К вопросу использования телефона как камеры

Надо сказать, тема этой статьи совершенно неожиданная. В основном речь пойдет — только сядьте понадежнее! — о том, как правильно фотографировать с помощью камеры мобильного телефона. Бытует мнение, что с ее помощью нельзя получить пристойные снимки. Это только так кажется. Разумеется, малярным инструментом шедевра не создать, но бутылка как музыкальный инструмент тоже имеет право на существование. И на ней порой можно сыграть так, что заслушаются истинные ценители прекрасного. Так почему бы не быть фотографиям с мобильника?*

* Мы предполагаем, что статьи об основах фоторемесла, публиковавшиеся в Mobi #12’2007 и #01’2008, вами прочитаны и поняты.

БЕЗ ПРЕТЕНЗИИ НА ЦЕННОСТЬ

Главное достоинство мобильного с камерой — в том, что он всегда с собой. Еще несколько лет назад даже самым свободомыслящим фантастам не могло и в голову прийти, что очень скоро у каждого будет с собой устройство для фиксации окружающей действительности в фото-, видео- и аудиоформате. Камерофон предоставляет хорошую возможность зафиксировать произвол ГИБДД или какую-то интересную уличную сценку, но, к сожалению, этим возможности таких камер пока что и ограничиваются. Если вендору удалось внушить вам идею обладания полноценным фотоаппаратом в лице камерофона — постарайтесь от этой идеи избавиться как можно скорее.

Запомните: фотоаппарат и камерофон — две разные вещи. Любым, даже самым дешевым цифровиком, вы снимете больше, чем камерофоном, и снимки будут лучше. Причины мы обсудим позже, а сейчас — немного философии. Снимки с мобильного телефона не отличаются высокой четкостью и беспрецедентной цветопередачей, они вообще ничем не отличаются от многих тысяч «никаких» снимков. Посему, если уж вы хотите красиво фотографировать мобильным телефоном, усилий придется приложить гораздо больше, чем если бы у вас в руках был фотоаппарат.

Может, когда-нибудь ситуация изменится, но сейчас все обстоит именно так. Не надейтесь на камерофон в турпоездках, на интересных мероприятиях и вообще там, где собираетесь снимать много и хорошо. Берите в такие места фотоаппарат. Но если... если вдруг... склероз, или просто лень... короче: порой низкокачественный снимок бывает лучше, чем вовсе никакого. А камера отказала, или оставлена в номере, или вообще ситуация требует максимально незаметной съемки. Вот на этот случай и пригодится устройство связи, умеющее еще и фиксировать действительность.

Просто хороший кадр — да-да, камерофоны тоже такое умеют!

Больше света

Главный недостаток мобильных камер, как ни странно, не маленькие матрицы, а очень компактные объективы. В тонкий корпус трубки просто физически не получится втиснуть сколько-нибудь качественный объектив. Опять же, оптика камерофона не прикрыта, как правило, вообще ничем. Либо прикрыта, но так, чтобы крышка быстро потерялась — как у Nokia N93i, который мы использовали при подготовке материала. Это порождает целую серию чисто конструктивных проблем, первая из которых — постоянно грязная линза. Решение тут простое: носите с собой тряпочку для протирки оптики, раз уж используете мобильник как фотоаппарат. Линза эта и не рассчитана на хороший уход, но минимум ей все же необходим. Я не случайно поставил этот параметр на первое место — множество удачных фото с мобильника, которые мне удалось увидеть, были испорчены грязью на объективе.

Работа встроенной экспокоррекции: кое-что можно поправить и без участия компьютера

Если же переднюю линзу вы уже протерли, знайте: объектив все равно не станет настолько светлым, как объектив даже самого простого фотоаппарата. Компактность означает низкую светосилу, и поделать с этим ничего нельзя. Вернее, можно увеличить чувствительность матрицы, но это также приведет к проблемам (смотри следующую главу). Поскольку экспозиция во многих телефонных камерах коррекции не поддается, а снимать чаще всего приходится именно там, где света недостаточно, фотографии получаются темными и невзрачными.

