Как операторы считают интернет-трафик

Беспроводной и даже широкополосный доступ в интернет, о котором большинство пользователей в нашей стране не могло мечтать еще пару лет назад, уже стал реальностью в крупных городах страны. Свои 3G-сети уже запустили «ВымпелКом», «МегаФон» и МТС. Причем чем дальше от столицы, где из-за большого числа военных систем связи включить сети третьего поколения пока не удается, тем больше предложений от беспроводных операторов. Так что для мобильных пользователей наступило раздолье — на рынке представлено огромное количество оборудования и тарифных планов.

УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ

Несмотря на безусловно всеми признанный факт, что интернет должен быть дешевым, жесткая экономическая реальность диктует рынку свои правила: передача данных по беспроводному каналу стоит в среднем в пять-восемь раз дороже, чем передача данных по кабелю. Безусловно, профили потребления трафика различаются: вряд ли кому-то придет в голову скачивать по EDGE фильм, пусть даже в формате MPEG-4 — дорого и неэффективно. А вот быстрый доступ к веб-ресурсам, возможность писать в блоги, загружать видеозаписи и пересылать документы — все это работа для беспроводной сети.

Между тем в сетях 3G пользователи будут передавать данные помощью протокола HSDPA, когда скорость канала сможет достигать 1 Мбит/с и расход средств существенно возрастет — временами до 40 рублей в минуту, особенно если на загрузке стоит видеоклип или большой файл. Поэтому пользователям стоит досконально знать все тонкости тарификации мобильного интернета — если, конечно, они не хотят пополнить бюджет своего оператора связи парой тысяч кровно заработанных.

Отметим, что все приводимые в материале данные имеют под собой реальную основу — это те случаи, которые уже произошли и стали достоянием общественности. Стать жертвой такой ситуации можно в относительно небольшом проценте случаев — но это случается, как всегда, в самый неподходящий момент.

ПРОБЛЕМЫ ТАРИФИКАЦИИ

Пользователи обычного проводного  интернета привыкли платить за объем входящего трафика. Исходящие мегабайты, как правило, бесплатны. О безлимитных тарифах провайдеров крупных городов можно и не говорить. А вот в сотовых сетях все с точностью до наоборот — платить приходится «в оба конца». Такую оригинальную тарификацию операторы вежливо называют «необходимостью оплаты радиоресурса».

А вот к тому, что отправка MMS может нанести существенный удар по электронному счету абонента, находящегося в роуминге, привыкли далеко не все. Все дело в том, что тарификация отправляемого (и получаемого) мультимедийного сообщения будет произведена по трафику, а не исходя из самого факта оказания услуги (обычно в «домашнем» регионе отправка MMS стоит 10-30 центов, а «за бугром» — в несколько раз больше). Причем после отправки MMS терминал (при поддержке любого протокола передачи данных — GPRS, EDGE или HSPA), скорее всего, не отключится от сервиса передачи данных и будет отправлять тестовые пакеты в сеть, сигнализируя о своей готовности начать передачу данных при необходимости. Вполне естественно, что за эти пакеты тоже придется заплатить — они округляются по 50-100 Кб.

Записей, оценивающих GPRS-трафик, в детализации счета может оказаться тысячи эдак полторы

Следовательно, даже в новых сетях третьего поколения абонентов ожидают старые правила тарификации, в которых есть множество особенностей.

Самая часто встречающая проблема — правило округления интернет-сессий. К примеру, если вы используете ICQ или аналогичный клиент для мгновенного общения, будьте готовы к тому, что счет по итогам месяца может превзойти ваши самые смелые ожидания. Записей, оценивающих GPRS-трафик, в детализации счета может оказаться тысячи эдак полторы. Что это, ошибка биллинга или его сознательная настройка, сказать сложно. Но такие «артефакты» чаще всего встречаются в тарифных планах (ТП) для абонентов, которые интернет-трафиком пользуются не часто.

Интересно, что в таких случаях продолжительность сессии, несмотря на вроде бы постоянное подключение, редко превышает 45 минут, а в отдельных случаях составляет всего 120 или даже 60 секунд. Связано это с особенностями настроек оператора связи: у всех провайдеров мобильной связи цена на интернет-трафик формируется с учетом нескольких событий, в том числе закрытия сессии. А закрытие сессий происходит регулярно, через равные промежутки времени, даже во время активности абонента. В результате при, казалось бы, небольшом потреблении трафик постоянно округляется в сторону увеличения до кванта тарификации или даже больше, что дает весомый для оператора результат.

