Слово жаждущим свободы

«Сеятель слово сеет». (Мк. 4, 14)

«явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;». (Лк. 1, 51-53)

5 марта 1946 года американские радиостанции транслировали из спортзала Вестминстерского колледжа в Фултоне (штат Миссури, США) небезизвестную речь Уинстона Черчилля, которую одна нью-йоркская газета тогда же назвала «объявлением идеологической войны России». 8 марта 1946 года Радио Москвы сообщило о выступлении Черчилля, как о «сделанном в исключительно агрессивном тоне». Началась «холодная война», одним из инструментов которой снова стала радиопропаганда. Уже в 1947-м году в СССР заработали первые «глушилки» – специальные передатчики, мешавшие приему сигналов ряда зарубежных радиостанций.

Западным «голосам» поиск антисоветского материала для своих программ не составлял особого труда – наша действительность тех лет сама давала обильную пищу злым языкам. Но в одном они серьезно просчитались. В своей фултоновской речи Уинстон Черчилль, говоря о целях Запада в холодной войне, отметил среди всего прочего: «коммунистические партии … составляют возрастающий вызов и опасность Христианской Цивилизации». Говоря о Христианской Цивилизации он имел ввиду прежде всего страны Британского Содружества наций, страны Западной Европы и США. Для борьбы с идеологией воинствующего атеизма ряд западных радиостанций взяли на вооружение и этот тезис Черчилля, и в их сетке вещания появились религиозные программы на русском языке.


Такую программу русской службы Би-Би-Си организовал в 1955-м и бессменно вел до 1979 года священник Сербской Православной Церкви Владимир Родзянко. Внук последнего председателя Государственной Думы Михиала Родзянко Владимир Михайлович Родзянко родился 22 мая 1915 года в Малороссии и около пяти лет от роду вместе с родителями эмигрировал в Югославию после октябрьского переворота 1917 года. Еще мальчиком он прислуживал в алтаре во время литургии в русской Троицкой церкви в Белграде. В 1933-м году он окончил 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде и поступил на богословский факультет Белградского университета, который успешно окончил. Над диссертацией работал в Оксфорде. В марте 1941 года он был рукоположен в сан священника. Во время войны отец Владимир был настоятелем сельского храма на севере Югославии, сотрудничал в Красном Кресте.

После войны в Югославии к власти пришли коммунисты под руководством маршала Тито, и в 1949-м году отец Владимир был арестован за «незаконную религиозную пропаганду». Два года он провел в лагерях. После освобождения в 1951-м был выслан во Францию, откуда переехал с семьей в Англию.

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». (Рим. 8, 28)

При Никите Хрущеве, в разгар холодной войны, в Советском Союзе с новой силой возобновились гонения на Русскую Православную Церковь. Богоборческие власти в принудительном порядке закрывали храмы и духовные школы, разгоняли монастыри, а сам Хрущев обещал показать людям «последнего попа». Для православных христиан в нашей стране снова наступило нелегкое время, трудно было даже с православной литературой. В обстановке искусственно созданного духовного удушья православная программа на Би-Би-Си, которую вел отец Владимир, для многих стала вторым дыханием. Радиопроповеди и беседы на духовные темы, трансляции православных праздничных богослужений нашли у нас много благодарных слушателей. О том, что значили для «малых сих» (Мф. 18, 6) эти радиопередачи, красноречиво говорит такой случай. Спустя много лет, когда в конце 1980-х епископ Василий (с таким именем отец Владимир принял монашество после смерти жены) приехал в Россию, его пригласили служить в отдаленный храм. Добираясь через лес по пустынной проселочной дороге он невольно оказался на месте аварии: на дороге, склонившись над телом погибшего старика, стоял мотоциклист, рядом валялся перевернутый мотоцикл с коляской. Владыка подошел, расспросил о случившемся. Оказалось, что сын вез отца в коляске мотоцикла и тот в аварии погиб. Епископ Василий предложил отпеть покойного если тот был православным. Сын рассказал, что поблизости не было храма и поэтому его отец не посещал богослужений, но часто слушал радиопрограмму священника Владимира Родзянко на Би-Би-Си и называл его своим духовным отцом. «Тот священник, о котором говорил ваш отец, – это я», – признался владыка и вместе с потрясенным сыном отслужил над погибшим заупокойную службу.


Совсем недавно, в начале августа 2003 года ушел из земной жизни митрополит Антоний (Блум). Владыка Антоний жил в Лондоне, где возглавлял Сурожскую епархию Русской Православной Церкви. В нашей стране он также известен своими радиобеседами в религиозной программе русской службы Би-Би-Си, которые затем распостранялись в виде магнитофонных записей, неоднократно издавались в виде отдельных книг или входили в состав сборников его проповедей и выступлений.
Андрей Борисович Блум родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье российского дипломата. После революции его семья оказалась в эмиграции во Франции, где он получил образование – окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В сентябре 1939 года он тайно принес монашеские обеты. Во Вторую мировую был хирургом французской армии, затем еще пять лет – врачом французского Сопротивления. Монашеский постриг с именем Антоний, в честь преподобного Антония Киево-Печерского он принял 16 апреля 1943 года. После войны продолжал медицинскую практику, а в конце 1948 года был рукоположен в сан иеромонаха и направлен на пастырское служение в Англию.

