Записки Symbian-инсайдера о недалеком будущем

Будущее. Абстрактная категория, которую человек регулярно пытается вычислить или хотя бы предсказать. Но никак не ухватить за хвост верткую реальность! Мудрый Уинстон Черчилль сказал однажды, что талант политика — это умение предсказывать события на дни и годы вперед. А потом — объяснить, почему этого не произошло.

Однако это сказано было про общественные отношения. С технологиями дело обстоит менее туманно. Их будущее куется за высокими заборами корпораций и подчинено строгому, четко регламентированному плану. Главная цель планирования — осчастливить нас, потребителей, новым гаджетом или технологией. А уж как они изменят наши судьбы — это нам решать.

Хорошо спланированное будущее устройств и технологий все-таки остается будущим. Тщательно скрываемым и оберегаемым до поры до времени. Чтобы в назначенное время Ч выстрелить, подобно висящему на стене ружью, поразить покупателя и конкурентов. И пока этот час не наступит, завеса неизвестности сгущается почище, чем в политике. Заглянуть под эту завесу норовят многие. Независимые аналитики, специализированные «гаджетоориентированные» сайты, блогеры-одиночки. У каждого — своя картинка того, что ожидает нас. Каждый, ссылаясь на «достоверные источники внутри компании», убеждает нас в том, что только он — держатель истины в последней инстанции. А остальные бессовестно лгут. И этот нестройный хор пророков создает необходимый для эффектного появления новинки ажиотаж. Создатели новинки посмеиваются, глядя на это дело. Когда же технологическое будущее является во всей красе, становится ясно, что большинство шаманов напророчили совсем не то.

Так неужели нет способа хотя бы одним глазком взглянуть на зарождающееся будущее? Конечно же, есть! Для этого просто нужно стать тем самым «достоверным источником внутри компании». Стать инсайдером, который, в отличие от большинства доморощенных пророков, обитает по эту строну забора. И не просто видит будущее, а принимает участие в его создании.

Фасад Symbian Foundation зазывает разработчиков подчеркнуто демократичным дизайном

 

Welcome inside!

Сразу оговорюсь: далеко не все компании рады инсайдерам. Выпуская коммерчески успешный продукт, компании заботятся, чтобы конкуренты не опередили их в гонке за главным призом в виде гигантской прибыли и толп фанатов в придачу. Поэтому, набирая сотрудников, они проверяют их на лояльность лучше любого полиграфа. Чтобы новоиспеченный инсайдер, уходя домой, не унес за забор немного спайса, который покажет миру тщательно скрываемое будущее. Лояльность инсайдеров поощряется высокими заработками и сотнями строчек мелким шрифтом в их контрактах.

Подход этот работает. За примерами далеко ходить не нужно. Компания Apple, мастерица ткать завесу тайны, железной хваткой держит работающих на нее умельцев. А ее PR-служба проводит тщательно спланированные «утечки» информации, подхватываемые околояблочными СМИ, которые превращают их в полноводную реку домыслов. Результат этих PR-атак — армия идолопоклонников, выстраивающаяся у сверкающих яблочных храмов в день, когда будущее «is coming».

Концентрация усилий «за закрытыми дверями» — проверенная годами техника. Достаточно вспомнить ВПК любой страны. Но время продемонстрировало жизнеспособность совершенно иного подхода. Оказалось, что открыть карты при разработке технологий не менее эффективно, чем прятать их в рукаве. Успех Linux — это успех сообщества open source. И будущее, которое рождается при этом, открыто для всех. Оно осязаемо. Любой способный специалист может изменить его в лучшую сторону. Потому что каждый шаг, приближающий будущее, оценивается всеми, кто над этим будущим трудится. Любая задача обрастает путями ее решения и массой сопутствующих предложений.

Путь к такому будущему нелегок и может состоять из тысяч шагов, которые нужно сделать по сотням тропинок. Коллективный разум (это еще баснописец Крылов неоднократно доказывал) — вещь мощная, но жутко несогласованная. И решиться на его использование способен не каждый.

