Есть ли жизнь в метро?

Организация связи в метро, где жители мегаполисов проводят не менее двух часов в день, — выгодный бизнес. Первыми это поняли операторы мобильной связи, пришедшие в подземку более пяти лет назад. Недавно за ними в метро «спустились» и компании, создающие на наземных территориях беспроводные Wi-Fi сети. Безусловно, разговаривать по телефону на станциях подземки себе дороже — из-за проходящих поездов нормальная слышимость только на эскалаторах и межстанционных переходах, либо при использовании гарнитур. Зато быстрый доступ в сеть Интернет и короткие текстовые сообщения пользуются у посетителей подземки наибольшим спросом.

МОБИЛЬНИКИ В САБВЕЕ

В настоящее время сотовая связь доступна на 80% станциях метро в Москве (на каждой станции здесь присутствует как минимум один оператор), а также на большинстве станций в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге. Кроме того, полностью обеспечено связью метро в Казани, правда, в основном из-за своих крайне скромных размеров. А вот метро в Санкт-Петербурге стало первым крупным проектом, где связью от операторов «большой тройки» обеспечены все действующие 58 станций, одна станция в стадии завершения строительства, шесть пересадочных узлов с переходами, а также все вестибюли и эскалаторы.

В настоящее время сотовая связь доступна на 80% станциях метро в Москве. На фото: вестибюль ст.м. «Трубная»

Практика строительства метросетей в каждом случае уникальна, и проекты разрабатываются крайне индивидуально. К примеру, покрытие сотовой связи в тоннелях имеет смысл, только если география их прокладки очень проста — длинные прямые участки, минимум поворотов и перепадов высот. Подобная картина наблюдается в московском метрополитене — к примеру, специалисты МТС пытались охватить тоннели с помощью специально излучающего кабеля, а специалисты «ВымпелКома» применили аналоги излучающего кабеля с усилителями сигнала и выносными антеннами. Правда, во время движения поезда в тоннеле сигнал, проходя через ряд усилителей, остается хорошим по показателю мощности, но слышно там больше шума, чем голоса — стандартная «болезнь» подобных систем.

Покрытие сотовой связи в тоннелях имеет смысл, только если география их прокладки очень проста — длинные прямые участки, минимум поворотов и перепадов высот

«Метросвязисты» Санкт-Петербурга от такого подхода решили отказаться — слишком сильный перепад высот, слишком много крутых поворотов, где связь просто теряется. Все операторы, присутствующие в питерской подземке, попробовали свои варианты «подсветки» связью тоннелей на примере отрезка пути между двумя узловыми станциями метро: «Невский проспект» и «Сенная площадь». Однако в дальнейшем реализация подобных проектов была приостановлена. Не покрывают тоннели в Санкт-Петербурге и из-за угрозы возможных наводнений — терять дорогое оборудование было бы крайне нежелательно, а протекают тоннели регулярно, недаром часть станций построена с повышенной водозащитой.

Строительство сетей проходит обычно в два этапа. Сначала осуществляется выбор необходимого оборудования и его монтаж. Бригады специалистов могут проводить монтажные и тестовые работы в метро только в ночное время — в среднем у монтажников есть не более 3-4 часов в сутки, когда можно тянуть кабели, ходить по тоннелям и монтировать антенны в вестибюлях и на эскалаторах. Обычно на каждой станции работают только специально проверенные люди — 2-3 бригады из 4-5 человек. Работы непосредственно на платформе можно проводить с самого закрытия метро, в подсобных помещениях — круглосуточно, а вот в тоннелях — только начиная с двух часов ночи, когда отключается подача электричества с контактного рельса. Поэтому за время, которого наверху хватит, чтобы охватить сотовой связью целый город, внизу можно телефонизировать максимум пару веток метро. Увеличивает время внедрения подземной связи и тот факт, что все проекты должны быть согласованы с различными, зачастую весьма неторопливыми, организациями.

