На чем смогут заработать российские операторы

Теперь в России неохваченными мобильной связью остались только младенцы, очень пожилые люди, бомжи и жители Крайнего Севера — там вне конкуренции спутниковая связь или банальные радиостанции. Однако операторы оказались подготовлены к уменьшению роста абонентской базы. Раз не удается привлечь новых пользователей, надо постараться удержать тех, что уже есть. Кроме того, в зону их внимания попадает группа «мигрирующих» абонентов, которые постоянно покупают новые тарифные предложения. Таких, между прочим, насчитывается до 15% от всех пользователей, то есть несколько миллионов человек.

Россия на связи

Если взять только Россию, то в конце первого квартала 2006 г. количество абонентов всех операторов связи составляло 132,1 млн человек. Это соответствует степени проникновения в 91% (из расчета численности населения 145,2 млн). Однако на самом деле все не так радужно — существуют два показателя, которые несколько «сбивают» эту статистику. Один из них — пересекающиеся абоненты. Это люди, которые зарегистрированы в качестве абонентов в разных сотовых компаниях. То есть человек один, а SIM-карт у него несколько. Таких абонентов насчитывается до 15—20%. Есть и второй показатель — «активные абоненты». Не секрет, что операторы не только хотят сохранить возможность совершать звонки после длительного перерыва, но и стремятся показать высокую отчетность для акционеров. У каждой SIM-карты есть свой срок годности — от 30 до 180 дней после последнего платного звонка. По прошествии этого срока SIM-карта деактивируется и позвонить с нее уже нельзя. Но весь этот период абонент продолжает числиться в списках оператора, увеличивая цифры в статистических отчетах. Кстати, небольшая деталь — остатки ранее внесенных платежей, которые «сгорают» после длительного молчания, остаются у оператора. Конечно, по закону «О связи» абонент имеет право получить их обратно, но лишь небольшой процент абонентов требует возврата своих денег. В результате операторам остается небольшой «навар» — деньги за те предоплаченные услуги, которые никогда не будут востребованы.

Особенно стоит отметить рост степени проникновения — за первые три месяца он составил всего 4,3%. С одной стороны, это свидетельствует о стабилизации рынка, а с другой получается, что компаниям и аналитическим агентствам явно необходимо модифицировать методику подсчета действительно «живых», то есть активных абонентов. Здесь можно поставить в пример регистрационную политику «МегаФона» — оператор аннулирует SIM-карту пользователя, если в течение 30 дней с нее не делалось голосовых звонков, не отправлялось SMS и т.п. Таким образом оператор «чистит» свою базу, поднимая ARPU. Вот только пользователям это не особо нравится — чтобы сохранить временно не используемый номер, приходится регулярно класть на этот счет деньги и совершать небольшие платные звонки. Возможно, срок стоит увеличить до 90 дней (против 180, которые сейчас используют «Билайн» и МТС).

Операторы больше не занимаются раздариванием бесплатных SIM-карт. Первый квартал этого года показал самый низкий прирост новых абонентов за последние пару лет — всего 6,3 млн человек. Это всего лишь 44,9% от прироста, который был отмечен в четвертом квартале 2005 г. Правда, по признанию руководства крупных операторов связи, это был последний предновогодний праздник, когда спрос во много раз превышал предложение. Операторы сделали финальный аккорд, раздарив множество «вкусных» предложений с бонусными минутами и $3—5 на счету всего за 1 рубль. По итогам года, конечно, руководство получило свои бонусы за огромный приток абонентов — вот только расплачиваться за это придется совсем скоро. Конец второго квартала это время, когда множество предновогодних подключений приходится списывать. В середине июля 2006 г. можно будет более точно сказать, какие же на самом деле базы абонентов у большинства операторов.

Ситуация в регионах

Мобильная связь распространяется по регионам очень неравномерно. К примеру, степень проникновения сотовой связи на московском рынке к концу прошлого года достигла мифического уровня в 139,5%, на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 121,1%, а на региональных рынках — 78,3%. Среднее арифметическое между этими цифрами составляет 91%, а по количеству процентов, превышающих 100, можно судить о маркетинговой активности операторов и о неравномерности тарифных предложений.

