Появление шлагбаумов

1.Первое упоминание о шлагбаумах (рогатках) в истории Руси

« В 16 день (октябрь 1660 г.) посланы государевы грамоты с стряпчим конюхом с Михаилом Фрязиным две в Смоленск к боярину и воеводе ко князю Борису Александровичу Репнину; одна об отпуске ис Смоленска в полк к боярину и воеводе ко князю Ивану Ондреевичу Хованскому пик долгих стрельцам в два приказа 500 человеком, салдатцкому полку 800 человеком и в надолбы пик же и тово строю мастера"

Враги не пройдут...

У постов выставили “рогатки” – связки толстых, с руку толщиной, веток - этакие противотанковые ежи, только из дерева…Неправы те многочисленные современные исследователи, которые проводят знак равенства между современным шлагбаумом и “рогаткой”, и не следует думать, что русские не знали, что такое шлагбаумы. Просто шлагбаумы хороши для современья, а тогда люди во множестве передвигались верхом: что для доброго коня перепрыгнуть горизонтальную балку ?

Рогатки же перекрывали проезд “насмерть”. Для сооружения рогаток применялись полупики, только этим можно объяснить массовое вооружение ими пехоты в 1659-60 гг.
Кроме того, немец Айрман бывший в России в 1666-1670 гг. в описании Москвы отметил:
"Внутри и ближе к городу виднеются многие тщательно приготовленные рвы, через которые устроены деревянные мосты и шлагбаумы. Кстати, в самом городе, где входишь в какую-либо улицу, сделаны всюду шлагбаумы, крепленые железом, а иные даже устроены на подобие испанских «всадников» (т.е. рогаток)".

 

2.Первый официальный шлагбаум

Конкретнее - в эпохе Петра I. Шлагбаумы на Руси наличествовали и до Петра Алексеевича, просто назывались с его точки зрения слишком уж просто - рогатка. Первый официальный шлагбаум в Петербурге появился в феврале 1720 года. В начале этого месяца Петр подписал Указ: "...При Санкт-Петербурге для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов сделать по концам улиц шлагбаумы, из казны выделили 200 рублей для устройства шлагбаумов, -12- которые опускались в 11 часов вечера и поднимались на рассвете. Для руководства деятельностью полицейского аппарата в 1720 г. было создано полицейское управление во главе с Генерал-полицмейстером. Вряд ли бизнесмены XVIII века получили благодаря этому указу большой объем казенных заказов: слишком мало в то время еще было в Петербурге улиц.
Караульщиками, то бишь дежурными при шлагбаумах, назначались простые обыватели. В случае невыхода караульщика к шлагбауму в день дежурства он объявлялся ответственным за все: "...Ежели в ту ночь учинится в тех местах воровство или убийство, оное взыщется на тех людях, равно со злодеями". Помимо борьбы с преступностью шлагбаумы до революции служили дополнительным источником дохода. Шлагбаумы, располагавшиеся на больших дорогах при выезде из города и на перегонах, останавливали проезжающих. Любители путешествовать платили шоссейный сбор, шедший на ремонт и содержание дорог.
В наше время автоматические шлагбаумы широко используются для ограничения проезда на охраняемую территорию и управления движением транспорта, конечно рогатками их назвать нельзя потому что у них отличные технические характеристики и качество.  






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.