Контроль состояния оборудования во время эксплуатации сети в метро осуществляется с помощью удаленной системы мониторинга, установленной в Центре контроля сети оператора мобильной связи

Как только завершается монтаж определенного участка, сеть включают в пробную эксплуатацию и «прогоняют» ее через многочисленные тесты, имитируя работу нескольких десятков абонентских радиоустройств одновременно. Этим занимаются специалисты отдельной службы — у них есть носимые комплексы измерительного оборудования, с которыми они раскатывают на дрезинах и в кабинах ремонтных поездов. «Обкатывают» сеть один раз в несколько дней, а во время проведения тестов — ежедневно. Как отмечают технические специалисты компании «МегаФон», метро — довольно неудобное пространство с точки зрения распространения радиоволн, что требует не только точных математических расчетов, но и натурных испытаний. Измерительный комплекс не только проверяет покрытие станции и сверяет его с частотным планом, но и тестирует качество переключения между базовыми станциями и качество голосовой связи на всей площади. Телефоны, включенные в состав мобильного тестировочного комплекса, совершают звонки разной длительности между собой, и на аналогичный комплекс, установленный в офисе технической службы оператора, обеспечивают передачу тестовых файлов. Это дает возможность достоверно оценить работоспособность как сегмента сети, так и каждого конкретного сектора каждой базовой станции.

Бригады специалистов могут проводить монтажные и тестовые работы в метро только в ночное время

Постоянный контроль технического состояния оборудования во время эксплуатации сети в метро осуществляется с помощью удаленной системы мониторинга, установленной в Центре контроля сети оператора мобильной связи. Она показывает индивидуальную загрузку каждой базовой станции и сигнализирует о неполадках или перегрузках, что позволяет принимать оперативные решения для организации стабильной работы.

Типология строительства подземных сетей ограничена: есть два варианта. Большая часть сетей строится по принципу «одна станция метро одна базовая станция». Как отмечают технические специалисты компании «МегаФон», в этой сети в подземке Санкт-Петербурга базовых станций установлено по числу станций метрополитена (включая пересадочные), на некоторых станциях установлены базовые станции еще и в верхних вестибюлях — таким образом, емкостной ресурс оборудования позволяет обеспечивать качественную связь без дополнительных мероприятий. Аналогично построены метросети МТС и «ВымпелКома» в «северной столице», а также сеть МТС в Москве.

Есть и второй вариант каждая базовая станция обслуживает не одну, а несколько станций метро. На платформах установлены репитеры, которые получают сигналы от пользователей и по скоростным каналам связи передают их в базовую сеть, а связь в тоннелях поддерживают модернизированные антенно-фидерные устройства и направленные антенны. Такая топология позволяет получить не просто сотовую сеть, а систему динамического управления емкостью, которая может оперативно усиливать свои ресурсы на наиболее сложных направлениях. Подобная сеть есть у «ВымпелКома» в Москве. К аналогичным проектам можно отнести и сеть «МегаФона» в столице — здесь используются волоконно-оптические ретрансляторы, которые обеспечивают связь на станциях, эскалаторах и в переходах, а также на прилегающих к платформам участках тоннелей. Есть и решение по динамическому перераспределению нагрузки. В сети МТС функция управления нагрузкой не осуществляется, так как, по мнению специалистов компании, возможный трафик был учтен при выборе типа и количества оборудования.

ПОДЗЕМНЫЙ ТРАФИК

Большой уровень зашумленности сигнала в условиях плотной городской застройки и большое количество стороннего антенного и экранирующего оборудования скоро вынудят нас спускаться за быстрым интернетом под землю

В метро все совсем иначе, нежели на поверхности, — к примеру, структура потребления услуг здесь весьма своеобразна. В столичной подземке лидируют SMS и GPRS-трафик — говорить со станций невозможно из-за шума поездов. В Санкт-Петербурге ситуация несколько иная: на большинстве станций есть защитные двери, блокирующие возможные протечки грунтовых вод, а до кучи — и шум поездов. Голосовой трафик, по мнению операторов, в таких условиях будет лидировать — правда, только на станциях. По данным опроса аналитиков, примерно пятая часть абонентов звонит из метро, еще столько же только принимают входящие звонки или посылают SMS-сообщения. При этом треть абонентов вообще не знает о том, что в метро есть возможность пользоваться мобильной связью.