К примеру, Московская лицензионная зона и рынок Северо-Запада чрезмерно раздуты попытками операторов «большой тройки» вычерпать у конкурентов средний класс потребителей. Обычно на рынке сотовой связи так называют пользователей с ARPU в $15—20. Их привлекают скидки, они предпочитают внутрисетевое общение и достаточно часто (примерно 4—5 раз в год) меняют тариф на более новый или покупают контракт (в 99,9% случаев — pre-paid) у другого оператора связи. Кстати, это самая технически просвещенная часть пользователей — они четко разбираются в тарифах, знают много интересного о реальном покрытии операторов сотовой связи и, конечно, являются источниками информации для всех менее просвещенных родственников и друзей. «Зацепить» эту категорию пользователей — мечта любого маркетолога.

Расстановка сил среди операторов примерно стабилизировалась — если в абсолютных цифрах МТС пока (и только пока) лидирует с 45,8 млн абонентов, то в приросте лидирует «ВымпелКом» — 1,7 млн новых подключений против 1,6 млн у МТС. При этом доли рынка в приросте у обоих операторов достигли минимального значения за последние два года. «МегаФон» занимает почетное третье место и не особенно стремится выйти во всероссийские лидеры, предпочитая доминировать на ключевых рынках. К примеру, активная маркетинговая политика и успех тарифа «Мобильный» позволили компании собрать 60% новых подключений на столичном рынке в течение первого квартала 2006 года. По России у «МегаФона» абонентская база в 24,2 млн человек, прирост за первый квартал — 1,4 млн. На долю региональных операторов в первом квартале 2006 года пришлось около 25% от прироста абонентских баз, что является рекордно высоким значением за последние несколько лет.

В то же время МТС явно сдает позиции на российском рынке. Чтобы не уступить первенство «ВымпелКому», оператор раздавал бесплатные SIM-карты и не отключал «молчунов». Искусственно раздутая абонентская база позволила МТС к декабрю 2005 года оторваться от «ВымпелКома», но привело к десятипроцентному снижению стоимости акций после объявления итогов III квартала. Одновременно с этим МТС потеряла около $150 млн, пытаясь взять под контроль киргизского мобильного оператора «Бител». В ноябре 2005 г., доверившись заверениям казахской компании «Альянс-Капитал», тогдашний президент МТС Сидоров уплатил «Альянсу» круглую сумму за право контроля над «Бител». Каково же было удивление руководства МТС, когда буквально через пару недель после трансакции выяснилось, что киргизский суд признал право собственности на «Бител» за российским ЗАО «Резервспецмет». Казахи, как выясняется, не могли распоряжаться не принадлежащим им активом. Все это привело к тому, что господин Сидоров был смещен с поста руководителя компании. При этом планы ребрендинга всех телекоммуникационных активов МТС никто не отменял — они начали реализовываться 10 мая на выставке «СвязьЭкспокомм». Удастся ли таким способом компании завоевать новых пользователей и не потерять старых — остается загадкой.

Надо сказать, что региональный рынок растет более быстрыми темпами за счет федеральных операторов. По итогам первого квартала 2006 г. доли рынка МТС и «ВымпелКома» снизились на 0,5% и 0,3%. С одной стороны, это можно объяснить ростом доли рынка «МегаФона» — по итогам квартала она выросла, но всего на 0,2%. Но это лишь незначительно компенсировало провал «МегаФона» в последнем квартале прошлого года, когда сокращение доли произошло аж на 0,6%. С другой стороны, рост рынка можно объяснить активностью региональных операторов. И если компании «большой тройки» не начнут скупать их активы, то совокупная доля рынка региональных операторов составит не менее 14%. Некоторые компании уже доказали свою состоятельность — особенно следует отметить операторов «УралСвязьИнформ», НСС («ВолгаТелеком»), Tele2 и «Сибирьтелеком».

