Средства радиосвязи на судах внутреннего водного транспорта

Один из основных видов транспорта в России - водный. Естественные внутренние водные пути - реки и озера Волжского, Камского, Северного, Печорского, Енисейского, Обского, Обь-Иртышского, Ленского, Амурского и Восточно-Сибирского бассейнов вместе с искусственно созданными гидротехническими системами: каналом им. Москвы, Беломорско-Балтийским, Волго-Балтийским, Волго-Донским судоходными каналами, гидроузлами Волги и Камы - составляют более 100 тыс. км.

Эффективность и безопасность работы речного транспорта напрямую зависит от наличия и состояния средств управления и связи. Прием-передача, обработка и накопление необходимой информации на внутреннем водном транспорте (ВВТ) в настоящее время осуществляется бассейновыми системами связи, состоящими из подсистем проводной, радиорелейной и радиосвязи, которые посредством собственных и арендованных у Минсвязи и других ведомств линий связи объединены в единую систему связи. Одним из слагаемых этой системы, обеспечивающей безопасность судоходного процесса, является радиосвязь. В настоящее время единая система связи, включая радиосвязь, на внутренних водных путях находится в стадии реорганизации. Направления ее развития определены в принятой Минтрансом России в конце октября 2003 г. Концепции развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Радиосвязь на внутреннем водном транспорте осуществляется с помощью УКВ- и ПВ/КВ-систем, состоящих из определенного количества береговых и судовых радиостанций.


УКВ-радиосвязь
УКВ-радиосвязь на ВВТ является доминирующей благодаря большому количеству радиосетей, развернутых вдоль водных магистралей. С помощью береговых средств УКВ-радио-связи обеспечивается диспетчерское регулирование судоходного процесса и безопасный судопропуск в портах и гидросооружениях, ведется наблюдение за сигналами бедствия, передается путевая и гидрометеорологическая информация для судоводителей.
Необходимо отметить существенное отличие в распространении радиоволн в УКВ-диапазоне на внутренних водных и морских путях. Если на море дальность связи в УКВ-диапазоне определяется дальностью прямой радиовидимости, ограниченной естественной кривизной земной поверхности, то на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только в больших акваториях (водохранилищах, озерах). В подавляющем большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, которые препятствуют распространению радиоволн и тем самым затрудняют, а иногда и полностью прерывают радиосвязь. Если на море суда расходятся на достаточно большом расстоянии, то речные суда движутся и расходятся в непосредственной близости друг от друга и постоянно вынуждены согласовывать свои действия с помощью радиосвязи. Поэтому радиостанция для капитана речного судна такое же средство судовождения, как, например, штурвал.
В России УКВ-радиосвязь на речном транспорте осуществляется в диапазонах частот 300,0125-300,5125 и 336,0125-336,5125 МГц, которые разбиты на пронумерованные частотные каналы с интервалами 25 кГц. Каждый диапазон разделен на два поддиапазона. Поддиапазоны 300,0125-300,200 и 336,0125-336,200 МГц используются для оперативной симплексной связи (режим, при котором прием и передача осуществляются поочередно). Поддиапазоны 300,225-300,5125 и 336,225-336,5125 МГц используются для дуплексной связи с береговыми радиостанциями (режим, когда прием и передача, как в телефонии, осуществляются одновременно), а также для связи экипажа судна с абонентами АТС. Эти же частотные поддиапазоны могут использоваться предприятиями связи службы речного флота для организации транкинговой связи.


ПВ/КВ-системы и спутниковая связь
Радиосвязь на большие расстояния в районах, где затрудненно распространение радиоволн в диапазоне УКВ или с низкой плотностью населения (водные пути Сибири и Дальнего Востока) и неразвитой береговой инфраструктурой, обеспечивается на речном транспорте в основном с помощью ПВ/КВ-радиостанций. Альтернативой использования ПВ/КВ-оборудования являются средства спутниковой связи (абонентские терминалы, судовые земные станции) таких систем спутниковой связи, как Inmarsat, Globalsiar. Euteltracs. Этот вид связи получил довольно широкое распространение благодаря простоте установки и возможности использования как дополнение к существующей системе связи. Однако и тог и другой вид связи имеют свои недостатки.
Для того чтобы добиться через ПВ/КВ-канал качества связи, сравнимого со спутниковым, требуется более сложное проектирование сети и дополнительная установка оборудования, что соответственно требует более высоких капитальных затрат. Кроме того, скорость передачи данных и ПВ/КВ-канале ниже, чем в спутниковом, что вызывает некоторые ограничения при построении систем передачи данных, факсимильных сообщений, мониторинга. Недостатками спутникового канала являются высокие эксплуатационные расходы (абонентская плата, повременная оплата переговоров) и некоторые ограничения, влияющие на качество связи и возможность использования. Например, неустойчивая связь в приполярных районах страны у Inmarsat. Globalstar и недостаточная зона покрытия у Euteltracs.


