В России не будут сохранять мобильный номер

Еще полтора года назад министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман заявлял, что за сотовыми абонентами планируется закрепить право сохранять номер при переходе от одного оператора к другому. К сожалению, этим прогнозам не суждено было сбыться — столь полезная услуга так и не появилась в России, ее введение на территории всей страны откладывается до 2012 года.

Напряженное ожидание

Впервые услуга сохранения мобильного номера была введена в Сингапуре 1 апреля 1997 г. Сегодня ею пользуются жители большинства развитых стран, таких как Япония и Новая Зеландия. В 2005 г. система сохранения номеров была запущена на Тайване, а в Европе пионерами в этой области стали Великобритания и Голландия. После принятия Европарламентом в 2003 г. директивы «О всемирных услугах», в ЕС сохранность номера за абонентом закреплена законом. Сейчас все страны-участники ЕС и вновь присоединяющиеся к Евросоюзу страны Восточной Европы обязаны обеспечить абонентам беспрепятственный переход от оператора к оператору.

Все технологически продвинутые операторы считают, что абонент вправе сохранять инвестиции в известность своего мобильного номера, и поэтому ему должна быть предоставлена услуга MNPMobile number portability, что можно перевести на русский язык как «Переносимость мобильного номера». Причем действовать этот принцип должен не только в мобильных, но и в фиксированных сетях. Для отечественных городских телефонных сетей, которые сейчас «на ладан дышат», подобное решение государственных органов было бы крайне неприятно — им пришлось бы вложить немало средств в модернизацию. Так, по мнению заместителя министра информационных технологий и связи РФ Бориса Антонюка, осуществить перенос номера можно как на цифровых, так и на аналоговых станциях, но это слишком дорогостоящая и сложная процедура. Практически придется заниматься «перепаиванием» проводов. В цифровых АТС все гораздо проще, но таких в нашей стране совсем немного. Если сравнивать крупных традиционных операторов, то по данным аналитического агентства J'son Partners, на начало 2006 г. в лидерах была компания «Уралсвязьинформ», у которой 74% сети работало в цифровом формате. Впрочем, большинство других МРК отстают совсем чуть-чуть: у «Дальсвязи» —73%, у ЮТК, «Сибирьтелекома» и «Волгателекома» — по 67-70%. В аутсайдерах трое: «Центртелеком» (56%), «Северо-Западный Телеком» (57%) и особенно МГТС (30%). Дело в том, что в зоне действия этих компаний, особенно в Москве и в Петербурге (где работает СЗТ), достаточно высокий уровень проникновения фиксированной связи был достигнут еще в «аналоговую» эпоху, так что масштаб работ по цифровизации сетей на порядок больше, чем в других регионах.

Как отмечает руководитель аналитического направления компании J'son Partners Борис Овчинников, единственная на сегодняшний день крупная полностью цифровизованная сеть находится в Казани. Среди средних и малых городов 100%-ная цифровизация встречается чаще, благо там проблема зачастую заключалась в замене одной-двух аналоговых АТС. А вот для больших сетей типа МГТС процесс «перевода на новые рельсы» может оказаться достаточно дорогим.

В принципе ничто не мешает ввести MNP в тех регионах, где городские АТС уже модернизированы, но на практике это, скорее всего, не осуществимо. Такую операцию имеет смысл проводить либо сразу по всей стране, либо нигде. «У нас закон технологически нейтрален, поэтому если мы говорим, что вводится какая-то услуга, то она должна вводиться для всех абонентов», — заявил Борис Антонюк. Ждать «всеобщего равенства», по-видимому, придется как минимум лет семь — к тому времени должна закончиться цифровизация фиксированных операторов по всей России.

У сотовых операторов сети — полностью цифровые, однако они смотрят на проект переносимости номера с явным подозрением и скепсисом. Дело в том, что пока не ясна процедура переноса номера, порядок взаиморасчетов и правила организации такой услуги. Над разъяснением механизмов этого процесса работает целая рабочая группа из представителей Ассоциации GSM, Ассоциации СОТЕЛ, ОАО «Связьинвест», ФГУП ЦНИИС и т.д., но пока никто не знает о точных сроках появления окончательного варианта. В начале этого года многие информагентства и аналитические компании высказывали предположения о том, что система MNP будет введена вместе с другими поправками к закону «О связи» 1 июля 2006 г. (дата запуска принципа «Платит звонящий»). Но сейчас уже ясно, что этого не случилось. Пока даже не создана опытная зона для исследования технических и технологических аспектов, связанных с внедрением услуги сохранения номера.

