Радионет: подкасты и подкастинг

По дороге на работу или учебу, закрывшись от окружающего мира наушниками плеера, можно слушать не только любимую музыку и радио. Новые посты в аудиоблогах, анекдоты, аналитика, новости, рассуждения о смысле жизни, аудиокниги и просто смешные авторские шоу... Целое море новой, острой, актуальной информации ежечасно публикуется в интернете в виде аудио- и видеофайлов. Они называются «подкастами», а процесс их создания и потребления — «подкастингом». Явление это в информационно-виртуальном пространстве относительно новое, но прогрессивное и уже крайне популярное. Многие аналитики считают, что будущее Всемирной сети — за ним. Стоит взять на вооружение!

Что такое «подкастинг»?

Всезнающая онлайн-энциклопедия Wikipedia дает нам следующее определение. «Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и broadcasting — повсеместное вещание, широковещание) — способ публикации медиапотоков (как правило, звуковых или видеопередач) во Всемирной сети (обычно в формате MP3), при котором они анонсируются особым образом, позволяющим автоматизировать загрузку новых выпусков на устройство воспроизведения». Подкаст же — это отдельный файл либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых по одному адресу в интернете.

Проще говоря, подкастинг — это публикация аудио или видео в интернете и возможность подписаться на получение или скачивание этих самых аудио- и видеопубликаций посредством RSS. Явление подкастинга можно рассматривать как своеобразный гибрид наиболее потребляемых источников информации — интернета и радио. Или телевидения, если речь идет о видеоподкасте.

Само слово «podcasting» появилось еще в 2004 году. Почти сразу же оно было включено в знаменитый оксфордский словарь (New Oxford American Dictionary), а в 2005 году получило награду как слово года. Правда, слов для обозначения нового способа распространения информации было предложено немало. Так, например, rsscasting не подошел по причине сложности произношения, webcasting попросту не прижился, как и zencasting (такое название предложила компания Creative, производящая плееры под маркой Zen и отчаянно конкурирующая с Apple и их iPod). В конечном итоге феноменальная популярность iPod и продуманная политика компании Apple, которая всячески поддерживает подкастинг, сделали свое дело.

Интересно выглядит и статистика роста популярности подкастинга. В 2004 году блоггер и колумнист Док Сирлз (Doc Searls) провел небольшое исследование. В течение некоторого времени он отслеживал количество результатов, выдаваемых поисковой системой Google на запрос слова «podcast». 28 сентября 2004 года результатов было 24, 30 сентября — 526, еще через три дня — 2750. Этот показатель удваивался каждые несколько дней и годом позже, ближе к концу 2005-го, достиг отметки 100 000 000.

Сегодня мы поговорим о традиционных — аудиоподкастах.

Зачем это надо?

За счет чего подкастинг стал настолько популярен? Это выгодная альтернатива радиовещанию и телевидению. Он не требует лицензирования частоты и доступен в любое удобное для слушателя время. Причем вы смотрите и слушаете только то, что вам интересно, а не тратите время на пошлые сериалы, попсу и рекламу. И слушаете тогда, когда вам нужно, а не тогда, когда «заботливые» редакторы сети вещания того или иного канала или радиоволны поставили интересующую вас программу.

Задумайтесь, какое количество времени в день каждый городской житель тратит на дорогу? Мы вынуждены часами стоять в пробках, трястись в автобусах или метро, топать в супермаркет за десять кварталов, потому что ближайшая булочная закрыта на переучет... И у нас практически нет возможностей рационально использовать это время. Читать (даже с экрана мобильного устройства) получается далеко не всегда.

Конечно, никто не мешает прослушать очередной альбом Димы Билана или певицы Максим (ладно-ладно, уверен, что у вас в плейлисте исключительно классика вроде Doors и Led Zeppelin). Но, поверьте, MP3-плеер можно использовать с куда большей пользой.

Каждый день выходят сотни самых разнообразных подкастов — в том числе и на русском языке. На любой вкус и цвет, на любую тему: от новостей и серьезной аналитики до откровенно гэговых циклов вроде «Камеди Краб» и «Сиськи-Письки Шоу».

Рано утром, собираясь на работу или в институт, вы скачиваете на ваш плеер все свежие подкасты и слушаете их в дороге, не обращая внимания ни на воркование старушек у подъезда, ни на перепалку бомжей в метро. А уж пробку на Кутузовском можно воспринимать как благо (если вы не опаздываете, конечно) — это ли не повод расслабиться и послушать очередную передачу любимого подкастера?