Symbian решилась. Закрытая до недавнего времени платформа самой большой армии мобильных устройств ощутила, что зашла в технологический тупик. И выйти из него ей поможет соединенная дивизия инсайдеров, открыто обсуждающих и формирующих ее будущее. И узнать о том, каким оно видится, а может (чем лукавый не шутит) и поучаствовать в его создании, можно лишь став одним из команды Symbian-разработчиков.

План открытого наступления

КАК я стал Symbian-инсайдером — отдельная песня. Важнее понять, ЗАЧЕМ я им стал. Ответ прост — just for fun. Забавы и любопытства ради. Так люди любят заходить на завод, который работает по неведомым им законам. Все ужасно непонятно, но так завораживающе интересно!

Конечно, обратиться с просьбой о приеме в инсайдеры к самому главе Symbian Тиму Холброу (Tim Holbrow) в его twitter было довольно нахальным деянием. И где-то я его понимаю, когда он смаршрутизировал меня к своему коллеге Дэвиду Вуду (David Wood), который выслушал меня и не отказал в просьбе. Так я и стал обладателем инсайдерской учетной записи, своеобразной «green card», позволяющей смотреть на все, что мне интересно внутри Symbian Foundation, спрашивать о тенденциях развития платформы многочисленные команды ее разработчиков и... НЕ участвовать в разработке. Потому что для получения статуса разработчика я должен был бы превратиться в фирму, населенную программистами. Именно такие фирмы и составляют команды developers, которые трудятся на разных фронтах открытого Symbian-наступления. Трудятся вроде бы разрозненно, но это только видимость. На самом деле над ними трепещут флаги генерального плана развития платформы. Основные его этапы были рассмотрены в одном из предыдущих номеров, и если я упомяну их, то лишь с целью напомнить об очередном запланированном шаге.

Именно так: частные народные умельцы в командах такого уровня не значат ничего, или почти ничего. Чтобы влиться в число разработчиков Symbian как частное лицо, нужно быть поистине Эйнштейном программирования. Или хотя бы Альфредом Данхиллом маркетинга. В противном случае вас, конечно, не пошлют противолодочным зигзагом, и даже, возможно, выслушают. Но очень, очень вряд ли примут ваше мнение к сведению. И уж тем паче не включат в патентуемый состав. Впрочем, чем электронные черти не шутят, — пробуйте!

Дэвид Вуд — один из руководителей Symbian Foundation (Catalyst Futurist — как вам должность?!) и мой «пропуск» на кухню объединения

Разработчики открытой платформы Symbian поставили перед собой трудную задачу. Превратить хорошую, проверенную временем, закрытую коммерческую операционную систему в открытую платформу, способную держаться на плаву в бурное время финансовых потрясений и происков конкурентов.

Платформа эта должна быть:

максимально полной, что означает создание такого комплекта программ и описывающей документации, который позволит независимому разработчику создать новое устройство на базе Symbian, начиная от его аппаратных компонентов и заканчивая интерфейсом пользователя;

конкурентоспособной, то есть предоставляющей возможность формирования целого набора Symbian-устройств разных классов, которые станут лидирующими в плане технологических инноваций;

совместимой, значит обеспечивающей выполнение любых программ, созданных самыми разными программистами на любых устройствах, созданных самыми разными производителями;

открытой, сделанной людьми для людей, свободной для использования и развития.

Задачка, как видно из условия, нелегкая. Попытка накормить толпу людей пятью хлебами в сравнении с ней — дешевый трюк. Но если разделить ее на небольшие задачи и сконцентрироваться на их решении в последовательные моменты времени, то успех не заставит себя ждать.

Обложка черновика плана развития платформы Symbian. Свежее не бывает

Тут, как мне кажется, разработчики сделали совершенно правильный шаг. Всем нам он знаком под названием «зачем изобретать велосипед». Действительно, к чему разрабатывать с нуля ядро Symbian, если существующее проверено временем и успешной работой на сотнях устройств. Мощная 32-разрядная архитектура, отлично реализованная работа с памятью и настоящая вытесняющая многозадачность. Не каждая современная мобильная платформа может похвастать таким арсеналом. Так пусть она и останется скелетом, на котором нарастет все остальное. Конечно, чтобы нарастание шло лучше, код ядра Symbian будет открыт (предполагаемая дата — осень нынешнего года). Такой шаг позволит программистам лучше понять особенности его работы, а может и предложить улучшения.