Вдобавок, введение этого сервиса добавляет операторам мобильной связи головной боли — необходимо будет увеличивать инвестиции в удержание существующих абонентов. Однако каждый из операторов подспудно хочет внедрения MNP — но только на тех территориях, где его проникновение пока недостаточно или он проигрывает по абонентской базе. Ведь с помощью «вкусных» условий обслуживания можно будет перетянуть на свою сторону как крупных корпоративных клиентов, так и средний класс пользователей. Вот только абоненты, подключенные по pre-paid тарифам, никого не интересуют — скорее всего, переподключение от оператора к оператору сделают платным, и цена будет значительно выше среднемесячного ARPU массового абонента, который сейчас, в среднем по стране, находится на уровне в $6-7. Все это, конечно, приведет к «раскачиванию» рынка и миграциям определенных целевых групп абонентов в сторону не то чтобы более дешевых, а, скорее, более привлекательных тарифов. Ведь сохранить за собой можно будет любые федеральные десятизначные номера, причем вместе с DEF-кодом — первыми тремя цифрами номера, которые в настоящее время однозначно определяют оператора сотовой сети и являются частью абонентского номера. С городскими номерами, правда, дела обстоят чуть сложнее — такой номер можно будет сохранить только в случае если он семизначный, и при условии заключения всех необходимых договоров с оператором местной телефонной сети.

Технологии и факты

Проблема внедрения MNP имеет несколько аспектов. Первый — маркетинговый. Дело в том, что регулирующие органы всегда вводят заградительные тарифы или процедуры, которые защищают от демпинга. К примеру, можно ввести недельный период перерегистрации или единовременную плату в $25-50, из которых, скажем, половину будет платить оператор, принявший абонента, тому оператору, от которого абонент ушел, — своеобразные отступные. То есть воспользоваться таким предложением, как было сказано выше, смогут в основном пользователи «среднего класса». Таковых примерно 12-15% абонентской базы любого оператора. Конечно, и VIP-клиенты (в среднем 5%) смогут сменить своего оператора с сохранением телефонного номера, но, как показывает практика, это достаточно инертные потребители. А вот средний класс платит за свою связь сам — поэтому операторам придется кардинально пересматривать свои взаимоотношения с такой категорией абонентов. Придется вводить для них новые, более удобные тарифы, расширять возможности индивидуального тюнинга тарифов, устанавливать реально работающие скидки, которые будут начинать работать автоматически и отказаться от которых можно будет без штрафных санкций. Также придется более внимательно работать в отношении стоимости звонков на любые мобильные телефоны внутри определенного региона — она должна быть стандартной и не очень большой.

Второй аспект внедрения MNP — экономический и организационный: кто и сколько за это удовольствие будет платить? Начальные затраты на постройку новой инфраструктуры составят, по разным оценкам, от $80 до $100 млн, что в масштабах всей страны не так значимо. Однако организационные моменты способны занять очень много времени. Параллельно с этим надо будет создать общую базу телефонных номеров в едином центре. Далее — выбрать базового оператора, который будет центральным звеном в распределении звонков, поступающих на сотовые номера. Уровень накала страстей в данном случае крайне сложно прогнозировать, поскольку это очень «хлебное» место — ведь за свои услуги по ведению единого реестра номеров и маршрутизации звонков такой оператор может требовать плату. Велика вероятность, что такой компанией станет «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), через которую сейчас должны пропускать трафик все сотовые операторы. Также необходимо будет унифицировать биллинговые системы операторов для наилучшего обмена данными. Если придется передавать одного абонента от оператора к оператору, то необходимо создать стандартные шлюзы, через которые можно «пропускать» данные об истории платежей каждого конкретного абонента без потерь. Сейчас это проблематично. Ведь каждый оператор сотовой связи, по сути, покупал или создавал уникальную систему по учету платежей для своих клиентов.

Как будет развиваться ситуация, покажет время. Главное — вовремя прописать порядок реализации так нужного абонентам сервиса MNP и начать хотя бы с сотовых операторов связи, оставив переносимость фиксированных номеров на потом.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.