Ближнее зарубежье

Поскольку в России рост абонентской базы подходит к концу, сотовые операторы делают последний и отчаянный рывок, стремясь освоить не только регионы, но и перспективные рынки стран СНГ. Закончился первый этап приобретений, так что в ближайшее время процесс экспансии крупнейших сотовых операторов России в регионы страны замедлится. Уже охвачены почти все лицензионные зоны, правда, у «ВымпелКома» наблюдаются некоторые затруднения с выходом в ряд областей Дальнего Востока. Но это совсем не значит, что региональные компании в будущем сохранят самостоятельность, просто сейчас операторы «большой тройки» ориентируются по большей части на страны СНГ. Наиболее развитые телекоммуникационные рынки это Украина, Белоруссия и Казахстан. По мнению аналитиков, к концу 2006 года количество абонентов в странах СНГ может возрасти до 55 млн человек — значимая доля достанется и дочерним компаниям российских операторов сотовой связи из-за широкой распространенности русского языка, похожего социально-демографического состава населения и сходной инфраструктуры фиксированной связи.

Больше всего средств в освоение просторов СНГ пока потратил «ВымпелКом» — около $850 млн. Компания приобрела двух операторов в Узбекистане — Buztel ($60 млн) и Unitel ($200 млн), а также украинского оператора УРС ($231,3 млн). Правда, «ВымпелКому» не удалось продвинуть слияние с крупным украинским сотовым оператором «Киевстар-GSM», большая часть акций которого принадлежит стратегическому акционеру «ВымпелКома» — норвежской корпорации Telenor. Руководители не сошлись в том, надо ли выплачивать $5 млрд стоимости «Киевстара» живыми деньгами (предложение Telenor) или акциями «ВымпелКома» (предложение руководства российского оператора). В итоге «ВымпелКом» будет вкладывать деньги в развитие покрытия УРС.

Общий вклад МТС несколько скромнее — порядка $670 млн (с учетом Bitel). Поскольку покупки были сделаны в момент развития рынка, они обошлись дешевле, что, однако, не исключало весьма активного финансирования в инфраструктуру и развитие в последующие годы. В Киргизстане МТС пыталась приобрести компанию Bitel, за 51% акций было заплачено около $150 млн. Но из-за конфликта с конкурентами и неопределенности государственных решений установить контроль над активом не удалось. Получил ли МТС свои средства назад, пока не известно.

А вот «МегаФон» к рынкам стран СНГ пока равнодушен. Разве что запустил сеть 3G в зоне покрытия таджикского оператора «ТТ-Мобайл» (это давнее приобретение «МегаФона»). Строительство первого фрагмента сети из 12 базовых станций обошлось в $1,6 млн, правда, пока не известно, проявят ли местные жители какой-либо интерес к видеосвязи и другим экзотическим услугам.

В странах СНГ операторы предпочитают покупать уже готовые компании, чтобы не тратить время на создание инфраструктуры и получения лицензий. К тому же в большинстве республик нет свободных частот для сторонних игроков — все уже разобрали местные операторы. Так что для выхода на местный рынок приходится покупать одну из таких компаний. У местного оператора уже налажены связи с дилерами и есть более-менее узнаваемый бренд, так что у российских операторов появляется шанс быстро окупить инвестиции в покупку и дополнительное строительство новых базовых станций.

Вторая половина 2006 г. и весь 2007 г. пройдут под знаком интеграции. Все купленные активы надо окончательно объединить в общую структуру материнской компании. Учитывая тот факт, что для этого как МТС, так и «ВымпелКом» отправляют «на хозяйство» своих лучших региональных управленцев, это может снизить темпы развития внутри РФ.

Компании переключится с завоевания абонентов на конечный результат — для этого нужны менеджеры, отлично разбирающиеся в потребительских предпочтениях. С другой стороны, приятные новости ожидают российских абонентов — скорее всего, существенно снизятся цены на роуминг в странах СНГ.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.