Проблемы информатизации управления ТОиР электрических сетей

Современные новации в энергетике ставят перед сетевыми компаниями сложные задачи в сфере управления себестоимостью, в том числе эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР). Известно, что адекватная информационная поддержка процессов ТОиР возможна только в рамках единой информационной системы управления – ИСУ ТОиР. Приведем примеры проблем, известные нам из проектов внедрения ИСУ ТОиР, которые мы выполняем в сетях  на основе программного обеспечения TRIM.

Проблемы обучения

Негативный факт может быть в том, что пользователи системы из среднего и низшего звена загружены текущей работой, и относятся к обучению, как к повинности. Заказчик и подрядчик должны убедить пользователей, что благодаря использованию ИСУ ТОиР высвободится их время – т.е. указать на трудоемкие моменты из повседневной практики, на которые за счет автоматизации будет затрачиваться меньше времени.
Проблемы в обучении создает также разрыв между потребностями руководства в системе и отсутствием заинтересованности в ней у нижнего звена – например, из-за боязни "старого" специалиста потерять свой вес, так как его таинственная записанная книжка потеряет ценность. Поэтому должны быть разработаны меры мотивации персонала к работе в системе – использование премиального фонда, учет вовлеченности сотрудника в работу с системой при кадровых решениях, переориентация опытных специалистов с хранения и поиска ценной информации на неформализуемую деятельность по разработке оптимальных решений и т.д. 

Обучение проводится на фрагменте базы данных , то есть когда в систему еще не введено все оборудование. Это делается для того, чтобы выявить замечания по базе данных на раннем этапе. Кроме того, предприятие, чтобы сэкономить, значительную часть работы по наполнению базы данных берет на себя, и эта работа выполняется позже курсов обучения. В итоге, обучаемые на курсах видят в системе чужое оборудование, и от инструктора зависит насколько им удастся абстрагироваться от конкретного оборудования и сосредоточиться на функциях.

Текучесть кадров

Со временем, после обучения оказывается, что подготовленные сотрудники переместились или уволились. Поэтому необходимо иметь постоянно действующий тренажер, развернутый на предприятии, и непрерывно проводить на нем обучение новых сотрудников. Этому служит двухступенчатая система подготовки, которая обычно нами практикуется – специалисты НПП СпецТек обучают некоторое количество пользователей и инструкторов заказчика, а последние, уже на постоянной основе, занимаются обучением пользователей.

Проблема возникает если предприятие не может выделить достаточное количество сотрудников для функций инструкторов, к тому же они заняты множеством других обязанностей. На одного-двух инструкторов ложится роль обучения персонала в сетевых районах – собрать их всех в одном месте трудно, а самому инструктору объезжать все сетевые районы невозможно, так как он не может надолго оторваться от других своих обязанностей.

Проблемы развертывания системы

Проект усложняется из-за распределенности сетевой компании по территории и низкого качества каналов связи между офисом и сетевыми районами. Для того, чтобы удаленные пользователи не испытывали проблем с доступом к информации, приходится создавать распределенную базу данных (о ней см. на сайте www.trim.ru).

От подрядчика в данном случае требуется установить соответствующие программные модули, поддерживающие работу в распределенном режиме. А предприятие должно найти у себя или подготовить специалистов - администраторов сети TRIM, на достаточном уровне разбирающихся в технологии обмена данными.

В качестве канала, связывающего базу данных сетевого района с центральной базой данных, зачастую используется телефонный канал. Телефонных линий, как правило, мало, и днем они заняты, а сеансы взаимодействия между локальной и центральной базами данных проводить нужно. Поэтому, при участии заказчика, приходится организовывать новые каналы, использовать радиосвязь, сотовую связь, закупать оборудование.

Проблемы использования системы

Эксплуатация подсистемы нарядов и допусков предполагает, что сначала в ИСУ ТОиР создается работа как объект, а к ней привязывается наряд – пользователям бывает трудно привыкнуть к тому, что именно в таком порядке, а не наоборот. В состав наряда автоматически вписываются условия безопасности, которые извлекаются из базы данных по условиям безопасности с привязкой к оборудованию и работе. Проблема возникает, когда условий безопасности нет в готовом виде, и их приходится накапливать по мере эксплуатации ИСУ ТОиР, в ходе выполнения работ. При этом записи в базу несут на себе отпечаток исполнителя, вносившего запись, и не всегда другие пользователи могут точно понять, что имелось в виду. В данном случае требуется разработать строгий регламент ведения базы данных по условиям безопасности или другие меры.

