Основные тенденции тарифостроения

В столичном регионе осталось очень мало людей, не охваченных сотовой связью. Так что операторам приходится выпускать на рынок все новые тарифные планы — в надежде привлечь хотя бы часть абонентов-мигрантов. Нам удалось насчитать основных тенденций, которые так или иначе будут проявляться в формировании тарифов. Так чего можно ожидать в самом ближайшем будущем?

Ценовой демпинг

Ценовой демпинг постепенно сходит на нет. Несмотря на «вкусные» предложения «Мобильного», «Бум» и т.д., операторы, особенно в крупных городах, стремятся установить цену минуты на уровне 5—10 центов и стабилизировать падающее ARPU хотя бы на уровне $5—7 по стране и $12—18 в крупных городах. Минимальные значения этого показателя ожидаются в первом квартале 2006 года, потом будет только рост — как за счет дополнительных услуг, так и за счет скидок на внутрисетевое общение между абонентами. Все тарифы постепенно переводятся на рубли: компания «МегаФон» уже завершила перестройку своей биллинговой системы, а «ВымпелКом» сделает это к концу второго квартала. «Билайн» собирается предложить пять новых ТП, первый из которых — «Проще говоря» — стартовал в середине апреля. Одновременно с этим будут закрыты подключения по долларовым предложениям. МТС пока не торопится — возможно, перевод на рубли будет осуществлен ближе к середине года. С одной стороны, абонентам больше не придется высчитывать у.е. в рублях, но с другой — цены стали выше за счет фиксации стоимости в рублевом эквиваленте. Операторы, понятное дело, не удержались от соблазна округлить их в выгодную для себя сторону. Если доллар и дальше будет падать, то цены в рублях будут расти, что не слишком выгодно для абонентов.

Внутрисетевое общение

Операторы с большим удовольствием стимулируют своих абонентов к общению внутри сети — как в своей, «домашней», так и с пользователями компаний-конкурентов. Дело в том, что между федеральными компаниями сотовой связи коммуникации обычно устанавливаются достаточно быстро. Поэтому входящие звонки от сотовых «домашнего региона» уже давным-давно бесплатны для всех pre-paid и контрактных абонентов. В результате операторы производят расчеты по принципу взаимозачетов, платя только за превышение трафика. Как следствие таких договоренностей — цена на входящие звонки будет постепенно снижаться. Также прогнозируется резкое падение стоимости мобильных разговоров внутри одной сети — всевозможные «близкие» или «любимые» номера. К примеру, экономия на звонках при использовании услуги «Мы вместе» у «МегаФона» может достигать 50%, но это при условии объединения в одну группу от пяти сотовых телефонов. На самом деле себестоимость минуты общения составляет несколько десятых цента, поэтому «зазор» для снижения цены вполне есть. Да и мигрирующие абоненты (доля которых достигает 15—20% от общего числа пользователей) обычно покупают выгодные контракты не только для себя, но и для своих близких, что увеличивает абонентскую базу и позволяет хорошо выглядеть в глазах инвесторов.

Сотовые сети в крупных городах уже давно отстроены и способны выдержать большую нагрузку в пиковое время работы. Не исключено дальнейшее совершенствование тарифов — скидки в зависимости от времени суток, безлимитное общение по выходным, а также небольшие цены на дальние звонки, но только с определенных тарифов (как на ТП «Единый» от «МегаФон-Москва»). Одновременно операторы перейдут на зональное деление роуминговых звонков — к примеру, в «ВымпелКоме» весь мир поделен на шесть тарифных зон, в которые входит больше 200 стран.

С городского на мобильный

Закон о бесплатных входящих непременно повлияет на ценообразование для звонков с городских номеров на мобильные. С одной стороны, у оператора останется возможность брать плату «за соединение» — центов 10—15 за весь разговор, который в среднем длится до 10 минут. С другой стороны, возможно повышение стоимости звонков с мобильных телефонов на городские: сотовые операторы смогут компенсировать нежелание проводных операторов идти на сотрудничество в плане разделения доходов. Ведь платить теперь будет инициатор звонка — абонент «проводного» терминала своему оператору связи, а проводной оператор — сотовому провайдеру. Несмотря на то что дата введения подобного сервиса уже давно известна — 1 июля 2006 года, операторам, скорее всего, не удастся договориться о разделении этих денег до осени. Так что можно смело прогнозировать, кроме всего прочего, компенсацию подобных звонков путем установления минимальной абонентской платы на pre-paid-тарифах. Также будет ограничена максимальная продолжительность одного вызова «город-мобильный» — скорее всего, этот интервал будет установлен в границах 30—40 минут. Кстати, при стойком нежелании проводных операторов идти на сотрудничество, сотовые провайдеры могут значительно уменьшить количество стыковочных линий между проводными и сотовыми сетями, что затруднит прохождение вызова «город-мобильный» как в часы пик, так и в выходные, стимулируя таким образом пользователей звонить только с мобильных телефонов.

