У кого мы будем покупать цифровую технику?

До середины 2004 года сети салонов сотовой связи торговали почти исключительно «трубками» и сопутствующими товарами: зарядными устройствами, чехлами для телефонов и «шнурками». Снижение нормы прибыли при продаже сотовых телефонов и резкий рост объемов продаж другой цифровой техники заставили их изменить планы на будущее и срочно переквалифицироваться в торговцев «цифрой»: карманными компьютерами (КПК), цифровыми фотоаппаратами, MP3- и CD-плеерами, карманными переводчиками и другими подобными устройствами. Ближе к концу года компьютерные магазины тоже столкнулись с падением прибыли. «Цифровые войны» уже начались. Победитель, скорее всего, определится в 2005 году.

Появление магазинов, торгующих одновременно телефонами, компьютерами и цифровой техникой, было предсказуемо. Производители постепенно создавали своего рода цифровую экосистему, в которой каждое устройство стимулировало появление следующего. Например, вы купили цифровую камеру. Но она совершенно бесполезна без компьютера. А чтобы смотреть фотографии не только на экране компьютера, необходим фотопринтер. Когда вы войдете во вкус цифровой фотографии, вам захочется обмениваться фотографиями со своими друзьями не только по интернету, и придется купить еще и мобильный телефон с камерой. Получившуюся цепочку можно продолжать до бесконечности.

Есть «экстремисты», которые считают, что в будущем все цифровые устройства будут объединены «в одном флаконе». Президент компании Motorola Майкл Зафировски (Mike Zafirovski) считает, что не будет «Одного Большого Устройства». Будет множество маленьких, которые смогут легко взаимодействовать друг с другом.

Мутанты

По данным компании Mobile Research Group (MRG), в 2003 году в розницу было продано сотовых телефонов на $2,3 млрд., в 2004-м этот показатель достигнет примерно $4,4 млрд. Казалось бы, салонам сотовой связи нечего бояться, однако жесткая конкуренция и падение дилерского вознаграждения вынуждают их корректировать профиль своей деятельности. Когда сотовые операторы понизили премию за привлечение абонента со $100 до $30 за подписанный контракт, сети магазинов «Связной» и «Евросеть» начали эксперименты с торговлей другой цифровой техникой.

Очень быстро выяснилось, что обычный формат магазинов сотовой связи не подходит для торговли «цифрой». Многие торговые точки представляли собой крошечные каморки с парой консультантов и несколькими наиболее популярными моделями трубок. Разместить в таких точках достаточное количество КПК или цифровых камер было просто нереально.

В начале 2004 года «Евросеть» открыла двухэтажный «Дворец Связи» на улице Тверская в Москве. Конкуренты решили не отставать, весной 2004 года сеть DIXIS решилась на глобальную смену всего имиджа компании в сторону «сети салонов цифровой техники». Для разработки нового имиджа компании привлекли знаменитое британское агентство SCG London, которое уже сотрудничает в России с компаниями «Русский стандарт», Metro Cash Carry, «Глория Джинс» и «Азбука вкуса».

Пока лондонские гости неторопливо разрабатывали маркетинговую концепцию, конкуренты DIXIS перешли к активным боевым действиям. Компания «Максус» (торговая марка «Связной») в июле 2004 года объявила о запуске проекта «Связной-3». Первый магазин этого формата открылся в Москве на Тверской улице, совсем недалеко от «Дворца Связи». Около 50% продаж нового салона, по прогнозам компании, будет приходиться на цифровую технику. Пока этот показатель у всех сетей сотовых салонов не превышает 20%. «Максус» вложила в проект «цифрового салона» $800000. Кроме телефонов, фотокамер и MP3-плееров магазин предлагает также услуги цифровой печати, в том числе и с мобильных телефонов. В течение последующих двух лет компания «Максус» планирует открыть еще около 20 подобных магазинов в городах-миллионниках.

На пресс-конференции по поводу открытия «Связного-3» глава «Максуса» Максим Ноготков подчеркнул, что за последние несколько лет способы передачи информации кардинально изменились, и с помощью сотового телефона человек может слушать музыку, делать фотоснимки, получать и передавать мультимедийные данные. Ноготков заявил, что создание проекта «Связной-3» отлично вписывается в эту тенденцию.

В DIXIS поняли, что нужно было действовать более оперативно. «Еще в 2002 году мы стали задумываться о торговле карманными компьютерами и цифровыми камерами, — поясняет глава компании Алексей Шлыков. — Первые КПК появились в ассортименте наших салонов в январе 2003 года. К сожалению, мы немного опоздали с принятием этого решения. Официально объявив о своих планах, мы начали готовиться к выходу на этот рынок. Однако недостаточно было просто договориться с производителями и завезти технику в салоны. Для того чтобы обеспечить клиентам привычный уровень обслуживания, нужно было провести основательную подготовку: обучить продавцов, сертифицировать сервисную службу, оформить витрины и т. д. Это вызвало двух-трехмесячную задержку по сравнению с конкурентами. Однако задержка не означает, что мы не можем быть в этом сегменте первыми». Сейчас появляются первые салоны DIXIS, выполненные в новом формате. Всего на переоборудование салонов в соответствии с новой концепцией брэнда уйдет более $1,5 млн.

