Создание и редактирование изображений в телефоне

Количество мобильных телефонов со встроенной цифровой камерой неуклонно растет. Похоже, грядут времена, когда отсутствие фотоаппарата в трубке будет считаться недостатком. С производителем все ясно — добавил функцию и требует за нее денег. А вот пользователю как быть? Выбор небогатый: раз уж такой атрибут есть, то им стоит пользоваться. Вопрос — как и для чего.

Камера камере рознь

Любой фотоаппарат имеет две главные части: средство передачи изображения — объектив, и средство его фиксирования. Объектив — это принадлежность любой камеры. А вот для фиксирования может использоваться фотопленка или пластина, а может — светочувствительная матрица. В первом случае камеру принято называть аналоговой, а во втором — цифровой.

Примерно так выглядит плата встроенной цифровой камеры, если ее извлечь из телефона.

Главная характеристика цифровой фотокамеры — это разрешение матрицы, то есть количество элементов изображения (точек или пикселей), которое она в состоянии зафиксировать. Чем больше разрешение, тем качественнее снимок. Первые цифровые фотоаппараты обладали максимальным разрешением 640х480 пикселей (более 300 тысяч точек, или 0,3 мегапикселя), но в 1998 году на рынок поступили камеры с матрицами 1 и 2 мегапикселя (Мп), и немалое количество произведенных матриц 0,3 Мп оказалось невостребованным. Трудно сказать, кому первому пришла в голову идея установить потенциально неликвидные матрицы в сотовый телефон, но что идея оказалась успешной — в этом сомневаться не приходится!

Итак, сегодня разрешение матрицы у большинства телефонных камер составляет 0,3 Мп. Для сравнения: разрешение кадра самой обычной 36-мм пленки превышает 13 Мп. Это в первую очередь означает, что не нужно ожидать от “камерофона” шедевров фотоискусства. Полученные с помощью встроенной камеры снимки можно вывести на дисплей телефона в качестве экранной заставки, благо он для этого подходит как нельзя лучше. Вполне сгодятся они и для оформления сайтов. Наконец, фото можно послать знакомым, друзьям или коллегам. Для всего этого встроенная камера подходит без ограничений.

А вот дальше начинаются эти самые ограничения. Первое и главное — слабая оптика. Встроенная камера телефона физически не сможет быть полным аналогом цифрового фотоаппарата, если только не реализовать возможность смены объектива. Габариты телефона еще позволяют использовать вполне функциональную электронику, но для оптики места, увы, не остается. Даже в самой простенькой “мыльнице” система оптических линз объектива “съедает” порядка трех сантиметров объема. Если сэкономить на оптике, что и делается в “камерофонах”, то падение качества изображения неизбежно. И его не спасти никаким разрешением матрицы — таковы непреложные законы оптической механики.

Пока затвор не спущен

Сменные объективы для встроенных камер еще не производят. Так что со слабым качеством снимка приходится мириться. Низкая резкость, затемнение по углам, искажение цветовой гаммы и отсутствие перспективы — вот неполный перечень того, к чему приводит слабая оптика камеры. Степень проявления каждого недостатка может меняться в зависимости от конкретной модели телефона. Полностью избежать этого невозможно. Но можно попробовать подобные дефекты минимизировать.

В ситуации, когда снимать приходится при плохом освещении, например в помещении или в вечернее время суток, фото получается темным и нечетким. Поэтому во многих современных устройствах разработчики используют цифровую коррекцию, иными словами — автоматическую подстройку камеры к текущему освещению. В последнее время стал популярен так называемый ночной режим, реализованный, например, в камерах телефонов Nokia 3200, 6230, 7600, Siemens ST55/60, Motorola E365. Благодаря этой функции стало вполне возможным снимать если не в темноте, то хотя бы в сумерках. В ночном режиме телефон на программном уровне увеличивает светочувствительность матрицы. С одной стороны, это приводит к появлению посторонних шумов на изображении. Но общее качество снимка все-таки улучшается по сравнению с теми, которые были выполнены при тех же условиях, но в обычном режиме. Характерный пример — встроенная камера SonyEricsson T610.

В обычных камерах при слабом освещении используется фотовспышка. Однако любое встроенное устройство в мобильном телефоне будет питаться от основного аккумулятора. Фотовспышка же — энергоемкий прибор. И если применить даже ее минимальную версию в сотовом, то заряда батареи для съемки, может, и хватит, но вот на разговоры уже точно не останется. Перспектива же таскания с собой повсюду зарядника может загнать в уныние самого отъявленного оптимиста. Поэтому встроенным “фотовспышкам” лучше было бы оставить их английское название photo light, то есть считать такую вспышку подсветкой. Фактически это всего лишь яркий светодиод, способный слегка подсветить объект съемки, причем только тогда, когда он расположен на расстоянии не более метра от объектива камеры. Альтернативный и более удачный вариант — использование внешней вспышки или даже внешней камеры, оснащенной собственной фотовспышкой. Впервые этот вариант был реализован компанией Siemens в связке модели Siemens S55 с подключаемой камерой QuickPic. Надо сказать, эффект был — картинка получалась красочнее и четче. Но все же внешние фотовспышки сегодня — скорее редкость, чем правило.