Если выбор программного продукта для ИСУ ТОиР был сделан без учета потребностей ремонтной службы, то оказывается, что пользователи избегают работы в системе, по-прежнему опираются на электронные таблицы Excel, а в ИСУ ТОиР вводят данные кое-как, и время от времени. В итоге данные в системе приобретают фрагментарный характер, она становится бесполезной и ее использование прекращается. Здесь мы подошли к проблеме необходимой функциональности программного продукта, на основе которого создается ИСУ ТОиР. 

Функциональность программного продукта

Программное обеспечение ИСУ ТОиР представлено в России в том числе от российских разработчиков (НПП СпецТек, программный комплекс TRIM). Это специализированные программные продукты,  относящиеся к классу EAM (EnterpriseAssetManagement) или CMMS (Computerized Maintenance Management System). Важно, что не каждый разработчик может предложить отраслевое решение для сетевой компании на основе своего продукта. 

С инфраструктурной точки зрения продукт должен поддерживать единое информационное пространство для всех работающих в ИСУ ТОиР пользователей сетевых районов независимо от качества каналов связи. C функциональной точки зрения ключевыми возможностями продукта являются: 

паспортизация оборудования сетей
  • инструмент формирования дерева объектов сети должен обеспечивать достаточную степень детализации, многоуровневости учета, с возможностью группирования оборудования по районам, фидерам и т.д.
  • в ИСУ ТОиР каждая учитываемая единица оборудования привязывается к схемам сетей (нормальным, оперативным, поопорным, расчетным и т.п.); изображения учтенных объектов на схемах сетей используются как точки оперативного доступа к полным данным по каждому объекту - формулярам, узлам и запчастям, работам по ТОиР,  присоединенным к нему потребителям, паспортам, документации по объекту;
  • пользуясь взаимосвязью объекта и схемы, а также накапливая историю перемещений, можно в каждый момент времени определять место нахождения, техническое и эксплуатационное состояние каждой единицы оборудования;
  • из удаленных подразделений в единую базу данных стекается оперативная информация  - об изменении состава оборудования в районах сетей; об изменении схем сетей, передаются актуальные схемы, измененные параметры сетей и т.д.; обеспечивается согласованное ведение схем и описаний по одним и тем же объектам в разных службах;
  • в управляющем офисе централизованно формируется база нормативно-справочной информации по объектам учета и передается в удаленные подразделения.
управление надежностью энергоснабжения
  • в ИСУ ТОиР реализуется автоматизированное планирование ремонтов не только по календарю, наработке, но и по критерию важности оборудования, чтобы в первую очередь выполнять ремонт того оборудования, выход из строя которого достаточно вероятен по его состоянию и нанесет наибольший ущерб надежности работы всей сети;
  • в ИСУ ТОиР ведется контроль планирования и выполнения осмотров и обследований, автоматизируется сбор и анализ данных о дефектах, выявленных в ходе их проведения; анализ дефектов (повреждаемости) может быть проведен  в разных разрезах – в масштабе всей сети, предприятия,  района сети, филиала, отдельной подстанции, фидера, по виду оборудования и т.д.; это позволяет своевременно отреагировать на дефект, устранить его и предотвратить возможное отключение потребителей;
  • ведется электронный журнал регистрации отказов (повреждений), аварийных отключений; имеются средства автоматического анализа этого журнала на предмет состояния работ по устранению отказов,  отправки ремонтных бригад; система позволяет хранить и извлекать историю работ – объект, причины отказа (повреждения), длительность и исполнители работ, произведенные замены; автоматический анализ настроен на выявление объектов, нуждающиеся в первоочередном перевооружении – это позволяет обоснованно включать их в планы реконструкции для повышения надежности энергоснабжения;