А вот на чем действительно стоит сосредоточиться, так это на обертке, фантике, лице платформы — на пользовательском интерфейсе (UI — User Interface). С которым рядовой пользователь сталкивается каждый день.

Вряд ли открою секрет, если скажу, что UI Symbian устарел еще лет пять назад. Ориентированный на эффективное выполнение бизнес-операций, адаптированный под несенсорные экраны смартфонов и не требующий для своих эффектов повышенной вычислительной мощности, он уже давно плетется в хвосте более удобных решений. Возьмем, например, нынешнего Symbian-флагмана, коммуникатор Nokia N97. Концентрат технологий растворяется в медлительной путанице и неочевидности графической оболочки, которую насильно заставили работать с сенсорными экранами. Не спасает даже поддержка модных ныне виджетов. Концерн Symbian до сих пор расхлебывает последствия отказа от изначально сенсорного интерфейса ОС EPOC.

XML? XUL? QML?

Какой язык ляжет в основу описания интерфейса Direct UI? Этот вопрос открыт для дискуссии в форумах разработчиков Symbian Foundation. Мейнстримом сейчас является использование различных спецификаций XML. Именно они, вместе с HTML5, «рисуют» сейчас интерфейсы в так называемых webOS. Достоинства налицо: визуальный образ своей программы может сделать любой, кто хоть немного знаком с web-программированием. Но какая из XML-нотаций будет жить в Symbian? Может, XUL, которую поддерживает открытый проект Mozilla? А может, QML — встроенный в Qt язык описания элементов интерфейса? Прелесть open source в том, что можно выбрать лучшее.

Посему основной план развития платформы Symbian^X касается именно модернизации интерфейса пользователя. И затрагивает он не только юзабилити, но и способность поддерживать современные высокопроизводительные технологии работы с графикой.

Как же выглядит план покорения экранов мобильных устройств Symbian^X? В таблице ниже представлены даты и шаги этого победного шествия.

Версия платформы Год реализации Особенности реализации пользовательского интерфейса Symbian^2 конец 2009 — начало 2010 — поддержка настройки рабочего стола пользователя, с возможностью включения в него таких динамических объектов, как виджеты и интернет-контент;— поддержка различных форм-факторов устройств (настраиваемая поддержка разной разрешающей способности экранов) и методов ввода данных (несенсорные и сенсорные экраны);— geo-tagging — поддержка среды, ориентированной на текущее местоположение пользователя Symbian^3 середина 2010 — поддержка высококачественной графики пользовательского интерфейса: применение слоев, полупрозрачности окон приложений и анимированных переходов между ними;— интеграция с высокопроизводительной сетевой архитектурой платформы, позволяющая просматривать потоковое видео в формате HD и поддерживать высококачественную VoIP-телефонию;— поддержка файловой системой платформы размеров файлов свыше 2 Гб для возможности просмотра полноформатного HD-видео Symbian^4 конец 2010 — внедрение Direct UI — полностью обновленного пользовательского интерфейса, ориентированного только на сенсорные устройства;— внедрение Qt, как основной среды поддержки графики;— разработка SHAI (Symbian Hardware Abstraction Interface) — уровня поддержки аппаратуры, обеспечивающей простую поддержку новых видов аппаратных средств для мобильных устройств

В СССР были пятилетки, а в Symbian Foundation — полугодовки. Именно столько предлагается времени для смены одной платформы Symbian^X другой

Очевидно, что планы Symbian Foundation по «интерфейсизации» своей платформы глобальны и облачены в форму блицкрига. Первый этап работы по их реализации ведется довольно успешно. Ведь в новинках производителей, базирующихся на Symbian (в основном это, конечно же, Nokia), присутствуют и виджеты, и geo-tagging, и поддержка как сенсорных, так и обычных экранов. Разных форм-факторов и разрешений. Этап этот можно назвать предварительно-эволюционным, поскольку он не затрагивает глубинной сути пользовательского интерфейса Symbian, существующего уже добрый десяток лет. А чтобы реализовать те визуальные эффекты и поддержку HD-контента в Symbian^3, а уж тем более поддержку революционного (для Symbian) таинственного пользовательского интерфейса Direct UI, требуется решительная «смена руководства». И она уже происходит! Говорю вам это как Symbian-инсайдер.

