Остров-радар

7 февраля РЛС морского базирования SBX (Sea-Based X-band Radar), самостоятельно совершив в течение 35 суток переход морем из Перл-Харбора на Гавайях, прибыла в район Алеутских островов. На маршруте станция прошла целый ряд заранее запланированных испытаний и приняла участие в нескольких учениях, проводившихся Пентагоном и Агентством по противоракетной обороне США. Кроме того, были продолжены и работы по калибровке радара. Об этом заявил руководитель Агентства по ПРО генерал-лейтенант Генри Оберинг (Lt. General Henry «Trey» Obering).



Передислокация данной плавучей РЛС вызвала в России рост беспокойства, особенно в связи с появившимися незадолго до этого сведениями о намерении военно-политического руководства (ВПР) Соединенных Штатов разместить в Восточной Европе новую РЛС системы ПРО. Непонятно только, почему шумиха в российских СМИ по данному поводу была поднята только по факту прибытия SBX в район Аляски, хотя с самого начала ее «похода» американцы никоим образом не скрывали конечный пункт назначения.

Тем более, что еще раньше были начаты работы по сооружению причального комплекса для данного «острова-радара» на острове Адак, входящем в состав Алеутских островов и на котором расположен пункт базирования ВМС США. Именно здесь, согласно планам создания национальной системы противоракетной обороны, предусмотрено постоянное базирование данной платформы. Да и о месте будущего базирования радара руководство американского Агентства по ПРО объявило уже достаточно давно – еще 15 августа 2003 г.

В любом случае представляет интерес подробнее рассмотреть сам объект сенсации – мобильную платформу с размещенными на ней радиолокационной станцией и системами управления и жизнеобеспечения.

«Плавучий радар»

РЛС морского базирования SBX представляет собой плавучую самоходную радиолокационную станцию Х-диапазона и является элементом наземной системы ПРО на среднем участке траектории полета баллистических ракет (Ground-based Midcourse Defense System или GMDS). Последняя наряду с системой ПРО на среднем участке траектории полета баллистических ракет морского базирования (Sea-based Midcourse Defense System или SMD) входит в состав так называемого «среднетраекторного» сегмента обороны (Midcourse Defense Segment или MDS) создаваемой Вашингтоном глобальной системы противоракетной обороны (Ballistic Missile Defense System или BMDS).

Генерал-лейтенант Трей Оберинг, директор Агентства по ПРО: «Радиолокационная станция комплекса SBX способна из района Чесапикского залива обнаруживать и сопровождать находящийся над Сан-Франциско объект размером с бейсбольный мяч» (Примечание – расстояние от Чесапикского залива, расположенного на восточном побережье США, до Сан-Франциско на западном побережье составляет 2900 миль, то есть более 5000 км).

Ранее GMDS входила в состав «национальной противоракетной системы» (National Missile Defense system) в качестве средства обнаружения и уничтожения баллистических ракет противника на средней экзоатмосферной траектории их полета. Впоследствии, в рамках реорганизации Агентством по ПРО всей американской системы противоракетной обороны, данная система получила новое наименование.

SBX предназначена для обнаружения и слежения за космическими объектами, в том числе высокоскоростными и малогабаритными, а также выработки данных целеуказания. По заявлению разработчиков, РЛС обладает высокой избирательной способностью и помехоустойчивостью, она способна эффективно «отсеивать» многочисленные ложные цели, выставляемые из боевых частей баллистических ракет и призванных скрыть настоящие боеголовки. Станция также обладает возможностью проводить оценку результатов применения ракет-перехватчиков по боеголовкам баллистических ракет противника и, в случае неудачного исхода, выдавать команду на повторное применение средств ПРО. Мобильная станция SBX является дополнением станции-прототипа XBR стационарного наземного базирования.

Конструктивно SBX представляет собой радиолокационную станцию, установленную вместе с обеспечивающим оборудованием на самоходную полупогружающуюся нефтяную платформу CS-50, построенную в 2001 г. на российской Выборгской судоверфи и изначально предназначенную для обеспечения нефтедобычи на шельфе Северного моря (первоначально платформа называлась «Moss Sirius»). Контракт стоимостью $45 млн. был выдан норвежской компанией Moss Maritime (ныне входит в состав оффшорной компании Saipem). После передачи заказчику платформа была приобретена корпорацией Boeing для своего проекта Sea-based X-band Radar, реализуемого по линии Минобороны США. Как известно, Выборгская судоверфь также выполняла заказ и на постройку стартовой платформы «Одиссей» в рамках международного проекта «Морской старт», который недавно постигла очередная неудача – взрыв ракеты-носителя на старте.