Требования к сети радиосвязи
Общие требования к единой системе радиосвязи на внутреннем водном транспорте должны обеспечивать решение таких задач, как:
• обеспечение оперативной радиосвязи между судами и берегом по следующим видам звеньев при согласовании взаимных действий: "судно -судно", "судно берег". "берег - берег". Самые типичные случаи: согласование порядка расхождения и обгона, связь судов с диспетчерами портов, шлюзов, паромных переправ;
• обеспечение магистральной связи на большие расстояния:;
• своевременное оперативное оповещение в случаях бедствия судов и навигационных предупреждений;
• передача путевой и гидрометеорологической информации для судоводителей;
• возможность выхода радиоабонента в телефонную сеть общею пользования;
• возможность передачи данных и факсимильных сообщений;
• возможность мониторинга движения судов;
• возможность эксплуатации оборудования в условиях длительного воздействия механических и климатических дестабилизирующих факторов (для судовых средств);
• простота установки оборудования, ремонта и модернизации.

Кроме того, отдельные типы оборудования и судовые средства связи, применяемые в единой системе ВВТ. должны соответствовать:
• требованиям Госстандарта (безопасность и .электромагнитная совместимость) и Минсвязи России;
• требованиям Правил Российского речного регистра (РРР).

С 31 марта 2003 г. вступили в силу "Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП)", в которых регламентируется состав радиооборудования судов внутреннего плавания с классом РРР. В соответствии с этим документом, в зависимости от класса судна и организации связи, на каждом судне должно быть установлено следующее радиооборудование, обеспечивающее надежную и устойчивую связь судна с береговой радиостанцией в любом районе эксплуатации судна:
• главная УКВ-радиотелефонная станция (300,025-300.5 МГц), предназначенная для передачи н приема оповещений о бедствии, навигационных предупреждений, метеорологических прогнозов, медицинских, срочных и других сообщений, имеющих отношение к безопасности плавания;
• эксплуатационная УКВ-радиотелефонная станция (300,025-300,5 и (или) 336,025-336.5 МГц), предназначенная для передачи и приема служебных сообщений;
• носимая (портативная) УКВ-радиотелефонная станция (300,025-300.225 МГц), масса которой не превышает 1 кг;
• ПВ/КВ-радиостанция. работающая в диапазоне промежуточных и коротких волн;
радиолокационный ответчик.

Приобретение, регистрация и установка судовых средств радиосвязи
Вопросы приобретения и регистрации средств радиосвязи регулируются органами Государственной радиочастотной службы. Для приобретения радиостанций судовладелец должен обратиться в местный филиал радиочастотного центр;" федерального округа за получением разрешения на приобретение РЭС. Получив данное разрешение, судовладелец, обращаясь к поставщику оборудования по вопросу его приобретения, должен в заявке обязательно указать наличие индивидуального сертификата РРР на изделия, устанавливаемые на судах с классом РРР. При этом если комплектующие изделия, такие, как антенна, блок питания, не входят в комплект радиостанции, то они также должны быть одобренного Речным регистром типа и поставляться вместе с сертификатами РРР. Приобретя оборудование, судовладелец должен зарегистрировать его в местном филиале радиочастотного центра и получить разрешение на использование радиостанций.
Установка радиооборудования на судне должна выполняться по согласованной с Российским речным регистром рабочей (проектной) документации. Организации, выполняющие работы но разработке документации и ПОДВИЖНАЯ ивязь монтажу оборудования, должны иметь свидетельство о признании РРР на выполнение данных работ.Наличие индивидуальных сертификатов Речного регистра на оборудование проверяется инспекторами РРР в процессе согласования рабочей документации и при предъявлении выполненных монтажных работ, а также при всех видах освидетельствования судна.

