Обзор аутлайнеров для Palm OS

О планировании личного и рабочего времени написано и сказано много. У каждого, кто сталкивается с необходимостью как-то структурировать происходящие вокруг события и цепочки необходимых действий, есть собственные методы.

Кто-то просто держит все в голове, полагаясь на крепкую память, кто-то заводит обычный или электронный органайзер. А кто-то — прибегает к помощи аутлайнеров, специальных программ для планирования времени.

Планировать что-то время от времени приходится всем. У одних это поход за покупками, у других — ремонт квартиры, у третьих — написание статьи, а у четвертых — создание рекламной кампании. Теперь это все стало модно назвать громким словом «проекты».

Независимо от направленности и масштабности проекта, планирование происходит по одной схеме с незначительными вариациями.

Начинается все с составления плана действий, пункты которого детализируются и превращаются в подпланы. Последние, в свою очередь, тоже могут быть расширены и дополнены еще одним или несколькими уровнями. А в процессе реализации проекта часто возникает необходимость вносить какие-то коррективы, заметки, уточнения и указания, личные записи с пометками «не забыть», «позвонить», «уточнить».

Представьте себе лист бумаги, на котором кто-то попытался зафиксировать такой план. Ближе к середине выполнения проекта он превратится в нечто невообразимое — масса стрелочек, пометок, дописанных пунктов. Даже просто разобраться во всем этом будет очень сложно, а уж отслеживание происходящего и вовсе станет невыполнимой задачей.

Частично тут может помочь обычный органайзер, но надо учесть, что записи в нем делаются подряд, о многоуровневом планировании, делении заметок на категории и прочих жизненно важных вещах не идет и речи.

Более продвинутые граждане решают проблему с помощью дорогостоящих пакетов для управления проектами, создают базы данных и т.д.

Но сравнительно недавно возник класс программ, которые вобрали в себя лучшие черты электронных средств обработки информации и традиционных бумажных органайзеров.

Речь идет об аутлайнерах. Программы этого типа существуют и для настольных компьютеров, и для карманных устройств. Но именно версии для наладонников приобрели особую популярность.

Итак...

Аутлайнер — это специальная программа, позволяющая группировать разрозненные кусочки информации в иерархическую структуру. Иногда аутлайнеры еще называют free-form-database — «базы данных свободной формы». Это второе название отражает свободу не только от форматных ограничений (в аутлайнер можно заносить элементы практически любого типа и размера). Дело еще и в том, что с их помощью запросто можно создать произвольную древовидную структуру, состоящую из любого количества элементов. Более простые программы хранят все содержимое базы в одном файле, а аутлайнеры посерьезнее умеют оперировать группами объектов, каждый из которых размещен в отдельном файле.

Самые продвинутые программы позволяют объединять в создаваемой структуре объектов файлы нескольких типов, среди них — не только тексты и html-документы, но и графические объекты.

Очень часто аутлайнеры поддерживают возможность связывания элементов собственной базы с объектами, созданными в других приложениях, например, ToDo или Memo, импорт информации в текстовые файлы и фильтрацию данных.

Bonsai

Разработчик: Natara

Сайт:

Стоимость: $34.95

Главное окно Bonsai

Панели инструментов значительно упрощают работу с программой

Одно из преимуществ Bonsai — продуманный интерфейс.

В главном окне программы расположены списки, разбитые по категориям. По умолчанию пользователям предлагается три стандартных категории: Business, Personal и Unfiled, но пользователю позволено дополнять их собственными вариантами.

Так можно оставить на экране записи до определенного уровня.

Большинство команд вынесено в панели инструментов, так что за ними не придется ползти в меню. Панелей две, но на экране отображается только одна, а переключаться между ними можно с помощью крайней левой кнопки.

Используя кнопки, можно добавлять в список новые элементы (Insert Item и Insert Child), изменять местоположение существующих объектов, просто перемещая их вверх и вниз по списку, либо перенося на другие уровни (кнопки со стрелочками), копировать информацию в буфер обмена и извлекать ее оттуда.

Типология

Каждый элемент структуры Bonsai может принадлежать к одному из трех типов:

  • Simple — обычный объект;
  • Todo — событие, которое можно пометить как завершенное или незавершенное;
  • Task — задача, в описании которой может присутствовать степень завершенности в процентах.

Кроме этого, каждый объект в Bonsai может иметь один из пяти приоритетов, и, как целые списки, принадлежать к определенной категории.