«Трубки» против компьютеров

Цифровая техника завоевывает рынок поражающими воображение темпами. С 2000 года объемы продаж МР3-плееров в России каждый год удваивались. А с декабря 2003-го по май 2004-го было продано в три раза больше устройств, чем за весь 2003 год. Объем рынка на нынешний год прогнозируется в $70 млн. По данным исследовательской компании GfK Russia, рост продаж цифровых фотоаппаратов за первое полугодие 2004 года превысил 300%. Одновременно в компьютерной рознице происходит достаточно быстрое снижение прибыли. Специализированные компьютерные магазины решили заработать на «цифре», пока весь рынок не забрали себе «сотовики».

В конце октября 2004 года руководители сети «Белый Ветер» заявили, что хотят сменить «формат» своих магазинов на центры цифровой техники. О новом имидже магазинов, как и в случае с DIXIS, позаботятся британцы. Концепцию торговых точек разработала английская компания Fitch. К концу 2005 года в московском регионе планируется открыть 40 торговых точек под новой маркой.

Каждая из сторон, претендующих на рынок «цифры», имеет свои сильные и слабые стороны. Сети сотовых салонов в разы выигрывают по количеству торговых точек. У «Евросети» на данный момент более 800 торговых мест, на втором месте по стране —DIXIS: около 300 магазинов.

«Компьютерщики» возражают, что несколько сотен магазинов — это одно, а обладать достаточными складскими площадями и квалифицированным персоналом — совсем другое. Глава «Белого Ветра» Юрий Дубовицкий считает, что сотовым салонам никогда не стать полноценными магазинами цифровой техники. «Мы с самого основания розничной сети торговали цифровой техникой, — говорит он. — Если раньше у нас продавалось около 90% устройств, попадающих в эту категорию, то сейчас мы довели этот показатель до 100%, то есть у нас можно будет купить все, что подпадает под определение цифровой продукции. Сотовые салоны пока только пытаются расширить ассортимент за счет MP3-плееров и прочих миниатюрных устройств. Полноценный цифровой магазин требует другой квалификации персонала, другой технологии продаж и принципиально других инвестиций».

Пока уровень проникновения цифровых устройств не достиг критической отметки, и прямого пересечения интересов «компьютерщиков» и «сотовиков» на рынке нет. Новых клиентов удается найти и тем и другим. Несмотря на это, сотовые салоны не ограничиваются продажей цифровых устройств.

Сам себе связист

Осенью 2004 года компания «Евросеть» объявила о намерении инвестировать $23 млн. в создание собственной телекоммуникационной сети. Компания собирается оказывать услуги местной, междугородной и международной телефонной связи по каналам IP, а также предлагать доступ в интернет.

Аналитик компании iKs-Consulting Оксана Панкратова считает, что у «Евросети» сейчас нет насущной потребности в освоении новых сегментов бизнеса. По ее мнению, главе «Евросети» Евгению Чичваркину стало просто скучно торговать телефонами. «Розничные продажи сотовых телефонов очень выгодны, а тем более в таких масштабах, как у «Евросети», — считает Панкратова. — Думаю, что все дело в личности собственников компании. Они достигли определенных успехов в розничном бизнесе и теперь для самореализации хотят выйти на новый уровень развития. Отсюда и новые направления в деятельности компании». Проект планируется завершить до конца 2007 года.

Другим перспективным направлением для сотовых салонов является продажа контента для мобильных телефонов (игр, мелодий, логотипов и т. д.). В 2001 году, по данным аналитического агентства Datamonitor, объем этого рынка в России равнялся $50 млн., через год он превысил $150 млн. В этом году предполагается, что на неголосовые услуги российские абоненты потратят $350 млн., а в 2005-м — до $900 млн. Эти числа близки к обороту самых крупных сетей магазинов сотовой связи. Сейчас эти деньги достаются операторам и контент-провайдерам. Загрузка «сложного» контента — игр и полифонических мелодий — не самая простая процедура для «непродвинутых» абонентов. Многим из них было бы гораздо удобнее, если бы контент закачивал консультант сотового салона. Пока продажей мобильного контента активно занимается только «Евросеть».

К 2005 году сегменты цифровых фотокамер и КПК, если сохранятся существующие темпы роста рынка, достигнут объемов, достаточных для возникновения жесткой конкуренции. По данным исследовательской компании IT-Research, рынок ПК за III квартал 2004 года оценивается примерно в 1 090 000 штук. 79,8% продаж приходится на настольные компьютеры, более 13% — на ноутбуки, 5,2% — на карманные компьютеры (КПК). Ноутбуков было продано на 93,4% больше, чем за аналогичный период 2003 года, а объем продаж КПК достиг рекордного уровня, увеличившись на 214%. Пока нельзя сказать, что у компьютерных магазинов или «сотовиков» имеются неоспоримые преимущества. И есть вероятность, что вместо передела рынка мы увидим сотрудничество между представителями обоих лагерей.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.