Пока в метро перегрузок сотовых сетей не бывает на любой телефонизированной станции можно свободно позвонить или отправить SMS. Обычно пропускная способность базовых станций составляет от 2 до 4 тысяч абонентов в час, на кольцевых линиях или пересадочных узлах — в два-три раза больше. Однако в часы пик нагрузка, конечно, увеличивается — к примеру, по статистике столичного метрополитена, ветки метро сейчас бывают перегружены на подъездах к пересадочным станциям: за 2-4 перегона до кольцевой линии наполнение составляет свыше 70 тысяч человек в час в одном направлении. Не все из них, безусловно, являются пользователями одной сотовой сети, но системный трафик от постоянных регистраций пользователей, которые прибывают в каждом новом поезде, сильно влияет на нагрузку базовой сети.

Время от времени сети связи отключают «принудительно» но только по распоряжению правоохранительных органов, как это было, к примеру, в начале 2007 года в московском метро. По признанию сотрудников милиции, подобная мера затрудняет координацию действий террористов и не дает им возможность привести в действие взрыватели бомб, подсоединенные к мобильным телефонам.

Кроме GPRS, операторы активно внедряют в метро EDGE этот скоростной протокол передачи данных уже есть у «ВымпелКома» и «МегаФона» в столичной подземке. Причем результаты замеров продемонстрировали достижение максимально возможных для данной технологии скоростей — до 200 Кбит/с, средняя скорость составила 180 Кбит/с. Показатели скорости передачи данных в метро превышают аналогичные показатели на поверхности в 2-3 раза — это обусловлено низким уровнем зашумленности сигнала в метро и отсутствием стороннего антенного и экранирующего оборудования под землей. Видимо, за быстрым интернетом в недалеком будущем начнут спускаться и в метро.

СКОРОСТНАЯ «БЕСПРОВОДКА»

В конце 2008 года аналитическое агентство JP прогнозирует появление в нашей стране более 13 тысяч общественных точек доступа. Сейчас их около 7 тысяч, при этом подавляющее большинство расположено на поверхности (не считая доступа в Сеть в помещениях, которые находятся в подвалах и цокольных этажах деловых центров).

Однако установка точек доступа в метро становится все более перспективным направлением. Ведь в метро назначается большое количество встреч, среднее время ожидания составляет примерно 10-15 минут, а количество смартфонов и коммуникаторов с поддержкой Wi-Fi стремительно растет. Поэтому установка хот-спотов в метро выгодна как операторам связи, так и простым пользователям — зачем впустую тратить время, когда можно проверить почту, почитать новости или просмотреть ленту друзей в ЖЖ?

Первой преимущества строительства хот-спотов осознала компания «Комстар-ОТС», начавшая предоставлять услуги беспроводного доступа в интернет в московской подземке.

Для монтажа оборудования на трех станциях («Театральная», «Площадь революции» и «Охотный ряд»), включавшего выбор и установку позиций, протяжку кабельных трасс, установку оборудования в подсобных помещениях, инженерам «Мостелекома» — генподрядчика проекта — потребовалось всего два месяца. Причем монтаж был произведен еще в начале 2006 года, когда оператор только начинал интернетизацию метро. С тех пор техника находилась в законсервированном состоянии из-за различных организационных проблем — транспортная структура города, в отличие от кафе и ресторанов, не очень заинтересована в привлечении клиентуры с использованием «непрофильных» услуг. Тестовая эксплуатация сегмента беспроводной сети началась в январе, коммерческая в марте 2007 года.

Оборудование одного пересадочного узла (учитывая все выносы антенн, покрытие межстанционных переходов и прокладку канала связи) по различным оценкам стоило оператору от 50 до 200 тысяч долларов. Для организации связи на трех станциях были установлены 21 передатчик Cisco Aironet серии 1200 (оборудование операторского класса, способное работать по протоколам 802.11 b/g, стоимостью $450 за единицу), три коммутатора Сisco 2950 (по одному на каждой станции, $700 за штуку), а также инжекторы и источники бесперебойного питания в стандартных 19-дюймовых стойках.