С помощью одной из кнопок можно заставить программу отображать элементы до определенного уровня. Например, выбрав цифру «2», вы оставите на экране первый и второй уровни структуры. Таким образом, можно настроить отображение до 5 уровней, хотя общее их количество не ограничено.

Записи можно сортировать по алфавиту или по приоритету. При сортировке указывается ее диапазон: будет ли отсортирован только текущий уровень структуры или все уровни сразу. К каждому элементу можно присоединять примечания.

Дополнительные элементы структуры

Вкладка Links предназначена для связывания элементов.

Параметры

Рядом с элементом ToDo, связанным с Bonsai, отображается пометка [BZ].

После создания структуры необходимо настроить ее дополнительные параметры. Для этого предназначено окно Details, открыть которое можно с помощью кнопки на панели инструментов либо через меню Record -> Detail. Это окно состоит из нескольких вкладок, отвечающих за разные аспекты работы программы. Например, вкладка Text содержит название пункта, а примечания отображаются во вкладке Note.

Воспользовавшись вкладкой Dates, можно установить временные рамки пункта — дату начала выполнения (start), завершения (due date) и день, в которую элемент должен быть отмечен как выполненный.

Связи и ссылки

Одна из наиболее интересных возможностей, предоставляемых Bonsai, состоит в связывании элементов базы аутлайнера с объектами, созданными в стандартных приложениях вашего Palm. Для этого предназначена вкладка Links.

Тут вы, к примеру, можете наладить связи с записями, сохраненными в адресной книге вашего палма. В строке Contact необходимо начать набирать фамилию человека, контактная информация о котором сохранена в адресной книге. Программа автоматически произведет поиск и подставит нужное значение. А воспользовавшись пиктограммой с изображением книжечки, можно просмотреть более детальную информацию о сохраненном контакте. Это очень удобное решение при планировании всяческих дел, связанных с другими людьми. Можно держать контактную информацию в адресной книге, а в аутлайнер только добавлять ссылку на нужную запись.

Еще одна интересная функция — экспорт данных в другие приложения Palm. Например, вы можете перенести составленный в аутлайнере план в программу ToDo и работать с перенесенными данными там. В списке ToDo пункты, импортированные из Bonsai, будут отображаться с пометкой [BZ]. Если вы пометите какую-либо из скопированных задач как выполненную в одной программе, эта пометка будет автоматически скопирована в другую.

Bonsai умеет экспортировать свои списки в файлы других форматов

Вы также можете переносить события из базы аутлайнера в календарь Palm и связывать элементы разных структур, созданных в самой Bonsai.

Фильтры

Как уже было сказано, Bonsai позволяет настраивать глубину отображения списка. Но этим ее возможности в части настройки отображения данных не ограничиваются.

Пользователи могут создавать собственные фильтры, отсеивая данные по статусу, приоритету, типу, дате, категории или ключевому слову.

Кроме этого, можно построить фильтр для отбора элементов, которые содержат указанный пользователем текст. После создания фильтра его название появится в списке в правом верхнем углу окна программы.

Настроенные фильтры можно копировать из одной структуры Bonsai в другую.

Объекты Bonsai можно связывать с записями календаря

Так выглядит окно создания фильтра

Shadow Plan

Разработчик: Codejedi Inc

Сайт:

Стоимость: $15.99

Так выглядит главное окно Shadow Plan

Элементы типа Checklist

Shadow Plan не только ни в чем не уступает Bonsai, но и во многом превосходит ее. Здесь настраивается все, что можно, и кое-что из того, что нельзя.

Возможности программы порой кажутся безграничными. Такое впечатление, что создатели программы пытались не столько удовлетворить существующие потребности пользователей, сколько угадать их еще даже не вполне оформившиеся запросы.

Это и плюс, и минус одновременно. Плохо то, что некоторым пользователям будет сложно разобраться во всех возможностях продукта, не прочитав полного руководства (довольно подробный документ Shadow Reference Guide можно скачать с сайта разработчика).

Мы будем рассматривать демонстрационную версию Shadow Plan. В ней, кроме обычных в таких случаях вещей вроде постоянных напоминаний о необходимости зарегистрировать продукт, разработчики реализовали дополнительную защиту, запретив включать в состав одного списка более 25 пунктов.