Легенда о доблестном рыцаре Avkon’е, Или Импорт демократии

В стародавние времена в далекой коммерческой стране Symbian жил доблестный рыцарь Avkon. Замок его находился аккурат над владениями главного властителя Symbian — ядра операционной системы. Avkon полностью подчинялся ядру и покорно выполнял все его указания. Много лет верой и правдой он нес свет пользовательского интерфейса Symbian владельцам смартфонов. И те, в благодарность за его юзабилити и непритязательность к аппаратным средствам, платили ему преданностью, меняя старые Symbian-устройства на новые.

Нет, не мастер писать я рыцарские романы. Скажу может не так цветисто, но более точно: известная нам коммерческая платформа S60 базируется на пользовательской среде, именуемой Avkon.

Элементы интерфейса Avkon хорошо знакомы как разработчикам S60-программ, так и многочисленным пользователям смартфонов

У интерфейса Avkon некоторое время был брат-революционер Qikon. Был он революционером (что среди рыцарей встречается крайне редко), поскольку — непутевый — поддерживал сенсорные экраны. А был, потому что погиб в доблестном бою за свое королевство — платформу UIQ, известную нам по сенсорным вариантам смартфонов Sony Ericsson.

На самом деле и Avkon и Qikon — всего лишь классы объектов и методов, предоставляемые разработчикам программ для S60 и UIQ подсистемой ядра Symbian OS, именуемой Uikon. Используя ее абстракции, программисты могли создавать графическую основу своей программы, а с помощью классов Avkon и Qikon — приспосабливать ее к несенсорным (Avkon) и сенсорным (Qikon) экранам.

Из школьного курса истории мы знаем, что феодализм с его рыцарскими замашками не выдержал конкуренции более гибких политических течений. И дни королевства Uikon-Avkon-Qikon сочтены. Хотя последние вздохи его еще слышны. В ныне действующей платформе S60 5th Edition братья-рыцари объединили свои усилия в поддержке сенсорных экранов и множества программ, написанных для несенсорных Symbian-смартфонов. Они, конечно же, сдадут позиции новым тенденциями в пользовательском интерфейсе, но в памяти пользователей навсегда останутся эпохой расцвета Symbian.

«Последний вздох» интерфейса Avkon происходит на устройствах, поддерживающих платформу S60 5th Edition

Qt выходит на Orbit’у

В политологии есть такое понятие — «экспорт политического строя». Берется политически отсталая банановая республика, к которой привинчивают, приколачивают и приклеивают режим разнузданной демократии. И вот она одним махом прыгает из феодально-кочевнического строя в светлое будущее. Утопия, понятно. Если учесть, что в итоге обычно происходит или отторжение инородного режима, или он принимает уродливые феодально-демократические формы. В мире технологий подобные попытки «скрестить ужа с ежом» происходят сплошь и рядом, причем куда более успешные. Прогресс без таких селекционерских изысков просто невозможен.

Команда Symbian Foundation тоже решила не мудрствовать лукаво и сменить феодальный строй рыцаря Avkon на демократический режим. Имя которому Qt. Да, тот самый кроссплатформенный framework, который норвежская компания Qt Software (ранее Trolltech, а еще ранее Quasar Technologies) реализовала в варианте open source почти для всех платформ, включая все Unix-подобные системы, MacOS и даже Windows.

Логотип компании Qt Software, как рыцарский щит, несет в себе девиз

Разработанная на классическом C++, эта объектно-ориентированная среда стала прекрасной закваской для множества замечательных пользовательских интерфейсов, среди которых и K Desktop Environment (KDE), и мобильная Qtopia. В случае ядра Symbian, также базирующегося на C++, импортирование такого политического советника является наиболее правильным шагом. Проверенный временем, нетребовательный к ресурсам и богатый различными компонентами пользовательского интерфейса и сетевых служб Qt будет удачной прослойкой между ядром и новым UI. Но каким? Что готовит пользователю мобильных гаджетов (который, как известно, любит глазами и пальцами) Symbian Foundation?