Как это работает? Под-слушатели

Стать под-слушателем (pod-listener) проще простого. Технически подкастинг — это внедрение мультимедийного (аудио- или видео-) файла в канал RSS. В случае подкастов обычные MP3 дополняются описанием (RSS-потоком), содержащим дополнительную информацию о распространяемых файлах: автор, описание файла, размер, дата обновления и, конечно, ссылки на сами аудиозаписи.

О технологии RSS (Really Simple Syndication), думаю, рассказывать не надо — многие из вас, готов поспорить, используют эту технологию для получения информации о новых публикациях в блогах и заголовков статей и новостей многочисленных информационных сайтов. Подробнее о RSS вы можете прочесть в материале на диске Mobi — добро пожаловать в нашу «Библиотеку».

Клиентские программы для подкастинга основаны на том же принципе, что и «обычные» RSS-ридеры. Подписавшись на RSS-ленту с подкастами, вы будете получать их как «вложения» в RSS-сообщения. Из специализированного ПО для работы с подкастами впереди планеты всей плеер iTunes от Apple (А). Начиная с версии 4.9 в плеере появилась опция «Subscribe To Podcasts». iTunes и сам скачает новый подкаст, и сам запишет его на ваш iPod. В качестве альтернативы «яблочному» проигрывателю подойдет бесплатная и не менее толковая программа Juice Receiver — ее вы найдете на нашем диске.

А. iTunes Podcasts

Впрочем, для того чтобы послушать подкаст, совершенно не обязательно пользоваться той или иной программой чтения RSS или специализированным подкаст-клиентом. Не забывайте о том, что подкаст — это самый обычный звуковой файл. И во многих случаях (в аудиоблогах, подкаст-директориях) есть возможность прослушать выложенные файлы прямо в окне браузера или скачать их на жесткий диск вручную.

Но такой подход не дает насладиться всеми возможностями подкастинга в качестве интернет-радио и источника актуальной информации. Не лучше ли настроить специальное приложение, «натравить» его на нужный RSS-поток с подкастами и даже заставить его автоматически записывать новинки на ваш плеер?

Подкастеры

Подкастинг стал популярен не только из-за того, что огромная аудитория потенциальных слушателей жаждет новой информации. Главное, что тысячам и даже десяткам тысяч людей есть что сказать и показать. Креативный дух живет в нас, и подкастинг (как, прочем, и блоггинг) — один из способов выпустить этого «джинна» из бутылки нашего подсознания. Многие подкастеры вышли из под-слушателей. Сначала вы изучаете директории подкастов, слушаете избранные передачи. Потом подписываетесь на любимые подкасты, закачиваете все это в MP3-плеер и уже не знаете, что бы вы делали без ежедневного потребления всевозможной информации в этом новом формате. А следующий этап, конечно же, — проба пера. Вернее, голоса.

И тут подкастинг предоставляет простые и доступные для каждого возможности. Для этого не нужны специальные знания и образование, не требуется создавать точку радиовещания, платить за лицензирование радиочастоты и вообще совершать какие-либо лишние действия. Желание «вещать», минимум навыков работы с компьютером и интернетом — равно подкастинг.

Для записи подкастов вам понадобятся как минимум микрофон и компьютер со звуковой платой. Ну и, конечно, программа для записи и монтажа звука. Таких программ множество. Счастливым обладателям Mac’ов искать и качать вообще ничего не потребуется. В комплект поставки ПО с персоналками Apple идет отличная утилита для работы со звуком Garage Band. Для Windows (или для Linux) имеется отличный аудиоредактор Audacity. По большому счету Audacity — самый лучший вариант. Эта программа проста в использовании, полностью бесплатна, да и размер у нее не слишком большой. Конечно, можно воспользоваться и такими софтинами: SoundForge, или SoundStudio, но лично я смысла в этом не вижу, Audacity хватает на все.

Думаю, рассказывать о том, как пользоваться программами аудиозаписи, — лишнее. Проще некуда: жмите на кнопку «Запись» и говорите. Только постарайтесь уложиться в 20 минут — это максимальная корректная длина подкаста, принятая сообществом подкастеров и под-слушателей.

Конечно, свои передачи неплохо было бы снабжать качественным музыкальным оформлением. Для этого стоит воспользоваться сайтом , на котором можно найти множество бесплатной музыки для музыкального оформления радиопрограмм, телешоу и т. п. А вообще, если лень-матушка не дает поработать с программами записи и редактирования аудио, то можно просто наговорить текст на диктофон КПК, скопировать запись на компьютер, переконвертировать ее в MP3 и разместить в интернете. Правда, слушатель не всегда расположен внимать «коряво» записанной передаче, пусть даже содержание ее — откровение.