«В первой своей сегодняшней беседе я хочу поставить два вопроса: почему верующий человек молится? И доступна ли молитва еще не верующему человеку? Но, может быть, раньше всего следовало бы сказать, что такое молитва. Молитва – это крик души, молитва – это слово, которое вырывается из сердца», – такими словами начинался цикл радиобесед о молитве митрополита Антония на Би-Би-Си в 1980-м году. В словах митрополита Антония не было фальши, его слово было живым потому, что он сам верил в Бога Живого. Его искренне полюбили в России, а его голос до сих пор иногда звучит на Би-Би-Си в записи. Почти всю жизнь митрополит Антоний прожил на Западе, но, оставаясь в лоне Русской Православной Церкви, не терял духовную связь с православным русским народом и многим людям помог эту связь обрести. Его миссионерская деятельность в мире, который «лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), отмечена многими наградами, в том числе иностранными (например Ламбетский крест англиканской церкви, 1975 г.), а глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуан Уильямс сказал о нем так: «С его помощью британцы, в течение долгих лет его служения здесь, осознали, что Православная Церковь – это не какое-то странное и слегка эксцентричное явление на периферии христианства, а место, где люди могут обрести что-то очень важное, где можно достичь больших глубин».

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». (Мк. 4, 26-28)

Семя веры, брошенное в этих радиопередачах, не могло не принести свои плоды и изменило жизнь многих людей. В мае 1981 года, выступая перед студентами университета города Санта-Круз (штат Калифорния), американский православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) уверенно говорил о начавшемся глубоком духовном возрождении России. По-видимому у него были основания это утверждать, хотя никаких политических изменений общественное устройство нашей страны тогда еще не претерпело.


С тех пор прошло не так много времени. Московский Храм Христа Спасителя, взорванный 5 декабря 1931 года, восстановлен и снова возвышается над Москвой-рекой, в Киеве восстановлен Успенский собор Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, восстанавливаются разрушенные и строятся новые храмы, вновь открываются монастыри и духовные школы, при православных приходах действуют воскресные школы для детей и взрослых, в программе российских средних школ появился новый предмет – Основы православной культуры, нет недостатка в православной литературе, в Пасхальную ночь в храмы привозят из Иерусалима Благодатный огонь. И наконец 17 мая 2007 года в Москве, в Храме Христа Спасителя первоиерархами Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Православной Церкви был подписан Акт о каноническом общении – восстановлено единство Русской Православной Церкви и духовное единство русского народа: закончилась гражданская война, наступило «лето Господне благоприятное» (Лк. 4, 19).


Духовное возрождение России нашло свое отражение и в радиоэфире. К некогда единственной православной радиостанции «Голос Православия», созданной еще в конце 70-х годов прошлого века потомками первой русской эмиграции, присоединились «Радио Радонеж» и «Град Петров». Интервью, радиобеседы и проповеди теперь часто можно послушать на волнах как местных, так и общероссийских радиостанций, а в прямом эфире «Радио Радонеж» радиослушатель может задать свой вопрос православному священнику. Чтению православной духовной литературы посвящена часовая радиопрограмма «Евангельские чтения», которую на недорогой радиоприемник слышно в диапазоне средних волн на частоте 1089 кГц в полночь по московскому времени далеко за пределами России. Да и «Голос Православия» использует теперь для вещания в диапазоне коротких волн передатчик в Казахстане, а не в Португалии или в Африке. Кто не выбросил тот свой старый радиоприемник, в котором еще не было FM-диапазона, теперь может не жалеть об этом.

«Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». (1 Кор. 1, 21)

В своей речи в Фултоне в 1946-м году Уинстон Черчилль сказал: «Что тогда является полной стратегической концепцией, которую мы должны провозгласить сегодня? Это ничто иное, как безопасность и благосостояние, свобода и прогресс для всех домов и семей, … в которых добытчик заработной платы борется против проблем и трудностей жизни, охраняет жену и детей от нужды и лишений и воспитывает в семье страх перед Богом». С этих его слов началась холодная война. Прошли десятилетия, и вот при подготовке европейскими институтами власти текста Европейской Конституции в ее преамбулу уже не хотят включать упоминание о христианских корнях Европы! Более того, в результате проведенного недавно опроса выяснилось, что каждый шестой пастор в Нидерландах не уверен в существовании Бога! В июне 2001 года, в одном из последних своих интервью митрополит Сурожский Антоний, отзываясь о состоянии духовной жизни Запада, сказал: «Понимаете, в чем дело: Англиканская церковь, так же, как и другие западные церкви, за последние пятьдесят лет потеряли очень много веры. Не формы, а самой веры. Веры в реальность воплощения, в реальность Воскресения Христова, веры в реальность Святых Таин».

Итак, провозглашенные Уинстоном Черчиллем цели достигнуты не были, скорее наоборот – Западная Европа перестала быть Христианской Цивилизацией. Так называемую «холодную войну» Запад проиграл.


Фотоиллюстрации:

1. Владимир Родзянко выбирает пластинки, готовясь к передаче Русской службы BBC, октябрь 1963 года (фото из архива BBC), и епископ Василий в 1980-е;
2. Митрополит Антоний (Блум), около 1970 года, фото с сайта ;
3. Иеромонах Серафим (Роуз), в миру – Юджин Деннис Роуз;
4. Основатели радио «Голос Православия» Елена Петровна и Евгений Евгеньевич Поздеевы, фото с сайта радио «Град Петров» . getQuotation();






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.