Шить или не шить..../Что такое прошивка

У меня, как у человека, который с некоторых пор имеет непосредственное отношение и к сотовой связи вообще, и к мобильной технике в частности (да и просто — как у рядового владельца и пользователя), давно назрел вопрос: “Почему все без исключения производители не предоставляют потребителям сотовых телефонов свободного доступа к программному обеспечению, позволяющему его модернизировать?” Лично я двумя руками голосую против такой практики и выступаю за свободное распространение прошивок!

Предвижу возможную критику на это мое заявление со стороны представителей компаний-производителей сотовых телефонов и специалистов, занятых в авторизованных сервисных центрах, которые сочтут, что я покусился на их хлеб. Сразу хочу им сказать: не надо думать, что вы от этого много потеряете. Вероятно, какой-то объем дотаций от производителя все же действительно перестанет к вам поступать, зато появится возможность и время уделить больше внимания другим проблемам в телефонных аппаратах, уменьшить очереди среди ваших клиентов, а также повысить качество обслуживания. Этим вы только поднимете престиж торговых марок. Ведь ни для кого не секрет, что сервисное обслуживание мобильных устройств на сегодняшний день является их самым узким местом, вызывающим большую часть нареканий и жалоб со стороны покупателей и клиентов.

Что такое прошивка

Каждый мобильный телефон в своей основе представляет собой всего лишь набор радиодеталей — микросхем, заключенных в корпус и дополненных различного рода устройствами ввода/вывода информации: клавиатурой, микрофоном, дисплеем, динамиком, ИК-портом, радиоприемником, передатчиком Bluetooth и прочими. Напрашивается аналогия с обычным компьютером. В принципе и по существу, современный мобильный телефон и является компьютером, только предназначенным для решения специальных задач. А если телефон, хоть и с натяжкой, является компьютером, то и функции используемого в нем программного обеспечения (ПО) также аналогичны функциям ПО, используемом в обычном компьютере.

Сегодня вряд ли найдутся молодые люди, которые не знают, за что в современном компьютере отвечает BIOS и операционная система (ОС). По аналогии с компьютером можно предположить, что и в мобильном устройстве должно быть что-то подобное, отвечающее за согласованную работу отдельных радиодеталей и за работу телефона в целом. Но мало кто знает, что в современном мобильном действительно установлено некое подобие BIOS и ОС, являющееся их симбиозом. Это программное обеспечение называется “прошивкой” или “SW” (от английского “software” — “программное обеспечение”). Прошивка устанавливается в телефон производителем и хранится в энергонезависимой памяти постоянно, но может быть заменена в любое время на более новую версию с помощью специального сервисного программного обеспечения (программ для смены прошивки или “загрузчиков”). Для смены прошивки необходимы кабели передачи данных, которые условно можно разделить на две группы.

1. Кабели, доступные для рядового пользователя. Они поставляются в комплекте с телефоном, или их можно приобрести в салонах связи.

2. Специальные кабели, доступные только специалистам, работающим в сервисных центрах. Обычно такие средства передачи данных сопровождаются специальными устройствами программирования — “программаторами”, снабжаются дополнительными возможностями и комплектуются программным обеспечением. В профессиональной среде все это в совокупности называется “боксами”.

На страх и риск

Каждый, кто самостоятельно пытается перепрошить свой телефон, делает это исключительно на свой собственный страх и риск. Первое, чего стоит опасаться в данном случае, — возможности лишиться гарантийных обязательств со стороны производителя на бесплатное обслуживание и ремонт телефона.

Почему ее меняют

Думаю, не ошибусь, если предположу, что любое программное обеспечение — будь то ПО для компьютеров или прошивка для сотового телефона, — выходя из-под пера программистов, часто содержит какие-либо недоработки или банальные ошибки. Именно по этой причине разработчики программ периодически выпускают их обновления, внося в каждую последующую версию различные исправления, а иногда — добавляя какие-то новые возможности или функции. Зачастую рядовой пользователь, установив обновленную прошивку в телефон, не замечает никаких визуальных отличий и думает, что их просто нет. Это самая распространенная ошибка, так как большинство нововведений касаются оптимизации алгоритмов действия узлов мобильного устройства, например — работы с сетью, параметров зарядки и так далее.

