум средств.

Скретч-карта (от английского scratch — “царапать, скоблить”) — пластиковая или картонная карточка, которая имеет свой номер, номинал и пароль (пин-код), скрытый специальным защитным слоем, который при активации соскабливают.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.