Вот тут на орбиту выходит Orbit. Нет, к рекламе с белозубыми улыбками он никакого отношения не имеет. Orbit — это коллекция дополнительных библиотек, работающих на этаж выше Qt. Именно их Symbian Foundation пророчит на смену привычным всем смартфоновладельцам многочисленным меню старины Avkon’а. И именно Orbit стает первым решительным шагом Symbian^X к парадигме ее интерфейса Direct UI.

Что же таится в библиотечных коридорах Orbit? Скупой строкой эту надстройку можно описать так:

1. Это уровень пользовательского интерфейса, базирующийся на объектах среды Qt, включающий более 50 графических компонентов, оптимизированных для использования в мобильных устройствах самых разных конфигураций.

2. Это набор программных модулей, управляющих разнообразными методами ввода информации. Конечно же, в первую очередь это сенсорные технологии. Но поддерживаются также и традиционные кнопочно-джойстиковые системы.

3. Это программные модули, поддерживающие тактильную обратную связь и управление мобильным девайсом с помощью жестов (пресловутый айфоновский мультитач из этой породы).

4. И последнее. Это сработанный на совесть SDK — инструментарий разработчика, включающий кучу API-функций для доступа к перечисленным выше возможностям.

Как говорится, заверните, беру.

Библиотеки Orbit собраны в коллекции, которые в свою очередь содержат разные компоненты. Все разложено по полочкам

Несмотря на то, что Orbit живет практически на верхушке слоеного пирога архитектуры новой платформы Symbian^X, он имеет лазейку к самому ядру, поскольку для поддержки всех красивых возможностей этого пользовательского интерфейса требуется аппаратное ускорение графики. Речь идет о технологии OpenVG, становящейся стандартом де-факто среди разработчиков мобильных устройств.

Имея на руках Orbit, любой разработчик получает возможность разработать устройство, пользовательский интерфейс которого хорошо подогнан как под «железо», так и под конкретные чаянья потребителя. А тот факт, что Orbit будет распространяться под эгидой лицензии LGPL версии 2.1, говорит о том, что в случае появления новой аппаратуры или новых чаяний этот интерфейс легко модифицировать.

Единственное, чего не умеет Orbit — это поддерживать множество S60-программ, написанных для старины Avkon. Никакой совместимости вниз. И именно в этом смысле платформе Symbian^X придется начать жизнь с чистого листа.

Direct UI. Прямая и явная угроза

Любой альпинист скажет, что стоять у подножия вершины и находиться на вершине — два совершенно разных ощущения. Используя свои инсайдерские возможности, я, как проводник-шерп в Гималаях, провел вас по крутому склону открытой платформы Symbian, попутно показывая открывающиеся замечательные перспективы.

Настала пора ступить на вершину. На уровень, который каждым своим пикселем радует пользователя, чутко реагирует на его прикосновения и жесты и благодарно подрагивает тактильной обратной связью. На уровень, с которым связывают понятие удобства и юзабилити любого мобильного устройства в целом. На уровень интерфейса пользователя.

В Symbian^X этот уровень во всей красе должен появиться в четвертой редакции. И называется он Direct UI.

Парадигма интерфейса Direct UI базируется на понятных пользователю действиях и... программной среде Qt

Direct UI — это скорее парадигма, которая определяет то, как максимально эффективно использовать потрясающие возможности уровней Qt и Orbit. С одной стороны, эта парадигма должна позволить пользователю обращаться к информации и сервисам мобильного устройства наиболее эффективно и просто (отсюда и слово Direct в названии), с другой стороны, она заставит разработчиков Symbian^X-программ по-новому взглянуть на процесс проектирования своих детищ. Ведь Direct UI не навязывает им, подобно Avkon, никаких ограничений.

Спецификация Direct UI подчеркивает его прямолинейность. «Коснитесь экрана, чтобы активизировать выбранную функцию. При этом не используйте никаких двойных щелчков (щелчок — выбрать, щелчок — подтвердить выбор). Кроме того, управление по умолчанию не сфокусировано ни на каком из объектов. Фокус появляется только при выборе какого-либо объекта». Вот так. Все просто. Не революционно по нынешним touch-временам. И по сравнению с платформой S60 — это гиперсветовой прыжок.