Простой пример — абонент, использующий только ICQ-клиент, время от времени может получить до 50-60 записей в день, где его трафик округлен до минимального порога тарификации. Таким образом, он заплатит не за реально потребленные 20-100 Кб, а килобайт за 500-600.

Интересно, что избежать этого можно — достаточно держать сессию открытой максимально долгое время. К примеру, этот промежуток времени у разного программного обеспечения очень сильно отличается: популярный браузер Opera Mini может держать сессию открытой порядка двух минут (не всегда успеваешь страницу дочитать), e-mail-клиент рвет соединение сразу после факта отправки письма (то есть при загрузке шести-семи писем будет столько же сессий с округлением в большую сторону). При этом IM-клиент (но только правильно настроенный на пользовательском оборудовании) держит сессию «до упора», который у каждого абонента различен (обычно 1-2 Мб трафика или 60-90 минут времени). Он не дает оператору закрыть сессию искусственно — с помощью поддержки «активности» соединения отправкой небольших запросов к системе: они в принципе не нужны, но не дают «прихлопнуть» сессию с соответствующим округлением в большую сторону.

Как показывает практика, радиосвязь даже в крупных городах Европы часто бывает нестабильна, и сессия просто «подвисает»

Но, поскольку программы для общения в настоящий момент популярны, операторы научились бороться с такими «хитростями» абонентов — надо же им как-то зарабатывать деньги на сервисе, который «губит» «индекс инноваций» и ARPU от падения SMS-трафика. Самый простой способ при таком варианте — округлять трафик до порогового значения каждые 10-15 минут вне зависимости от активности пользователя и даже без разрыва сессии. Кроме этого, большие компании сотовой связи еще пару лет назад крайне вежливо, но настойчиво проинформировали о своем желании зарабатывать таким образом производителей смартфонов и коммуникаторов, многие из которых убрали из настроек своей продукции опцию «время соединения»: раньше его можно было настроить на любое время, в течение которого устройство удерживало сессию самостоятельно. Отдадим должное отечественным операторам связи — здесь постарались коллеги из Западной Европы и США, где подавляющее число терминалов продается от имени оператора. Но в целом интересы у операторов схожие.

Так что не забывайте внимательно изучить все надписи мелким шрифтом в своем тарифном плане — для того, чтобы счет не оказался существенно больше, чем вы предполагали.

Понятно, что в специальных ТП для передачи данных у «ВымпелКома» часто можно увидеть вполне честную фразу: «Объем переданных/полученных в течение GPRS-сессии данных округляется в большую сторону с точностью до 2,07 Кб» (этот объем трафика по своей цене соответствует примерно одной копейке). Да и у МТС практически на всех ТП написано, что «интервал тарификации при соединениях по каналам передачи данных GPRS-интернет составляет 1 Кб».

Но при этом у того же «ВымпелКома», где GRPS/EDGE-трафик дается «в нагрузку» и используется время от времени, дела обстоят совсем иначе. В документации к таким ТП указывается: «Объем переданных/полученных в течение расчетного периода данных округляется в большую сторону: по услуге «Мобильный GPRS-интернет» — с точностью до 10 Кб». Кое-где эта цифра возрастает и до 50 Кб. Еще более негативная ситуация у «МегаФон-Москва», где округление происходит до 100 Кб. При этом округление сессии до размера больше кванта тарификации (не килобайта, а копейки или цента — в зависимости от ТП) даже теоретически невозможно оправдать техническими причинами — это вполне откровенное желание использовать невнимательность своих абонентов.

ПОВЕДЕНИЕ В РОУМИНГЕ

Если вы находитесь в руоминге — внутрисетевом или международном — нужно быть внимательным вдвойне. Ведь о ценах за такие услуги мало кто знает — в среднем они составляют 14 тысяч евро за 1 Гб данных у МТС и «ВымпелКома» и на треть меньше у «МегаФона». Да и нестабильная связь в роуминге может сыграть злую шутку с абонентским счетом.

К примеру, надо пользователю отправить файл весом в 100 Кб. Если отправить 60 или 80 Кб (как показывает практика, радиосвязь даже в крупных городах Европы часто бывает нестабильна и сессия просто «подвисает», требуется разрывать соединение и начинать все заново), то файл все равно не дойдет — в сообщении нет целостности и оно даже не уйдет из почтового ящика. Но оплата за этот бесполезный для абонента трафик будет списана с его лицевого счета.