Где взять и куда положить?

На сегодняшний день подкастинг — это уже не просто развлечение единиц. Это массовое явление, к которому неравнодушны крупные вещательные компании, так сказать, монстры современного медийного бизнеса. Несмотря на то, что подкастинг возник чуть более пары-тройки лет назад, уже сейчас в этом формате вещают такие СМИ, как ABC, CNN, CBS, NBC, NPR, MTV, Discovery Channel, New York Times, Wall Street Journal, NewsWeek и многие другие.

Но и простые смертные подкастеры «дают жару». В одном из выпусков передачи X-Play (обзоры видеоигр и игр для ПК), которая идет по MTV, ведущие жаловались, что, мол, «наши телезрители оборзели, скачивают и смотрят подкасты какого-то там Джона Смита чаще, чем подкасты нашей передачи». Ситуация идентична той, что мы можем наблюдать в блогосфере: некоторые блоги обгоняют по популярности ведущие СМИ. Разница, правда, заключается в том, что наибольшей популярности добиваются подкасты, размещенные в так называемых подкаст-директориях (или подкаст-терминалах) — иными словами, сборниках и каталогах подкастов. На западе, понятное дело, подобных сборников уже немало. Самые популярные — это Apple Music Store (к нему можно получить доступ из программы iTunes; что немаловажно, эта часть музыкального сайта Apple совершенно бесплатна), Yahoo! Podcasts, Podcast.net и Podcast Alley.

Каталог подкастов на Yahoo.com

Podcast.net. На этом портале можно найти подкаст на любую тему

Портал PodcastAlley, одна из самых больших подкаст-директорий

Что касается рунета, то пионером российского подкастинга стал открытый в 2005 году стараниями знаменитого радио- и телеведущего Василия Стрельникова портал Russian Podcasting. За два года работы этого подкаст-терминала (Б) на нем уже собрано огромное количество передач всех мастей, а общее число подкастеров уже давно перестало умещаться на одну страничку списка активных пользователей. Russian Podcasting — единственный большой и централизованный портал, на котором можно найти большинство записываемых русскоязычными подкастерами материалов. Там же можно разместить и собственный подкаст.

Б. Портал Russian Podcasting, крупнейшая в рунете подкаст-директория

Пионерами подкастинга от медиа на rpod.ru стали телекомпания НТВ и крупная московская радиостанция «Сити-ФМ». Среди маститых авторов Russian Podcasting числятся такие знаменитости, как сам Стрельников (его популярный подкаст называется «The Big Podcast!»), Сергей Пименов, Дмитрий Дибров и даже Борис Гребенщиков. А уж интересных, веселых и даже обязательных для прослушивания передач на Russian Podcasting — больше, чем можно переварить за целую жизнь. В техническом плане сайт тоже не подкачал. Возможен выбор подкастов по рейтингу или категории, каждой передаче можно дать свое описание (аннотацию или содержание), прослушать ее прямо в браузере, скачать на диск или добавить ссылку в RSS. Все как в лучших домах...

Что дальше?

Хотя подкастинг и возник всего несколько лет назад, его уже нельзя назвать бесполезным или пустым увлечением. Так, многие музыканты выкладывают свои синглы или даже целые альбомы в виде подкастов. В качестве примера можно привести группу «Озоновый слой», играющую прогрессивный русский рок.

Многие крупные компании обратили внимание на подкастинг как на средство продвижения собственных продуктов. Причем о навязывании информации и рекламы в традиционном понятии речи не идет. Люди совершенно осмысленно скачивают, например, подкаст «Билайн», чтобы послушать информацию о новых тарифах. Если учесть, что армия подкастеров и под-слушателей быстро растет, как и количество заинтересованных в нем компаний, то вскоре это явление станет совсем не чуждо бизнесу. Только этот бизнес, в лучших традициях шествующего по интернету Web 2.0, будет «добрым». Вас ведь все равно не заставишь скачать ненужный и неинтересный подкаст. А финансовые вложения компаний в данной ситуации будут играть роль фактора, подталкивающего творцов (им же тоже хочется кушать, не воздухом же питаться) к созданию новых передач-подкастов — интереснее, профессиональнее, лучше. Мы же, под-слушатели, будем только за.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.