Первая в мире фотокамера — QuickPic, подключаемая к мобильному телефону — это был Siemens.

Кинограмма бытия

Почти все модели телефонов с камерой оснащены цифровым трансфокатором (зумом). В отличие от оптического, цифровой зум можно считать бесполезной функцией. С приближением объекта съемки в кадре резко увеличивается количество видимых недостатков изображения: контуры объекта размываются, по краю снимка образуется затемнение, появляются сторонние шумы. Смоделировать результат использования цифрового зума может любой желающий, прибегнув к помощи настольного компьютера и вьювера графических файлов — ACDSee или Irfan Viewer. Достаточно загрузить в него любую картинку хорошего качества и увеличить масштаб до 200-300%. Результат наглядно продемонстрирует то, что получается в снимке при цифровом увеличении.

Баланс белого цвета в телефонных камерах чаще всего устанавливается автоматически. Правда, иногда его можно выставить вручную, но практическая польза сомнительна — искажение цветов и оттенков в этом случае не поддается какому-либо исправлению даже средствами Adobe Photoshop. А вот возможность регулировки яркости — обычно ± 2 ступени от базового значения — дает шанс улучшить снимок еще на стадии подготовки к нему.

Спецэффекты, применяемые к снимкам до спуска затвора, впервые появились в камере телефона Panasonic GD87, а сегодня используются в большинстве аппаратов. Качества они не добавляют, но снимок выгоднее смотрится на дисплее телефона. Традиционный набор — “черно-белое фото”, “сепия” и “негатив” — уже немного приелся, поэтому производители активно внедряют новые эффекты, позволяющие преобразовать фотографию почти до неузнаваемости. Но все же лучше применять их к готовому кадру.

Во многих камерах реализована функция серийной съемки MultiShot. Она бывает очень полезна, особенно при фотографировании движущихся объектов. Пользователь выбирает временной интервал между кадрами и количество кадров в серии. Из десятка полученных снимков легче выбрать 1-2 удачных. Порой удачной получается вся серия — нечто вроде кинограммы события. Распространено мнение, что вместо серийного фото можно записать видео и оттуда выбрать кадр, но не все так просто. Во-первых, не каждая встроенная камера имеет видеорежим. Во-вторых, вытащить отдельный кадр из видеоряда невозможно без применения специальной компьютерной программы. Ну а в-третьих и в-главных — качество видео, отснятого телефонной камерой, мягко говоря, никакое. Так что альтернативы MultiShot пока что нет.

Применение спецэффектов

Исходный кадр и эффекты "черно-белое", "негатив", 3-D, "монохром рельеф" и "рисунок маслом", сделанные встроенной камерой телефона Nokia 7610.

Photoshop для телефона

Итак, фотография сделана, осталось только слегка поколдовать над картинкой, чтобы придать ей презентабельный вид. Разумеется, можно сбросить снимки на компьютер и сделать все привычным способом. А можно использовать для редактирования изображения сам телефон, точнее — установленное в нем ПО.

Джентльменский набор инструментов редактирования включает в себя уже упомянутые “черно-белое фото”, “сепию” и “негатив”, а также декоративное обрамление фотографии. Главная его задача — скрыть недостатки изображения. Практически все рамки прикрывают угловые области фотографии и подчеркивают центральную, которая обычно получается наиболее качественной.

Еще одна полезная опция редактирования — масштабирование снимков. С ее помощью можно одним движением подогнать фото под размер дисплея или адаптировать картинку под MMS (Motorola V600). Если фотография для этого и делалась, то лучше этой опцией воспользоваться. Небольшое изображение экономит память телефона, и он меньше “тормозит” при выводе фото на дисплей. Полезным бывает и разворот изображения. Если есть регулировки яркости и/или контрастности фотографии — совсем хорошо. Для любителей комментариев реализуется возможность вставки текста, включая рукописный, — последнее возможно, например, в новой линейке трубок Philips 550, 755 и 759 с сенсорным дисплеем, на котором стилусом можно написать текст от руки или добавить рисунок. Все это ложится вторым слоем на исходную картинку и сохраняется в отдельном файле. Например, можно сфотографировать какую-нибудь знаменитость, тут же попросить у нее автограф — и готова эксклюзивная открытка, можно продавать фанатам!

Преимущество сенсорного дисплея: сфотографировал, сразу расписался и послал другу.

Но все перечисленные регулировки предоставляют лишь минимум возможностей редактирования. Конечно, можно поспорить о необходимости графических редакторов для телефона, но, судя по появлению телефонных photoshop’ов, определенная потребность все же есть. В качестве примера можно привести Sagem MyX-6 или Panasonic X700, которые имеют мощные и функциональные фоторедакторы. Особенно же стоит отметить упомянутые выше модели Philips — в них встроен богатейший на сегодня редактор изображений.