Возможна экспокоррекция? Воспользуйтесь ей. Пока такие камерофоны — редкость. Если экспокоррекции нет, дайте больше света (включите лампу, фары автомобиля или свечу — смотря по обстановке) и подберитесь настолько близко к объекту, насколько позволит система фокусировки. Освещенность уменьшается пропорционально квадрату расстояния, так что, уменьшив дистанцию до объекта вдвое, вы увеличите его освещенность в четыре раза. И помните: мобильник не предназначен для ночных и репортажных съемок, выдержка может быть очень длинной, особенно если вы воспользовались экспокоррекцией. Так что держите его в руках крепко. А лучше на что-нибудь поставьте.

Типичная ситуация: вы попали на крышу дома поздней ночью, у вас за спиной — море огней, а рядом тот, ради кого вы собственно на крышу и полезли. Как сфотографировать спутницу и показать, что за нами — Москва? Ответ таков: увеличить предлагаемую фотомобилой экспозицию на одну-две ступени, закрепить мобильник на антенне и аккуратно нажать кнопку, попросив спутницу замереть. Опять же, многие камеры в телефоне снабжены таймером — как раз на подобный случай. Пользуйтесь, коли есть!

Меньше деталей

Мало деталей, зато много ярких, сочных цветов: в итоге кадр получается вполне эффектным, а на качество проработки внимания не обращаешь

Объектив мобильника собран их самых лучших линз, которые удалось найти на распродаже оптического лома, поэтому не ждите от него высокой детализации. Ваш глаз, даже если он не идеален с точки зрения врача-офтальмолога, видит куда больше деталей, чем объектив даже самого лучшего фотоаппарата. Что остается от деталей при съемке камерой мобильного телефона, все вы не раз видели: вместо кирпичной стены — однородная текстура, вместо волос — их плохая имитация, а кожа вообще покрывается цветными пятнами. Кроме того, разрешение матрицы также не позволяет сохранить много мелочей, форму сохранят только самые значительные объекты. Иными словами, если человек, которого вы снимаете, читает книгу и курит сигарету, разобрать название книги будет невозможно, а сигарета, может, и вовсе будет выглядеть как авторучка — дыма и огня видно не будет. Поэтому не делайте ставки на мелочи, снимайте только по-крупному. (Ага, и курить лучше трубку, а не эти (зачеркнуто)! Ее точно с ручкой не спутаешь... — Примеч. зам. глав. ред.). Старайтесь, чтобы все нужные вещи на снимке занимали как можно большую площадь кадра. Это, кстати, отлично согласуется с рекомендацией быть как можно ближе к объекту ради его освещенности.

Предположим, вы фотографируете еду. Если в кадре все блюдо целиком — не факт, что фуа-гра будет похожа на себя, а паста по-итальянски не станет макаронами по-флотски. Вы же хотите показать не тарелку, а работу повара — так и фотографируйте ее! Даже небольшого участка вашего кушанья хватит, чтобы друзья поняли, что подавали на завтрак в том пятизвездочном отеле в центре Парижа. Ну, или на лотке у пляжа Паттайи.

Та самая «часть блюда»: если хочется получить максимальное качество, нужно быть как можно ближе к объекту съемки, чтобы он занимал большую часть кадра

Абсолютно несвободный фокус

Матчасть нужно знать, как таблицу умножения Менделеева, гласит военный фольклор. Свой телефон надо знать не хуже. К примеру, тип фокусировки вашего объектива. До недавнего времени автофокус в мобильные камеры вообще не встраивали, сейчас — встраивают, но не во все. Отсутствие фокусировки означает, что в вашем мобильном телефоне применена схема «фри-фокус»: объектив всегда настроен «на бесконечность», но зона бесконечности начинается в интервале от полуметра до двух. Собственно, относительно резкими получатся объекты, расположенные как раз в начале «бесконечности». Располагать что-то ближе бессмысленно, вдалеке все тоже будет расплывчато. Обычно в инструкциях к мобильникам с камерами пишут, с какого расстояния рекомендуется снимать. С него и снимайте.