Обзор российского рынка
В настоящее время основной парк судовых и береговых УКВ-радиостанций морально и физически устарел, радиостанции потихоньку доживают свой срок, ЗИПа нет, судовладельцы находят выход из положения, снимая необходимые запасные части с судов, не выходящих в навигацию.
Значительную часть парка судовых и береговых УКВ-радиостанций на речном транспорте до сих пор составляют радиостанции семейства "Кама" Запорожского радиозавода "Спутник": "Кама-Р", "Кама-С", "Кама-П", "Кама-РМ", "Кама-РБ". Радиостанции этой серии были изготовлены еще в 1970-80 гг. В 1997 г. радиозавод "Спутник" прекратил свою деятельность.
Первыми на потребности речного флота откликнулись отечественные производители. С 1997 г. на Зеленоградском заводе "Компонент" начался серийный выпуск радиостанций серии "Река": стационарной 4-канальной радиостанции "Река-С" и симплекспо-дуплексной радиостанции "Река-СД" (в настоящее время эти радиостанции сняты с производства. - Прим. ред.).
В 1998 г. на российский рынок вышел еще один отечественный производитель средств УКВ-радиосвязи для речного транспорта - компания "Сан-тэл" - с радиостанциями серии "Гранит": стационарной "Гранит-24" и носимой " Гранит- Р44".
Первые зарубежные радиостанции для эксплуатации на судах внутреннего плавания появились в 2001 г. - это стационарная GM-350 и носимая GP340 радиостанции фирмы Motorola. В том же году проходит ведомственные испытания и получает допуск Речного регистра стационарная радиостанция "Радиома-300" производства компании "Радиома" (сборка на базе комплектующих фирмы Tait).
В 2002 г. получают допуск РРР стационарные радиостанции "Магнетрон-РРЗОО" Уфимского завода микроэлектроники "Магнетрон" и "Дельта- РД" Конструкторского бюро радиосвязи (Украина). В 2003 г. получают сертификат Речного регистра носимые радиостанции Т5020 компании Tait и TW-80 компании Saracom.

Таблица 1. Стационарные УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания

Название модели Motorola GM-350 Радиома-300 Магнетрон-РРЗОО Гранит-24 Производитель Motorola Technology 000 "Радиома" ЗАО "Уфимский завод микроэлектроники "Магнетрон" ЗАО "Сантэл" Сертификат одобрения (допуск) РРР 44-11.1-06 (от 22.02.01) 121-11.2-06 (от 17.01.03) 98-11.1-06 (от 27.03.02) 24-11-06 (от 08.12.99) Диапазон частот, МГц 300-345 300,0125-300,5125/ 336,0125-336,5125 300,025-300,500/ 336,025-336,500 300-337 Шаг сетки частот, кГц 25 25 25 25 Количество каналов 128 42 27 99+1 Мин./макс. мощность передатчика, Вт 1/15 1/15 1/10 5/20 Чувствительность приемника, мкВ, не более 0,35 0,35 0,5 0,23 Избирательность по соседнему каналу, дБ -70 -75 -75 -70 Диапазон рабочих температур, "С -25...+55 -30...+60 н/д -30...+50

На основе данных производителей и поставщиков оборудования в табл. 1 и 2 приведены краткие технические характеристики УКВ-радиостанций, одобренных Российским речным регистром к применению на судах речного флота. Данное оборудование также может использоваться и в качестве береговых радиостанций.

Таблица 2. Носимые УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания

Название модели Motorola GP-340 Т5020 TW-80 Гранит-Р44 Производитель Motorola Technology Tait Europe Saracom ЗАО "Сантэл" Сертификат одобрения (допуск) РРР 43-11.1-06 (от 22.02.01) 121-11.2-06 (от 17.01.03) 163-4.18.1-06 (от 29.08.03) 19-11.2-08 (от 18.05.98) Диапазон частот, МГц 300-350 300,0125-300,5125/ 336,0125-336,5125 300,050-300,500/ 336,050-336,225 300-337 Шаг сетки частот, кГц 25 25 25 25 Количество каналов 16 350 65 99+1 Мощность передатчика, Вт 1/2(4) 1/2(4) 0,5/2 0,5/2 (4) Чувствительность приемника, мкВ, не более 0,25 0,25 0,2 0,2 Избирательность по соседнему каналу, дБ -70 -70 -76 -70 Диапазон рабочих температур, "С -25...+55 -30...+60 н/д -25...+40 Вес с АКБ, г 500 495 н/д 420 Габариты, мм 137x57,5x40 150x62x44 н/д 112x54x37

Картина с рынком средств радиосвязи ПВ/КВ-диапазона примерно такая же: выбор оборудования очень ограничен. В табл. 3 на основе данных изготовителей и поставщиков приведены краткие технические характеристики ПВ/КВ-радиостанций.