Java vs. Symbian

Вездесущая технология Java не раз выступала в роли “расширителя” функций телефона. Но что касается фото, то здесь она особо не отличилась. Сегодня доступно не так уж много Java-программ, корректирующих сделанный кадр прямо в телефоне. В качестве примера можно привести Photo Editor от компании Softex Digital. Обладая широким спектром инструментов (яркость, контрастность, насыщенность, подавление шумов, трансформации, спецэффекты и пр.), этот редактор способен многое сделать для исправления картинки.

Возможности платформы Symbian в плане создания приложений куда более обширны. Что и подтверждается огромным количеством программ, работающих под управлением этой ОС. Любопытный факт: помимо традиционных редакторов готовых изображений в Symbian существует ряд программ для работы непосредственно с камерой. Лучшими примерами таких продуктов являются Camera FX и Photographer. Они работают напрямую с матрицей и позволяют в значительной мере улучшить снимок. Также заслуживает упоминания Scalado PhotoFusion — приложение, позволяющее делать панорамные снимки. Из графических редакторов особенно интересен Bitween Photo Editor. Работа с каналами и масками, регулировка резкости, контрастности и насыщенности цвета, вставка различных объектов, наличие режима preview — вот далеко не полный перечень функций этой программы.

День завтрашний

Похоже, что встроенная камера формата 640х480 становится уделом бюджетных телефонов. Она уже появилась в аппаратах стоимостью менее $200. Кроме того, весной этого года анонсированы новые модели телефонов с мегапиксельными матрицами. LG T5100, Nokia 7610, Samsung SGH-P730, Siemens S65 — вот первые экземпляры “новой волны”, позволяющие делать снимки с разрешением до 1600х1200 пикселей. Первым мегапиксельным аппаратом в России стал Sharp GX-E30. Его возможности мы рассмотрим подробнее, дабы составить примерное представление о том, что может получить пользователь от “камерофона” с матрицей такого формата.

Максимальное разрешение матрицы GX-E30 составляет 1144х858 пикселей, что положительно сказывается на полученном снимке. На мониторе компьютера качество изображения выглядит вполне приемлемым для любительского фото. Однако чувствуется неготовность аппаратной части телефона: файл снимка размером около 350 Кб сохраняется 5-6 секунд, что очень долго. Так что дополнительную карту памяти следует приобрести заранее, а о серийной съемке не может быть и речи. В процессе фотографирования возможны оперативная регулировка контрастности и семикратный цифровой зум. Уникальной функцией является возможность макросъемки — GX-E30 по плечу фотографирование предметов на расстоянии от 10 до 30 см, чего остальные “коллеги по цеху” пока что делать не умеют.

Роль вспышки по-прежнему играет светодиод, но на этот раз его возможности несколько расширились. Во-первых, можно выбрать один из семи доступных цветов его свечения, что позволяет привнести некоторый колорит в фотографию. Кроме того, есть не только кратковременное срабатывание, но и режим постоянного свечения светодиода. В этом случае можно более достоверно оценить экспозицию снимка. Впервые появилась возможность регулировки выдержки. Все это позволяет частично скомпенсировать качество съемки в неблагоприятных условиях.

Возможности обработки готовых картинок также расширены — например, добавилась опция создания фотомонтажа за счет вставки в снимок сторонних объектов. Разумеется, остались традиционные функции: вращение снимка, масштабирование, добавление рамки и т.д. В общем, камера получилась весьма удачной.

Финальный кадр

Следует четко осознавать, на что способна встроенная камера. Качество фотографии здесь изначально стоит на втором месте, уступая возможности запечатлеть редкий кадр и мгновенно отправить его знакомым или разместить в интернете. Если хочется большего, но не настолько, чтобы покупать обычную камеру, то придется запастись соответствующим софтом и освоить профессию фотокорректора. Ну а тем, кто предъявляет к снимку повышенные требования, остается использовать традиционные цифровые фотоаппараты и ждать, когда появится что-нибудь конкурентоспособное для мобильных терминалов. Скорее всего, это будут подключаемые камеры либо устройства, совмещающие в себе, скажем, bluetooth-гарнитуру и цифровую камеру. Концепт-модели подобных аппаратов время от времени предлагаются вниманию общественности, и если они окажутся востребованными, то, разумеется, их достаточно скоро можно будет приобрести.

Однако будем помнить, что встроенные камеры находятся только в начальной стадии своего развития. На смену простеньким устройствам постепенно приходят монстры с мощными матрицами, автофокусировкой, оптическим трансфокатором (зумом) и другими функциями, ранее присущими лишь обычным фотоаппаратам. Вполне возможно, что через несколько лет покупатели будут определять пользовательскую ценность телефона именно по камере: что умеет, какое качество снимков, какие аксессуары прилагаются. В мире техники уже не раз бывало так, что игрушка со временем становилась серьезным инструментом.

Экзотика от хайтека

Гибридные устройства постепенно обретают популярность у пользователей. Вот что недавно выдали китайские разработчики: телефон, часы и цифровая камера в одном целом!






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.