На каждой станции организовано по три точки доступа, они покрывают связью соответственно центральный зал и две платформы. Остальные 12 хот-спотов рассредоточены по переходам и эскалаторам, чтобы пользователь и там находился в зоне прямой видимости точки доступа. На станциях хот-споты, помещенные в защитные серые короба, можно увидеть рядом с табло времени. Подземный сегмент беспроводной сети соединяется с глобальным интернетом с помощью канала связи скоростью до 2 Мбит/с.

Интересное техническое решение было реализовано специалистами «Комстар-ОТС» во время установки хот-спотов в межстанционных переходах. Дело в том, что сигнал в Ethernet-канале существенно затухает уже на расстоянии свыше 100 м, а многие точки доступа в метро удалены от коммутаторов на значительно большее расстояние (190 м). Ставить оборудование для усиления сигнала не представлялось возможным, поэтому пришлось использовать усиленный с точки зрения проводимости сигнала и довольно дорогой кабель шестой категории, с помощью которого эту проблему удалось решить. Для уменьшения количества подведенных к точкам доступа проводов были выбраны модели, у которых питание подается через витую пару.

На станциях хот-споты «Комстар-ОТС», помещенные в защитные серые короба, можно увидеть рядом с табло времени

Беспроводной сетью одновременно могут пользоваться до 50 абонентов. При этом скорость доступа к интернету будет в три-четыре раза выше, чем у протокола передачи данных GPRS через сотовые сети GSM. В начале 2008 года планируется запуск Wi-Fi сети от «Комстар-ОТС» в подземке Санкт-Петербурга (подготовка уже ведется на станциях «Технологический институт — 1, 2»), но сроки могут быть изменены.

Относительно планов других компаний по установке хот-спотов в метро пока ничего не известно — в пресс-службе «Голден Телеком» (развивает проект Golden WiFi) отметили, что компания планирует установку хот-спотов в метро, но пока рано говорить о конкретных цифрах, данных и проектах, т. к. переговоры только начаты.

Установка точек доступа в метро становится все более перспективным направлением. Ведь среднее время ожидания составляет примерно 10-15 минут, а количество смартфонов и коммуникаторов с поддержкой Wi-Fi стремительно растет

Стоимость доступа — вполне стандартная для Москвы: $6 в час при покупке карты предоплаты и $5 при заказе кода через «премиальную» SMS (действует только для абонентов МТС, которые должны отправить пустое текстовое сообщение на номер 1106 или 1107). Ограничения по трафику не существует, да оно и не нужно: на пиковой скорости 128-256 Кбит/с (именно такой канал связи получит каждый пользователь) много данных за час не взять. В среднем по статистике сети «Комстар Wi-Fi», хот-споты которой установлены в основном в ресторанах и отелях, каждый подключившийся пользователь потребляет от 2 до 6 Мб трафика при сессии в 10-15 минут.

 

Связь под землю приходит неспешно, зато уверенно. Сотовые операторы, скорее всего, за 2008 год полностью накроют все станции большинства метрополитенов — во всяком случае, такие радужные прогнозы звучат довольно громко, причем даже со стороны пресс-служб операторов, которым полагается быть осторожными в предсказаниях. Провайдеры интернет-услуг не столь оптимистичны: интернетизация подземелий пока что скорее маркетинговый ход, чем доходное предприятие. Но по мере проникновения устройств с Wi-Fi модулями в народ ситуация будет меняться в лучшую сторону. Возможно, скоро не в диковинку будет по дороге на работу читать почту или болтать в аське прямо с ноутбука. А тарифные планы провайдеров будут включать «подземный» трафик. Не так это и фантастично звучит, если вдуматься!

СПЕЦИАЛЬНАЯ СВЯЗЬ

В отличие от гражданских абонентов, специальные службы в метро пользуются отдельным протоколом связи — TETRA.