Таблица 3. ПВ/КВ-радиостанции, предназначенные для применения на судах внутреннего плавания

Название модели Icom IC-78 Радиома-ПВ Yaesu System-600 (FT-600) Furuno FS-1503 Furuno FS-1562-15125 Производитель ICOM ООО "Радиома" Vertex Standard Furuno Electric Furuno Electric Сертификат одобрения РРР 86-11.1-06 (от 19.01.02) 120-11.1-06 (от 17.01.03) 26-11.1-06 (от 17.12.99) 158-4.18.1-06 (от 21.07.03) 69-11.1-06 (от 14.09.01) Диапазон частот, RxTx, МГц 0,03-30/1,6-30 0,5-30/1,6-27,5 0,05-30/1,8-30 0,1-29,9/1,6-27,5 0,1-29,9/1,6-27,5 Виды модуляции USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM Количество каналов 100 1136 100 199 199 Мощность передатчика, Вт 100 150 100 150 150/250 Чувствительность приемника (в режиме USB), мкВ 0,5 0,5 1 0,5 0,3 Избирательность по соседнему каналу, дБ -70 -70 -70 -70 -70 Диапазон рабочих температур, °С -10...+60 -30...+60 -10...+50 -30...+70 -30...+70 Вес, кг 3,8 4,5 4,5 5,7 5,7 Габариты, мм 240x95x239 240x94x238 244x104x286 305x112x283 303x115x300

В настоящее время основную часть парка оборудования ПВ/КВ-диапазона российского речфлота составляют отечественные устаревшие радиостанции семейства "Ангара". Из зарубежного оборудования наиболее известна судовладельцам ПВ/КВ-радиостанция Yaesu System-600 (FT-600) производства фирмы Vertex Standard. Данная радиостанция стала первой ПВ/КВ-радиостанцией, получившей в 1999 г. допуск РРР, и успела завоевать популярность среди судовладельцев за счет своей надежности. Конкуренцию ей составила радиостанция IC-78 производства фирмы ICOM, одобренная РРР в 2001 г.
В 2001 и 2003 гг. Российским речным регистром одобрены и тем самым допущены к эксплуатации на судах внутреннего плавания ПВ/КВ-радиостанции FS-1562 и FS-1503 фирмы Furuno Electric. Это оборудование также используется и на морских судах.
Необходимо отметить и радиостанцию "Радиома-ПВ" производства фирмы "Радиома", одобренную РРР в 2001 г. Данная радиостанция, собранная на базе комплектующих радиостанции Icom IC-M710, имеет повышенную мощность (до 150 Вт) по сравнению с аналогичными радиостанциями, но из-за достаточно высокой стоимости не получила большого распространения. Учитывая тот факт, что с 2004 г. производство радиостанции IC-M710 прекращается, скорее всего, что и радиостанция "Радиома-ПВ" также больше поставляться не будет.

Автор и редакция журнала благодарят за помощь в подготовке статьи Ю.Н. Вереша, начальника электротехнического отдела Главного управления Российского речного регистра.

ОТ РЕДАКЦИИ
В ходе подготовки статьи "Средства радиосвязи на судах внутреннего водного транспорта" мы обнаружили, что российский рынок средств радиосвязи для речного флота достаточно ограничен. Это обстоятельство побудило нас выяснить, какие факторы сдерживают расширение номенклатуры средств радиосвязи, используемых на внутреннем водном транспорте.
Дело в том, что в силу исторически сложившихся особенностей распределения радиочастотного спектра в нашей стране российские суда речного флота используют диапазон частот 300-336 МГц, отнесенный к сухопутной подвижной службе, в то время как в большинстве странах мира речная и морская службы работают вместе в диапазоне частот 156-172 МГц. Зарубежным производителям невыгодно выпускать оборудование диапазона 300-336 МГц специально для российского речного флота, а число отечественных предприятий, выпускающих "речные" радиостанции, невелико. Кроме того, дополнительные трудности возникают у владельцев судов, плавающих маршрутами "река - море", с необходимостью иметь два (а иногда и три, с учетом ПВ/КВ-радиостанции) комплекта оборудования разных диапазонов - речного и морского.
Сейчас проблема "речного" диапазона серьезно сдерживает международную технологическую интеграцию систем связи, безопасности судоходства, управления движением судов и информационных систем, применяемых на водном транспорте России, с аналогичными системами западноевропейских стран, и вследствие этого затрудняет предстоящее открытие отдельных участков внутренних водных путей России для международного судоходства и присоединение к международным соглашениям в области радиосвязи на внутренних судоходных путях Западной Европы.

Впрочем, первые организационные шаги, призванные разрешить проблемную ситуацию, уже предприняты. В конце октября 2003 г. Минтранс России принял Концепцию развития комплексной системы электросвязи на внутреннем водном транспорте на период до 2010 г., в которой, в частности, планируется построение единой сети УКВ-радиосвязи внутреннего водного транспорта с поэтапным переходом на "морской" диапазон. За разъяснением ситуации редакция обратилась к начальнику отдела связи Департамента внутренних водных путей Государственной службы речного флота Минтранса России В.В. Фотину.