В редких случаях меняются интерфейсы работы с ПО, то есть добавляются или, наоборот, исчезают некоторые пункты меню, производится корректировка локализации (перевода на тот или иной язык), изменяются типы и вид шрифтов и т.д. Наименее распространенным, но наиболее привлекательным для всех без исключения владельцев сотовых телефонов вариантом обновления ПО может стать появление в аппарате ранее отсутствующих функций — передача MMS-сообщений, поддержка технологии JAVA, новых игр и приложений. Нужно, конечно, сказать, что от установки новой прошивки в телефон не стоит ожидать слишком многого — чудес, как известно, не бывает — модернизированный телефон не может получить больше голосов полифонии или, к примеру, фотокамеру.

Если аппарат не беспокоит постоянными перезагрузками, сеть не пропадает, когда фактически должен быть полный прием, все функции работают, как им и положено, перевод меню выполнен на должном уровне, новые функции вас не интересуют — в замене прошивки нет большой необходимости. Этого можно не делать. Если же в телефоне вас что-то не устраивает, существуют какие-либо программные неисправности и вы имеете возможность самостоятельно заменить прошивку на новую версию, которая в большинстве случаев позволяет справиться с недоработками предыдущих, вы хотите расширить функциональность аппарата, и установка нового ПО позволяет это сделать, то, по моему глубокому убеждению, менять прошивку просто необходимо.

Сложно ровно настолько

Можно предположить, что при наличии программного обеспечения и необходимого оборудования любой неподготовленный владелец аппарата сможет самостоятельно поменять его прошивку. Но на практике оказывается, что не все так однозначно и просто. Условно модельный ряд мобильных телефонов, представленных в России, можно разделить на две категории.

1. Устройства одного или разных производителей, которые невозможно перепрошить на дому в силу разных причин, или устройства, в коих смена программного обеспечения связана с большим риском выхода их из строя с соответствующими последствиями. Рядовому пользователю не стоит даже пытаться подвергать замене ПО таких телефонов самостоятельно. К данному типу устройств, например, можно отнести мобильные телефоны Nokia, Sony Ericsson и так далее.

2. Аппараты, смена прошивки в которых не несет большого риска и не требует специальной подготовки. Последствия неверных действий оказываются минимальными, и в большинстве случаев такие телефоны, если что-то пошло не так, можно довольно легко “реанимировать”. Примером таких телефонов могут служить различные модели от Samsung, LG, Siemens и устройства от некоторых других производителей.

Список таковых, в отличие от телефонов первой категории, более обширен.

Полный список моделей, поддающихся или нет прошивке дилетантами в домашних условиях, в силу различных причин я приводить не стану. Хотя, при большом желании, вы сможете найти его самостоятельно. Но даже если вы обладаете телефоном, замена программного обеспечения в котором в принципе возможна, я рекомендую найти и очень внимательно изучить любую документацию по перепрошивке, написанную экспертами в области мобильных телефонов, чтобы знать, как все сделать правильно, без угрозы привести аппарат в нерабочее состояние.

Лично я не раз сталкивался со случаями, когда, узнав, что в телефон можно установить новую прошивку, владельцы, впервые попытавшиеся это сделать, не прочитав никаких инструкций, потом долго искали помощи. Таких горемык, по моей личной статистике, около 10% от тех, кто перепрошивают свои телефоны без каких-либо последствий. Бывают и случаи (3-5%), когда после самостоятельной замены ПО в телефоне единственным выходом для его восстановления становится обращение в сервисный центр.

Всегда нужно помнить, что большинство производителей мобильной аппаратуры устанавливают строгие правила гарантийного обслуживания, в силу которых замена программного обеспечения телефонов не уполномоченными на то специалистами сервисных центров ведет к снятию аппарата с гарантийного обслуживания.