Список, состоящий из элементов типа Tasklist

Объекты типа Worksheet

Интерфейс

Окно создания нового элемента

Hilight Manager выделяет в списке записи, отвечающие определенным условиям.

В главном окне программы размещен список разделов, а рядом в скобках указано общее количество пунктов в каждом разделе и число задач, отмеченных как выполненные.

Типов элементов в Shadow Plan больше, чем в Bonsai:

  • Checklist — задача, которую можно пометить как выполненную. Удобно для создания обычных списков дел.
  • TaskList — позволяет задавать процент завершенности задачи. Пригодится, если необходимо отслеживать выполнение пунктов проекта.
  • Note — обычные заметки.
  • Flat — используется для более удобного представления сложных вложенных структур, когда необходимо разместить все записи подряд, независимо от того, на каком уровне списка они расположены.
  • Worksheet — позволяет оценивать фронт работ, проверять, когда должна быть выполнена та или иная задача, какой у нее приоритет и т. д.

При создании элемента любого типа в Shadow Plan указывается не только его тип и содержимое. Кроме этого, можно задать тип нумерации пунктов, приоритет и процент выполнения задачи. Доступна настройка дат начала и завершения события. Все основные функции привязаны к кнопкам, расположенным в нижней части экрана.

Создание связей в Shadow Plan

Настроек в Shadow Plan много

Контроль

Управлять данными в Shadow Plan можно при помощи специальных менеджеров. Например, менеджер фильтров позволяет просеивать информацию и искать данные по заданным параметрам. Пользователь может работать с уже готовыми фильтрами (раздел Built-in) либо настроить собственные.

А с помощью Hilight Manager (менеджера выделения) можно выделить полужирным шрифтом записи, удовлетворяющие определенному условию.
Записи могут быть помечены тэгами. Для этого тоже есть отдельный менеджер. Использование тэгов позволяет создать более свободную структуру записей, ведь каждому элементу можно присвоить несколько меток.

Не менее интересны возможности связывания объектов в Shadow Plan. Здесь, как и в предыдущем рассмотренном продукте, можно установить связь (Link To) элемента с другим списком, либо базами ToDo и DateBook, а также скопировать (Copy To) данные из аутлайнера в другие программы.

Надо только заметить, что связывать объекты с DateBook можно лишь в том случае, если для них установлены даты начала и завершения.

Доступны средства экспорта списка в memo-файл, либо в файл в формате PalmDOC. Не менее удобны и средства импорта записей из ToDo и Memo.

В настройках можно автоматизировать некоторые операции, например, одновременно с созданием пункта можно задать его импорт в ToDo или DateBook.

Arranger

Разработчик: Olive Branch Software

Сайт:

Стоимость: $19

Главное окно Arranger

Arranger интегрирован с другими приложениями Palm OS.

Так выглядит структура, созданная в Arranger

Arranger умеет экспортировать свои списки в memo-файлы.

Эта программа — самая простая из всех рассмотренных в обзоре. Сперва даже кажется, что слишком простая. Но познакомившись с этим продуктом поближе, понимаешь, что на самом деле функций у него достаточно. Конечно, здесь нет, как в Shadow Plan, огромного количества настроек, но зато работать с программой куда как проще.

Собственный тип данных в Arranger только один — Item, а остальные четыре — Memo, ToDo, Address и Date — привязаны к соответствующим внешним программам. То есть, если вы хотите добавить объект типа ToDo, аутлайнер предложит вам выбрать задачу из базы данных этого приложения, а затем вставит ее в собственный список.

Перемещать элементы с одного уровня на другой или вверх-вниз по списку можно, перетаскивая их стилусом. Доступна возможность отображения только первого либо всех уровней структуры.

Программа умеет экспортировать содержимое списка в memo-файл. При этом можно указать используемый в результирующем файле разделитель — пробел, знак табуляции либо html-тэг.

Поддерживается работа с буфером обмена, причем можно копировать как отдельные пункты, так и целые списки. Из настроек внешнего вида доступна лишь смена шрифта.

Практически отсутствует какая-либо категоризация — можно задать категории лишь для списков, но не для отдельных элементов. Нет поддержки фильтров.

Все программы, описанные в обзоре, вы сможете найти на нашем диске:
  • Bonsai. Пожалуй, лучший аутлайнер для Palm OS.
  • Shadow Plan. Много настроек, куча возможностей, трудности с управлением.
  • Arranger. Элегантная простота, временами перерастающая в откровенный примитивизм.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.