Нарушение правил обращения с «фри-фокусом» даст вам расплывчатую картинку, резкость которой можно, однако, повысить с помощью графического редактора. В рубрике «Уроки Photoshop» раздела «Фото и видео» будут публиковаться подробные алгоритмы борьбы за резкость, сейчас же надо запомнить лишь название группы фильтров Photoshop — Sharpen.

Козырные пацаны Славик и Димон пошли на дискотеку, чтобы пофотать девочек, а потом выбрать лучшую из всех. Как им следует поступить, если учесть, что у одного из них мобильник с автофокусом, а у другого — без? Разумеется, Славик будет фотографировать портреты, а вот что делать в таком случае Димону? Единственный вариант: залезть на подоконник, привлечь к себе внимание так, чтобы в клубе включили свет и люди остановились, сфотографировать всех сразу, а результат изучать под лупой. Если же он таки решится своим «фри-фокусом» щелкать лица, хозяева этих лиц, чего доброго, захотят повредить Димоново лицо, буде увидят результат.

Словом, единственное достойное применение «фри-фокусным» камерофонам — групповые снимки на добрую память, либо портреты в полный рост. И то — лишь при достаточном освещении. А достаточно его бывает ясным днем на свежем воздухе.

По возможности — без зума

Зуммирование вообще можно было не поминать, если бы не некоторые мобильные телефоны с полноценным объективом и возможностью изменения фокусного расстояния объектива. Таких пока очень мало, но ряды их неуклонно пополняются. Например, у Nokia N93i — трехкратный зум-объектив, но при попытке использования зума картинка темнеет так, что хочется вернуть все обратно. К тому же автофокус перестает работать и начинает просто ерзать туда-сюда. Оптический зум в телефонах придуман врагами народа, помните это. Изобретателей же цифрового зума следовало бы пригвоздить к позорному столбу, рядом с автором идеи караоке. Цифровой зум — это программное вырезание куска картинки с последующим растягиванием его во весь кадр. Зачем доверять это телефону? Если уж так нужно, лучше потом сделать это в графическом редакторе. Поэтому фотографируйте всегда с максимальным разрешением, и без зума, особенно цифрового. Исключение — портреты, но если честно, я так и не понял, можно ли говорить о портретной съемке применительно к камерофонам.

Работа цифрового зума: вроде бы и приближает, а на деле — убивает резкость, потому что «приближение» чисто технически представляет собой увеличение масштаба изображения без сохранения деталей (аналог инструмента «Масштабирование» в любом графическом редакторе)

Предположим, вам хочется сфотографировать экспонат в музее, но близко к нему подходить запрещено. В вашем телефоне есть оптический зум, а в телефоне вашего спутника оптического зума нет. Как вы поступите?

Вообще-то текст ниже следовало печатать вверх ногами. Но мы дадим правильный ответ просто так: договориться со смотрителем музея, чтобы он пустил вас поближе. Все остальные варианты оставят вам мало простора для творчества. Далеко от объекта — почти всегда недостаточно света, зум освещенность не увеличивает, про цифровой зум вообще речи нет.

О КОМПОЗИЦИИ

Фотограф с хорошей камерой, как мы уже говорили, находится в заведомо более выигрышном положении. У него есть хорошая оптика, возможность работать с экспозицией и достойная матрица. У нас ничего такого нет. У нас в руках лишь камерофон, который не ограничивает владельца только в одном: в выборе композиции. Снимок может быть неидеальным с технической точки зрения, но если он будет идеален композиционно, недостатки камеры не будут так заметны.