  • для тепловых сетей ИСУ ТОиР обеспечивает информационную поддержку подготовки к отопительному сезону; весь необходимый объем работ готовится заранее (объект, наименование и содержание работы, привлекаемые ресурсы,  сроки, статус, связи между работами); сформированный массив данных каждый сезон можно использовать в качестве типового, к нему добавляются нетиповые работы; в итоге все необходимые к определенной дате работы будут запланированы, все требуемые для них ресурсы - предусмотрены; анализ хода выполнения работ может быть проведен в разрезе районов сетей, предприятий, филиалов; на основе поступающих в систему отчетов можно формировать сводные отчеты; в системе хранится и может быть оперативно извлечена справочная информация к тепловым комиссиям; аналогичный механизм формирования типовых ремонтных ведомостей реализуется в ИСУ ТОиР электрических сетей;
  • в ИСУ ТОиР формируется и поддерживается в актуальном состоянии база данных о правильном и безопасном выполнении работ по ТОиР, с привязкой к конкретным типовым работам; при выдаче наряда (распоряжения) на работу все условия ее выполнения автоматически попадают в наряд и распечатываются для выдачи исполнителям; тем самым снижается количество ошибок персонала при ТОиР, уменьшается число отключений потребителей по этим причинам;
  • по атрибутам данных о техническом состоянии оборудования можно выявить ближайшие ремонты до диагностики, с информацией о руководителях и исполнителях работ, провести поиск данных диагностики, предшествовавшей интересующему ремонту; в итоге повышается прозрачность ответственности участников ТОиР, что способствует снижению количества повторных отключений потребителей;
  • в ИСУ ТОиР доступна актуальная информация о наличии запчастей, материалов, оснастки, имеется возможность дозаказывать недостающие позиции с автоматическим учетом остатков;  минимизируется длительность отключения потребителей за счет сокращения времени подготовки ресурсов к аварийно-восстановительным работам.
управление издержками на ТОиР
  • имеется возможность сопоставлять потери от недопоставки энергии и ремонтные затраты, требуемые для предотвращения этих потерь, находить баланс между ними; имеется возможность выбирать допустимую стратегию ТОиР для разных групп оборудования – ремонт по отказу, предупредительное, прогнозируемое, замена оборудования, и обеспечивать работоспособность при минимально возможном уровне затрат;
  • в ИСУ ТОиР хранится история использования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), имеются возможности ретроспективного анализа и определения необходимого объема запаса ТМЦ для аварийно-восстановительных работ; объем закупок ТМЦ для планового ТОиР автоматически формируется непосредственно из графика ТОиР, благодаря информационной связи «работа – запчасть», с учетом остатков ТМЦ на складах; секвестирование плана работ ведет к автоматической коррекции плана закупок ТМЦ; в итоге устраняются необоснованные объемы закупок и складских запасов;
  • средства анализа истории ТОиР позволяют сравнивать ремонтную деятельность районов сетей, филиалов, предприятий по производительности персонала, трудоемкости работ,  анализировать несоответствия плановым значениям; имеется возможность анализа затрат на ТОиР в самых различных разрезах, интересующих ремонтную службу – с привязкой к виду оборудования, к местам его установки и т.д., что позволяет выявлять центры возникновения затрат и целенаправленно влиять на объемы издержек;
  • работы информационно связаны  со складскими данными, видны расхождения в складском и ремонтном учете, можно получать фактические данные по материально-ответственным лицам, контролировать обоснованность списания ТМЦ;
  • обеспечивается учет наработки – автоматически, путем конвертирования данных АСУ ТП об эксплуатационном состоянии оборудования, и при ручном вводе диспетчерских данных; автоматическое планирование ТОиР имеет опцию планирования и перепланирования по наработке, что дает возможность перейти на практике к циклам,  учитывающим достигнутые наработки по конкретным типам оборудования;
  • имеется модуль интеграции ИСУ ТОиР с системами диагностики, позволяющий автоматически получать данные о техническом состоянии; имеются средства предварительного ввода критических и аварийных значений параметров, а также средства автоматического мониторинга и визуального представления их текущих значений; имеется возможность коррекции плана-графика работ и плана закупок ТМЦ с учетом технического состояния;
  • хранится история взаимодействия с поставщиками ТМЦ, средства ее анализа  позволяют выявлять срывы и задержки поставок, изменения условий оплаты и цен, поставки некачественных ТМЦ.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.