Отправка MMS может нанести существенный удар по электронному счету абонента, находящегося в роуминге

При этом после каждого соединения по GPRS/EDGE или HSDPA в роуминге не забывайте принудительно отключать доступ в интернет для своего мобильного устройства. Можно просто переписать адрес точки доступа, выкинув оттуда одну-две буквы — некоторые модели терминалов при активных «виджетах» пробуют подключаться к Сети постоянно. Учитывая тот факт, что многие «виджеты» для своей работы требуют данные из интернета (сводки погоды, курсы валют), владельцев таких устройств ожидает много «приятных» минут после изучения роумингового счета за передачу данных.

Свои особенности есть и в СНГ. Если проанализировать сообщения на блогах и форумах, можно отметить интересную «новацию». Оказывается, бывают случаи, когда биллинговые системы «принимающих» операторов ровно каждые 15 минут производят списание со счета в размере 18-20 рублей, что в несколько раз больше заявленной стоимости фактического объема переданных/принятых данных. При этом речь идет не о разрыве соединения с последующим округлением сессии, а именно о принудительной тарификации с округлением четыре раза в час в течение текущей сессии. Что фактически означает взимание повременной оплаты в размере около 1,2 рубля за каждую минуту пользования услугой в «нагрузку» в оплате трафика. Безусловно, если абонент внимателен и отметит эти непонятные траты, то после обращения в службу оператора (лучше письменно) деньги ему вернут. А если не заметит?

БЕЗОПАСНОСТЬ СВОИМИ РУКАМИ

Интересно, что никакая программа подсчета трафика не подскажет абоненту, каким образом провайдер беспроводного доступа будет тарифицировать ваше соединение. Но эти данные могут служить ориентиром. Кроме того, стоит иметь в виду цифры по округлению трафика, которые мы привели выше: если скорость снижения вашего баланса и не соответствует вашим представлениям о затратах на беспроводной интернет, это повод затребовать у оператора связи детализацию, где все списания явно указаны. Если противоречие налицо, имеет смысл не тратить время на выяснение причин по телефону, а отправиться в офис оператора лично и на месте решить проблемы. Возможно, для доступа в интернет стоит завести отдельную SIM-карту и такой терминал, который поддерживает одновременную работу двух номеров в одном телефоне — таких моделей уже больше дюжины на российском рынке.

Существуют и типичные методы безопасности в роуминге. Как мы уже отмечали, GPRS/HSDPA-роуминг, к сожалению, слишком дорог. Поэтому проще приобрести местный контракт для выхода в интернет или использовать для этого Wi-Fi — даже при стоимости 20 долларов в сутки это будет гораздо дешевле возможной стоимости трафика с мобильного терминала. При подключении нового тарифа необходимо также учитывать все возможные «особенности тарификации» и внимательно их перепроверять. В категорию услуг, где расход трафика стоит контролировать более пристально, попадает и MMS. Ну а звонить домой всегда дешевле по VoIP с использованием любой программы, которая может быть установлена на ноутбуке или коммуникаторе (к примеру, Skype или Fring).

 

Не стоит верить «на слово» операторам связи: даже несмотря на тот факт, что веб-сайты «большой тройки» все как один имеют статус СМИ со всеми вытекающими из этого последствиями, они очень любят менять приведенные цифры задним числом, в чем неоднократно убеждались наши коллеги-журналисты. Параметры тарифа могут быть по-разному указаны как на сайте, так и на листовках или буклетах в офисах продаж. Совсем весело, когда девушка из call-центра оператора связи предлагает третий вариант тарификации. И возможно, этот как раз и будет самым правильным — поскольку он прописан в их внутренней базе данных. В общем, будьте начеку!

Передача данных по беспроводному каналу стоит в среднем в пять-восемь раз дороже, чем передача данных по кабелю

Необходимость платить за принятые и отправленные в Сеть данные операторы вежливо называют «необходимостью оплаты радиоресурса»

При небольшом потреблении, трафик постоянно округляется в сторону увеличения до кванта тарификации или даже больше, что дает весомый для оператора результат

Параметры тарифа могут быть по-разному указаны на сайте, на листовках или буклетах в офисах продаж и внутренней базе данных call-центра оператора






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.