Интерфейс Direct UI — это набор доступных пользователю по умолчанию приложений, находящихся на вершине платформы Symbian

Однако Direct UI — не только красивая парадигма. Это еще и набор полностью переписанных базовых приложений, поставляемых с устройством. Список их уже сейчас внушителен и продолжает пополняться. Таким образом, разработчик может реализовать в своем устройстве собственный вариант Direct UI с определенным набором программ. Но при этом парадигма, узнаваемость интерфейса в разных устройствах разных производителей будет полная.

Вот далеко не полный перечень переписываемых в рамках Direct UI программ:

— Карты/Местоположение (Location);

— Фотогалерея (Photos);

— Музыкальный плеер (Music player, voice recorder);

— Видеоплеер (Videocenter);

— Мобильное ТВ (Mobile tv);

— Радио (Radio);

— Контакты (Contacts);

— Календарь и планировщик (Organizer);

— Сообщения и почта (Messaging and e-mail);

— Интернет (Web);

— Поддержка технологий Flash и Java.

Кто хорошо знаком с платформой S60, без труда заметит, что изменения коснутся фактически всего предустановленного в этой платформе набора программ. Кроме того, специально по «просьбе» компании Nokia (владельца Qt Software с 2008 года) в состав Qt включены уровни, которые «обертывают» множество API-функций старой платформы Symbian и динамически транслируют их в функции, понятные Orbit и программам Direct UI. Этот шаг позволяет не оттолкнуть многочисленных разработчиков S60-программ, столкнувшихся с необходимостью переучиваться.

Symbian Horizon — море программ до горизонта

Это не App Store. И даже не магазин Ovi от Nokia. Это свежеиспеченный Symbian-магазин Horizon! Платформа еще не оперилась, устройств на ее основе пока нет, но уже можно писать и выкладывать на полки Horizon свои программы. Дерзкий шаг? Возможно. Но кто не рискует, знаете ли...

Управляющим в магазине Horizon работает симпатичный, похожий на старину Бендера, робот. Очередная шпилька Android’у?

О, этот дивный, чудный мир...

Нелегкая доля инсайдера — наблюдать и делать выводы. Пытаться среди вороха технической документации, проектов, roadmap’ов и кусков кода увидеть то будущее, которое рождается в недрах обновленной дружной семьи Symbian Foundation.

Однако труд этот компенсируется возможностью живого общения с людьми, творящими это будущее. И они говорят о нем не сухими фразами документации, а ярко и эмоционально.

Поэтому закончить наше путешествие по закоулкам Symbian хочу словами одного из разработчиков (Symbian Foundation Community Member), который на мой вопрос «Уверены ли Вы, что слоеный пирог Qt-Orbit-Direct UI победит, ну, например интерфейс iPhoneOS от Apple?» ответил: «Один, очень удобный и комфортный, но ОДИН интерфейс — это замечательно, если вы такой гигант, как Apple. Apple монопольно управляет своим программным и аппаратным обеспечением, каналами дистрибуции и фактически полностью контролирует свой магазин App Store. И, в принципе, это здорово для потребителя, и это доказывается успешностью iPhone. У Symbian Foundation совершенно другая цель. Мы должны дать возможность широкому кругу разработчиков стать успешными с нашей платформой. Для производителей устройств успех заключен в разнообразии, а не попытке быстрого получения прибыли. День, когда все мобильники будут выглядеть одинаково, а все инновации исходить из одного источника, будет самым печальным для потребителя днем».

Готов подписаться под этими словами.

От редакции. Эта публикация открывает периодическую рубрику под рабочим названием «Глазами инсайдера». Если все сложится так, как мы предполагаем, здесь будут регулярно размещаться, что называется, «вести с полей» разработки софта и железа. И вовсе не обязательно только из стен Symbian. Есть ведь и Google, и еще много кто... Словом, следите за обновлениями!

 

 

Ссылки  — Официальный сайт Symbian Foundation

 — Раздел разработчиков платформы Symbian (требуется регистрация)

 — Официальный сайт компании Qt Software

 — Блог Symbian Foundation, посвященный развитию UI-платформы Symbian^X






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.