Найти на сайтах

К прошивкам, которые без особого труда можно найти в интернете, нельзя относиться так же, как к пиратскому программному обеспечению, другими словами — как к “варезу” (сленговое образование вокруг английского ware в словах warehouse — склад и software — программное обеспечение). Но их использование не в сервисных центрах в настоящее время считается незаконным.

Запретная тема

Давайте попробуем разобраться в вопросе: почему производители мобильных телефонов не предоставляют пользователям новые прошивки и сервисные программы для их инсталляции в уже купленные телефоны. Не скрою, что для человека, который имеет доступ в интернет, при большом желании найти ту или иную программу или прошивку не составит особого труда. Считать, что сами производители позаботились о вас, крайне неверно, так как оригинальное программное обеспечение к телефонам попадает на сайты далеко не официальным путем.

Казалось бы, почему же производителям мобильной аппаратуры самим, аналогично тому, как это делают производители других электронных устройств (приводов CD-ROM, DVD и MP3-плееров и так далее — список можно продолжать до бесконечности), не предоставить владельцам мобильных телефонов возможность самостоятельно менять в них программное обеспечение? Ведь никто не имеет ничего против, например, установки программ, замены операционных систем в компьютерах. Более того, обновление BIOS компьютера тоже не считается из ряда вон выходящей процедурой, хотя при малейшей ошибке компьютер можно запросто испортить.

Политика производителей мобильных совершенно иная и заключается в том, что, как уже было сказано, прошивок, которые бы были доступны по официальным каналам, просто не существует. Конечно, производителей мобильных телефонов можно понять. Ведь загружать сервисные центры, которые и так с трудом справляются со своей работой, аппаратами, которые вышли из строя после некорректной перепрошивки дилетантами, никто не хочет.

Итогом запрета распространения прошивок со стороны производителя зачастую становится отказ покупателя от конкретной марки сотового телефона в пользу аналогичного аппарата другой фирмы.

Четыре тезиса в пользу “ЗА”

Я приведу несколько тезисов в пользу того, почему пользователю необходимо предоставить возможность самому сделать выбор, менять прошивку самостоятельно или обращаться для этого в сервисный центр.

1. При наличии грамотно написанной инструкции процесс перепрошивки не так сложен, как может показаться.

2. Владелец сотового телефона, заплатив за него деньги, должен имеет право решать самому, менять в нем что-либо или нет, если такая возможность уже существует.

3. Покупая телефон, его владелец оплачивает не только стоимость аппаратной части, но и все то, что по умолчанию используется в телефоне, включая его программное обеспечение.

4. Из-за того, что производитель, не успевая отслеживать недоработки, поставляет на рынок сырые продукты, потребитель имеет право на исправление этих “ошибок”.

Само собой, возникает резонный вопрос:

Почему я, обычный покупатель, приобретая новый аппарат, должен обращаться в сервисный центр, выстаивать очередь, оставлять там свой аппарат на один-два дня, если при наличии определенного оборудования, прошивки и инструкции по ее установке самостоятельно могу модернизировать свой телефон за несколько минут?

А что, скажите, делать человеку, живущему в сотнях километров от ближайшего сервисного центра!? Словом, можно долго рассуждать и спорить на тему, которую я затронул в своей статье, но, невзирая на противоположные точки зрения и аргументы производителя и некоторых специалистов сервисных центров, я остаюсь при своем мнении, что к прошивкам необходимо предоставить доступ рядовым пользователям. Надеюсь, что моя статья заставит задуматься производителей мобильных телефонов о том, что не стоит прятать программное обеспечение для замены прошивок в телефонах и сами прошивки за семью замками, доступ к ним давно пора легализовать, а пользователи вольны сделать свой выбор, прошивать им аппараты самостоятельно или доверять это сервисным центрам.

Софт на прошивку

Сама по себе прошивка — это совершенно бесполезная вещь, если под рукой не иметь дополнительного программного обеспечения, призванного установить прошивку в конкретной модели мобильного устройства, и инструкции по его использованию именно для этой модели.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.