Композиция может выручить там, где пасует экспозиция: кадр темный, разумеется, но именно как кадр он весьма хорош

Нельзя сделать мобильником идеальный кадр, но можно делать хорошие. Вряд ли получится хороший портрет, но зато у фотографа может не оказаться аппарата, а камерофон — вот он, всегда под рукой! Не имея возможности раздвигать пределы съемки, мы получаем другое важное преимущество: снимаем там, где нравится, и так, как нравится. Красивых кадров полно везде, но никому не приходит в голову, например, фотографировать фактуру на стенах станций метро, а уж на улице доставать аппарат чаще всего просто лень. Поэтому главный навык мобильного фотографа — умение смотреть по сторонам и действовать быстро, когда это требуется. Не пытайтесь конкурировать с большими камерами, играя на их поле по их правилам. Делайте свое дело в тех местах и в те моменты, когда фотографы не делают ничего, потому что аппарат в рюкзаке/чехле/кармане. Просто соблюдайте несколько правил. Давайте повторим их еще раз. Меньше движения. Больше света. Только крупные детали. И держите глаза открытыми.

Напоследок для общего сведения: уже известны прецеденты, когда за снимок, сделанный камерофоном, редакции вполне солидных изданий отваливали автору вполне солидные деньги. Именно потому, что снимок оказывался единственным. Это вовсе не означает, что немедля и повсюду следует хвататься в первую очередь за телефон, если под рукой есть нормальная камера. Но если ее нет...

Баланс желтого

В цифровых фотоаппаратах присутствует настройка баланса белого. Во многих камерофонах такой настройки нет, вместо этого они упорно самонастраивают баланс желтого, синего, зеленого, какого угодно, но не белого цвета. К счастью, в современных камерофонах он все-таки настраивается. Конечно, ни о какой ручной регулировке «по белому листу» нет и речи, но даже предустановленных режимов хватит, чтобы чуть подправить картинку. Подскажите камере, какой вы используете цвет. Вы не получите идеальной цветопередачи от этой матрицы и четких полутонов от этого объектива, но белый должен быть белым. А черный — черным. Если это не так, придется менять параметры снимка с помощью Photoshop.

Фонарик

Некоторые мобильники оборудованы вспышкой. Впрочем, точнее будет сказать, что это не вспышка, а светодиодный фонарик. Подсветка. Нужна она, чтобы выправлять съемку в контровом свете. Фотографировать с этой подсветкой в темноте можно только что-то очень малоподвижное, и не далее чем с метровой дистанции. Отключайте фонарик всегда, когда им не требуется осветить тропинку в ночном лесу. Исключение, как уже говорилось, — съемка на ярком солнце, или когда окно — за спиной объекта. Помните, мощности встроенной вспышки достаточно лишь для освещения объектов в радиусе одного метра от объектива камерофона. Исключение составляют единичные модели, в которые встроена ксеноновая «пыха», — маленькая, но на пару-тройку метров она темноту пробивает. Но даже для этих пока почти исключительных случаев остается в силе требование к статичности объекта: движение все равно окажется смазанным.

Фотоаппарат и камерофон — две разные вещи

Самый главный недостаток мобильных камер — не маленькие матрицы, а очень компактные объективы

Множество удачных фото с мобильника были испорчены грязью на объективе

Уменьшив дистанцию до объекта вдвое, вы увеличите его освещенность в четыре раза

Что остается от деталей при съемке камерой мобильного телефона, все вы не раз видели

В вашем мобильнике возможна экспокоррекция? Пользуйтесь ей

Оптический зум в телефонах придуман врагами фотографов. Изобретателей же цифрового зума следовало бы казнить вслед за автором идеи караоке

Ваш снимок может быть неидеальным с технической точки зрения, но если он будет идеален композиционно, недостатки камеры не будут так заметны

Делайте свое дело в тех местах и в те моменты, когда фотографы не делают ничего






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.