Работа на целевую аудиторию

В самом скором времени мы сможем наблюдать широкое многообразие тарифов, предназначенных специально для определенных целевых групп. У федеральных операторов уже есть ТП для студентов, работников fashion-индустрии, милых дам, молодежи, сотрудников правоохранительных органов (закрытые группы абонентов), а также специальные тарифы только для доступа в интернет или отправки SMS. Скорее всего, эта группа пополнится тарифами для бизнесменов, мужчин, школьников и т.д. — четкое позиционирование позволит «вычерпать» подобные целевые группы до конца. Продавать такие ТП будут, скорее всего, с определенными сотовыми трубками, позиционируя их как повышение социального уровня, выход на новую ступень персонального развития и т.п. Вполне возможно, в такие тарифные пакеты будут включены не только базовые сервисы, доступные всем остальным абонентам, но и дополнительные проекты. К примеру, на рынке появятся «семейные» тарифные пакеты, состоящие из нескольких SIM-карт с подключенной услугой определения местоположения — чтобы родители всегда знали, где находятся их дети. Или добавить в тариф для школьников и студентов специальные «сервисы знаний» — обширный каталог шпаргалок по различным предметам, а также сниженную цену на пакеты SMS/MMS и интернет-трафик. Для женской аудитории подойдет отдельный каталог специального контента и упрощенный доступ в интернет (нечто подобное уже реализовано в проекте «Интуиция» от «Билайна»). Для бизнесмена подойдет SIM-карта со встроенными сервисами «Мобильный банк», «Дорожные пробки», а также информационными каналами и on-line-расписанием движения поездов и самолетов. То есть речь идет о тщательном изучении потребностей определенных целевых аудиторий и тщательной настройке тарифных планов. В таком случае существенно повышается вероятность увеличения ARPU. В дополнение можно ожидать создания специальных тарифных конструкторов — с помощью интернет-системы управления счетом пользователь сам будет собирать себе тариф, исходя из какой-либо суммы абонентской платы. Оператор, который первым сумеет предложить полноценный и адекватно работающий тарифный конструктор, сможет претендовать на лидерство на массовом рынке.

Пакетные предложения

К концу 2006 — началу 2007 гг. голосовые услуги постепенно перестанут быть основным продуктом сотовых сетей. В тарифы будут включать сотни SMS и MMS, пакеты GPRS-трафика, услуги позиционирования и подписку на каналы мобильного телевидения. Первым подобную попытку предприняла компания «Билайн» со своими SMS-пакетами. Более развернутая система у «МегаФона» — тут можно купить оптом все виды текстовых и графических сообщений, а также интернет-трафик по льготной цене. Причем заказ подобных услуг все чаще будет осуществляться не звонком по короткому номеру, а более быстрым и современным способом — с помощью короткой команды через USSD-меню. Если сейчас эти коды надо запоминать и списывать с веб-сайта, то вскоре операторы начнут по умолчанию записывать их в память SIM-карты.

Бонусные программы

На первое место выйдут программы лояльности — не секрет, что для привлечения нового абонента надо потратить в 5—6 раз больше денег, чем для удержания уже существующего. Именно поэтому бонусные программы станут тотальными. Канут в прошлое штрафы за расторжение контракта со скидками, а также сложные способы включения в бонусную программу. Скорее всего, pre-paid и контрактных абонентов разделят по двум принципиально разным программам лояльности — в зависимости от интересов. Для «контрактников» более важным является получение бонусов в зависимости от среднего чека с возможностью тратить их не только на связь, но и на сторонние покупки. В качестве примера можно привести новую бонусную программу «Малина», в которой участвует «ВымпелКом». А для pre-paid-абонентов большее значение имеют скидки на внесенные платежи и на голосовой трафик. Необходимы бонусные программы для старых абонентов — скидки или более интересные тарифы должны быть доступны как в зависимости от величины среднего чека (как в «ВымпелКоме»), так и от стажа обслуживания в компании без финансовых блокировок (как в «МегаФоне»). Вполне возможно, что к концу 2007 г. мы придем и к нормальной европейской практике датирования новых абонентских терминалов с целым спектром дополнительных функций для старых клиентов. К отголоскам таких программ возможно отнести и специальные сервисы для пользователей с нулевым или минимальным балансом — к примеру, в «ВымпелКоме» есть акция «Живой ноль» (позволяет абонентам принимать входящие звонки при небольшом или минимальном балансе). Также будет расширена практика обещанных платежей — когда пользователю начисляют на счет некоторую сумму в кредит (обычно $5—10), который он обязан погасить за несколько дней.

Доступ в интернет

Сотовые операторы начнут позиционировать свои сети как удобный доступный выход в интернет. Лидер этого сегмента рынка — компания «ВымпелКом» — в 2005 г. заработала около $100 млн только на передаче данных по GPRS. Это вполне серьезные деньги для отечественного рынка интернет-доступа, и останавливаться на достигнутом сотовые операторы, ясное дело, не собираются. Одно из направлений их деятельности — контроль над сетями хот-спотов Wi-Fi. Также сотовые компании сделают упор на облегчение доступа через GPRS/EDGE. У «ВымпелКома» и «МегаФона» уже есть специальные тарифные предложения и PCMCI-карты для ноутбука, с помощью которых можно подключаться к беспроводным сетям и передавать данные без дополнительного сотового телефона. МТС не оценил всех перспектив этого сегмента рынка. С другой стороны, необходимо кардинально упростить процедуру подключения к интернету. Для этого операторы создают специальные веб-сайты, которые помогают абонентам установить первоначальные настройки, а также бесплатно распространяют ПО для ноутбуков и КПК. Утилиты в автоматическом режиме помогают установить связь с Сетью, используя «связку» мобильного компьютера и телефона. Причем цены на интернет-трафик будут снижаться и достигнут примерно 10—12 центов за Мб, а скорость будет увеличена за счет массового внедрения EDGE, особенно в крупных городах.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.