- Вячеслав Васильевич, каково на текущий момент техническое состояние средств радиосвязи на судах российского речного флота?

- В настоящее время на судах внутреннего водного транспорта, и в частности на судах технического флота, принадлежащих государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства, идет плановая замена выработавших эксплуатационный ресурс радиостанций. Замена проводится по графикам, согласованным с Российским речным регистром и утвержденным руководителем Государственной службы речного флота.
Замена УКВ-радиостанций семейства "Кама" осуществляется на радиостанции таких фирм, как "Сантэл" ("Гранит-Р44", "Гранит-Р24"), "Радиома" ("Радиома-300"), Tait (T5020), Motorola (GM-350, GP-340), Saracom (TW-80). ПВ/КВ-радиостанции заменяются на lcom-78, lcom-710, Yeasu FT-600. В перспективе альтернативой ПВ/КВ-радиостанциям могут стать спутниковые средства связи. Судоходные компании оснащают суда по своим планам, причем учитываются следующие факторы: принятые и утвержденные руководством Росречфлота схемы связи на бассейнах, Правила Российского речного регистра, а также классы судов и разряды внутренних водных путей. Можно сказать, что оснащение судов современными радиостанциями в каждой компании идет разными темпами, в зависимости от финансовых возможностей: одни уже поменяли оборудование на большинстве судов, другие просят отсрочки.

- Какие факторы сдерживают обновление или модернизацию парка средств радиосвязи на речном транспорте?

- Основным сдерживающим фактором внедрения новых средств является отсутствие должного финансирования береговой составляющей, без которой реконструкция радиосетей затруднительна. У всех наших операторов, осуществляющих внутрибассейновую и межбассейновую радиосвязь, по берегам развернуты для работы с судами радиоцентры в КВ/ПВ-диапазонах и береговые радиостанции в УКВ-диапазоне. Большая часть этого оборудования физически и морально устарела.
Но один положительный пример приведу. В Беломор-ско-Онежском Государственном бассейновом управлении водных путей и судоходства (начальник узла связи Репринцев В.П.) сумели заменить береговые УКВ-радиостанции, что дало возможность им отказаться от КВ-радиостанций, и теперь на всем водном пути суда круглосуточно имеют надежную радиосвязь.

- В конце прошлого года Минтранс России принял Концепцию развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта России, предусматривающую построение единой сети УКВ-радиосвязи Росречфлота с поэтапным переходом с "речного" диапазона на "морской". В чем заключается поэтапный переход? Существуют ли какие-либо препятствия для полного перевода водного внутреннего транспорта на "морской" диапазон? Какие шаги уже сделаны в этом направлении?

- Поэтапный переход на диапазон морской подвижной службы (МПС) предусматривает постепенное его внедрение на внутреннем водном транспорте. Для нормального функционирования единой сети радиосвязи Росречфлота необходимо не менее 34 каналов. Сложность перехода заключается в том, что сейчас диапазон МПС вдоль координационного расстояния от реки (100 км) занимают силовые ведомства. Замена частот и радиостанций потребует больших финансовых затрат, в том числе бюджетных средств. Пока внедрение на внутренних водных путях диапазона 156-172 МГц осуществляется только в устьевых портах с применением двух каналов этого диапазона (АИС-1, АИС-2). На текущий момент выделены каналы АИС-1 и АИС-2 узлу связи ГБУ Волго-Балт для проводки судов через мосты реки Нева. Планируется выделение этих же каналов для порта Ростова-на-Дону.
На запрос в Минсвязи России о выделении 34 каналов МПС для внутреннего водного транспорта на сегодняшний день получен отрицательный ответ. Если его подтвердит Государственная комиссия по радиочастотам, а это высший коллегиальный орган в этой области, нам придется скорректировать нашу концепцию.

- Запланировано ли Концепцией создание транкинговых сетей связи Росречфлота?

- На сегодняшний день в стадии утверждения находятся временные технические требования на УКВ-радиопроводную систему связи (шифр "Волга"), разработанную на основе транкингового стандарта МРТ 1327. ТЭО и проекты реконструкции систем связи в бассейнах разрабатываются и корректируются на основе этих требований, которые будут обязательны для выполнения всеми организациями, физическими и юридическими лицами, планирующими или осуществляющими реконструкцию УКВ-радиопроводной системы связи внутреннего водного транспорта.

ООО "РадиоТелеКоммуникации" getQuotation();






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.