Радиорубка крейсера 1-го ранга «Аврора».

РАДИОРУБКА КРЕЙСЕРА 1-го РАНГА «АВРОРА».

Разбираясь в архивах различных журналов радиолюбительской тематики, я обнаружил интересные материалы по истории радиосвязи на морском гражданском и военном флоте. Среди этих материалов мне встретились публикации, касающиеся радиооборудования легендарного боевого крейсера 1-го ранга «Аврора». Для того времени, радиооборудование установленное на этом крейсере считалось одним из самых передовых Оно было разаработано и собрано на одном из первых отечественных радиопредприятий "Радиотелеграфном депо морского ведомства", у истоков его создания стоял изобретатель радио, профессор А.С.Попов.

Крейсер 1-го ранга «Аврора» линейный военный корабль постройки начала 20 века интересен помимо всего прочего еще и тем, что на нем практически в первозданном виде воссоздана радиорубка, отражающая развитие радиотехники того времени.

Крейсер 1-го ранга «Аврора», 1903 год.


Внешний облик и оборудование радиорубки на «Авроре» с момента постройки ее (в 1903 году) и на протяжении своего существования неоднократно менялся. Крейсер был построен на стапелях Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в течение 1897—1903 годов по программе усиления морских сил России на Дальнем Востоке. Первым командиром крейсера стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев.

Первый командир крейсера «Аврора» капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев.



В разработке радиорубки корабля принимал непосредственное участие А. С. Попов. На эскизе радиорубки он написал: «Выбор места, размещение и размеры рубки считаю вполне удовлетворительными. А. Попов, 17 апреля 1903 г.».

Схема размещения радиорубки на крейсере «Аврора», выполненная А.С.Поповым.


Искровая радиостанция системы Попова была установлена в специальной надстройке на корме крейсера. В разные периоды жизни корабля его радиорубка модернизировалась. Так, перед русско-японской войной отечественную систему беспроволочного телеграфа заменили немецкой системой радиосвязи «Слаби-Арко». Накануне Первой мировой войны стало ясно, что немецкая радиостанция морально устарела, и было решено заменить ее более современной радиостанцией системы французской компании «T.S.F.» (Telegraphie Sans Fil), которая и произвела все работы по установке. На крейсере «Аврора» были смонтированы: искровой радиопередатчик мощностью 2 кВт для передачи на волнах 825, 900 и 1000 м и дальностью действия 300 миль; два радиоприемника; три детектора; «марация» (малая рейдовая радиостанция мощностью 0,2 кВт) образца 1913 года и волномер на длину волн до 15000 м.
Во время боевых действий на Дальнем Востоке радиосвязь при управлении войсками показала свои преимущества в сравнении с проводными средствами: главное из них заключалось в быстроте установления связи (тогда для этого требовалось до 40 минут), а также возможности установления связи через недоступные пространства и территорию, занятую противником.

На фото запечатлена аппаратура установленная на крейсере в 1917 году.

Увеличить

Радиорубка крейсера 1-го ранга «Аврора» воссозданная по архивным техническим материалам.

Радиостанция крейсера «Аврора» образца 1917 года состояла из искрового передатчика типа Р2 с удлинительной катушкой, умформером и телеграфным ключом, разработанная в 1911 году преподавателем Учебно-минного отряда Балтийского флота лейтенантом И. И. Ренгартеном (1883–1920). Радиостанция получила название «Звучащая радиостанция типа Учебно-минного отряда» (УМО), так как имела в своем составе искровой передатчик с разрядником Вина. Завод, выпускавший радиостанцию, впоследствии почти ежегодно модернизировал эту аппаратуру, присваивая ей новые индексы. Также в состав комплекса радиорубки входили приемник типа ПМ (приемник морской) с детектором и «одноухим» телефоном, «марация» типа Р-0,2К, волномер типа ВГ и силовой щит.

Радиооборудование крейсера 1-го ранга "Аврора", которое было установлено в 1917 году (скан из журнала "Радио").


Источником питания передатчика радиостанции служил агрегат, состоящий из электродвигателя постоянного тока (с питанием от бортовой сети напряжением 110 В) и генератора мощностью 2 кВт (с выходным напряжением от 20 до 200 В и частотой тока 1000 Гц). Передача телеграфного кода производилась телеграфным ключом, включенным в первичную цепь питания выходного колебательного контура. Контакты ключа для уменьшения искрообразования изготовили из платины. С целью снижения бросков тока при замыкании ключа в первичную цепь повышающего трансформатора был включен дроссель. На вторичной обмотке трансформатора развивалось напряжение 4500–5000 В, которое обеспечивало нормальную работу разрядника конструкции немецкого физика Макса Вина (1866–1938).

Схема радиопередатчика типа Р-2 («УМО») конструкции лейтенанта
И.И.Ренгартена, образца 1917 года, (F-разрядник Вина).



Радиопередатчик типа Р-2("УМО"), внешний вид.


Сам разрядник представлял собой жесткий блок из одиннадцати медных дисков, разделенных слюдяными прокладками толщиной 0,1 мм. Разряд происходил при сравнительно невысоком напряжении пробоя (около 900 В); благодаря быстрой деионизации разрядного промежутка контур оказывался защищенным от повторных паразитных разрядов. Для ускорения деионизации и охлаждения дисков разрядник обдувался потоком воздуха от вентилятора.
Радиостанции типа УМО с использованием «звучащей» искры обладали большей дальностью связи, чем устройства с обычным искровым разрядником. Работа станции прослушивалась в телефонах в виде непрерывного звука, а не в виде тресков, как это было раньше. Частота звука в наушниках определялась частотой питающей сети. С помощью несложной регулировки можно было получить в телефонах «музыкальный» тон определенной высоты. Именно тональность сигналов и обусловила повышенную дальность и надежность работы радиостанции. Эти радиостанции работали в диапазоне волн 450 – 3100 метров, при мощности передатчика 150 – 200 ватт. Во время первой мировой войны «звучащие» отечественные радиостанции нашли широкое применение в русском военно-морском флоте.

Радиорубка после реставрации 1987 года.


К 70-летней годовщине Октябрьской революции в 1986 – 87 годах была проведена реставрация, которая позволила восстановить радиорубку на крейсере «Аврора» практически в первозданном виде. В настоящее время радиорубку можно увидеть во время экскурсии по знаменитому крейсеру. Аппаратура представленная в радиорубке крейсера 1-го ранга "Аврора" являляется образцом того высокго уровня развития отечественной радиопромышленности и технологии начала 20 века.

В основе публикации материалы журнала «РАДИО» № 11, 1986 год. getQuotation();






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.