В московской подземке TETRA действует с начала 2006 года, когда было завершено строительство системы ЕРИС-М для сотрудников метрополитена и УВД. Новая сеть связи охватила семь линий: Сокольническую, Замоскворецкую (включая Каховскую), Кольцевую, Калужско-Рижскую, Таганско-Краснопресненскую и Серпуховско-Тимирязевскую. Особенностью этого проекта является использование высоконадежных резервированных схем связи, а также использование шлюзов к уже существующим аналоговым системам. Для обеспечения необходимого качества радиопокрытия применен специальный излучающий кабель, прокладку которого осуществило ЗАО «Метроинжреконструкция».

Петербургский метрополитен мог получить систему ТЕТRА для обслуживания на всех 56 станциях еще в 2000 году. Был даже выбран поставщик оборудования — Selex. Однако из-за отсутствия финансирования проект системы обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов на базе ТЕТRА был отложен. Реализация проекта стоимостью в 60 млн рублей началась только в третьем квартале 2007 года.

Кстати, у любого метрополитена есть так называемый базовый оператор сотовой связи — обычно его используют как дополнение к внутренней системе радиосвязи на высоких частотах (чтобы «пробивала» сквозь сложный рельеф местности). К примеру, у ГУП «Петербургский метрополитен» таким базовым оператором является «МегаФон» — оператор первым пришел «под землю» и выиграл соответствующий тендер на обслуживание 13 тысяч сотрудников подземки и еще нескольких сотен терминалов для офицеров милиции. Их мобильные телефоны обслуживаются по специальному тарифному плану, а для аварийных бригад созданы служебные группы в рамках услуги «Корпоративная сеть» (служебные абонентские номера обслуживаются по специально разработанному тарифному плану «Корпоративная сеть» и имеют возможность совершать вызовы только в рамках одной «Корпоративной сети»). В ТП включены и услуги GPRS, но под землей сотрудники метрополитена пользуются только голосом и SMS, других задач у коллектива предприятия пока нет. Кстати, в случае нештатных ситуаций, если на отдельных станциях случаются перегрузки со связью (слишком много абонентов хочет позвонить одновременно), у служебных телефонов есть однозначный приоритет вызовов — это позволяет сделать базовое оборудование GSM-сети.

911

Если в тоннеле метро посмотреть на экран мобильного телефона, можно увидеть сервисную надпись: «Только экстренные вызовы». Это означает, что ваш родной оператор не обеспечивает приема GSM-сигнала на данном участке, однако сеть какого-то другого оператора «ловится» без особых проблем. И в том случае, если вам потребуется совершить срочный звонок по номеру 112 (единый экстренный номер) — например, чтобы сообщить о преступлении или о том, что человеку в вагоне стало плохо, — без внимания ваш звонок не останется. Его «подхватит» сеть оператора, мощность которой обеспечивает проникновение и в туннели метро. Причем оператор будет «тянуться» до абонента вне зависимости от того, сколько в данный момент денег на счету — совершать экстренные звонки можно и с нулевым и минусовым балансом.

1. На некоторых станциях парижской подземки Wi-Fi сеть работает еще с 2004 года, в 2007 году подобный сервис был запущен в метрополитенах Лондона и Глазго

2. Сотовая связь доступна на 80% станциях метро в Москве, на большинстве станций в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, полностью обеспечено связью метро в Казани и в Санкт-Петербурге

3. В столичной подземке лидируют SMS и GPRS-трафик, в Санкт-Петербурге — услуги передачи голоса

4. Время от времени сети связи в метро отключают «принудительно», по распоряжению правоохранительных органов

5. Тестовая эксплуатация сегмента беспроводной сети «Комстар-ОТС» в московском метрополитене началась в январе, а коммерческая — в марте 2007 года

6. Стоимость доступа к «подземному» Wi-Fi вполне стандартная — $6 в час при покупке карты предоплаты и $5 при заказе кода через SMS (действует только для абонентов МТС)

7. Одна пятая часть абонентов звонит из метрополитена, еще столько же только принимают входящие звонки или посылают SMS-сообщения. При этом треть абонентов вообще не знает о том, что в метро есть возможность пользоваться мобильной связью






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.