Переоборудование платформы «Moss Sirius» было произведено на судостроительной верфи компании AmFELS в городе Браунсвилл (Brownsville, США), на самой границе с Мексикой. Модуль с радиолокационной станцией был собран и установлен на платформу специалистами судостроительной верфи компании Kiewit Offshore Services в городе Инглсайд (Ingleside), около г. Корпус-Кристи (Corpus Christi, штат Техас) – на северном побережье одноименного залива. Что касается самой радиолокационной станции, то ее разработкой и производством по контракту с корпорацией Boeing занимается подразделение Integrated Defense Systems компании Raytheon. Поставкой оборудования системы спутникового наведения и интеграцией различных систем на платформе занимается компания Harris Corporation – также по контракту с корпорацией Boeing. Она же поставляет оборудование спутниковой системы связи с наземными пунктами управления. Соответствующий контракт стоимостью $7,7 млн. был выдан 17 сентября 2003 г.

Визуально на платформе можно увидеть несколько радиопрозрачных защитных колпаков, самый крупный из которых скрывает под собой огромную – площадью 384 тысяч квадратных метров и массой 1814 т – радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой, работающую в Х-диапазоне. Антенна потребляет около мегаватта электроэнергии. Данная модель создана на основе радиолокационной станции S-диапазона корабельной системы «Иджис» (Aegis) и станции Х-диапазона стационарной системы XBR наземного базирования.

Полное водоизмещение платформы со специальными системами достигает 50430 т (масса самой платформы – 15 тыс. т, остальное – полезная нагрузка). Размерения основной палубы – 270х230 футов. Максимальная длина платформы: по понтонам – 118,6 м, по верхней части – 82,85 м. Максимальная ширина верхней части платформы – 70,43 м. Высота платформы до главной палубы – 40,65 м, высота до верхней части радиопрозрачного купола РЛС – 85 м, над водой она возвышается на 76 м, а численность обслуживающего персонала – около 75 человек. Ширина понтона – 14,45 м. Осадка платформы во время перехода морем не превышает 9,85 м, а на позиции – 21,5-23,5 м. Точная дальность действия станции засекречена, но эксперты предполагают, что она может достигать 5000 км (по целям типа «боеголовка» межконтинентальной баллистической ракеты). Заявленная суммарная стоимость SBX составляет почти $900 млн.

Соглашение между Агентством по ПРО и корпорацией Boeing (главный подрядчик) по вопросу разработки и постройки мобильной системы SBX морского базирования было подписано 4 июня 2002 г. (контракт HQ0006-01-C-0001). По его условиям Boeing с субподрядчиками обязались выполнить проектирование, системную интеграцию, модификацию нефтяной платформы, постройку и поставку системы заказчику. Предусмотрены также и другие работы.

27 января 2003 г. корпорация Boeing получила новый, основной, контракт по программе SBX, стоимость которого составила $747,54 млн. (контракт HQ0006-01-C-0001, точная стоимость – 747 млн. 540 тыс. 194 долл.). При этом основная часть работ была возложена на компанию Raytheon. Через полгода, в июне 2003 г., приобретенная платформа российской постройки прибыла на территорию верфи AmFELS в Браунсвилле. Работы по переоборудованию здесь выполнялись в рамках контракта стоимостью около $80-100 млн.

10 июля 2005 г. SBX-1 покинула верфь в Инглсайде и вышла в акваторию северной части Мексиканского залива для прохождения заводских и ходовых испытаний. Кроме того, буквально «подвернувшийся под руку» ураган «Эмили» (Emily) позволил разработчикам провести полномасштабные испытания платформы и выявить ограничения по погодным условиям эксплуатации. Для этого даже было принято особое решение продлить период испытаний на двое суток. Первое включение РЛС было проведено 11 сентября 2005 г.

Следующим этапом были приемо-сдаточные испытания, которые в течение 52 суток проводились в акватории Мексиканского залива и были завершены 14 октября 2005 г. За это время, по заявлению разработчиков, было проведено более 100 различных тестов и специальных учений.

В Перл-Харбор станция SBX-1 была передислоцирована на борту специального транспортного судна «Blue Marlin» и прибыла туда 9 января 2006 г. До перехода в район Алеутских островов радар-платформа успела также принять участие в процессе испытания национальной системы ПРО США.

Как уже указывалось, SBX будет базироваться на территории специального причального комплекса на острове Адак, площадь которого составляет 711,18 квадратных км (географические координаты – 51 градус 52 минуты 47 секунд северной широты и 176 градусов 39 минут 28 секунд западной долготы). Здесь основной ее задачей будет отслеживание баллистических ракет, стартующих с территорий Китая и КНДР. Радар будет осуществлять наведение ракет-перехватчиков, стартовые позиции которых расположены на Аляске и в Калифорнии. Однако, в случае необходимости она сможет выдвигаться практически в любой район Тихого океана, обеспечивая решение задач в интересах противоракетной обороны. Фактически, это мобильная станция слежения, которая может оперативно «затыкать» дыры на наиболее ракетоопасных направлениях.

Кроме острова Адак американцы рассматривали еще пять возможных мест базирования мобильного радара: военно-морская база Вентура-Каунти около портового города Вентура к северу от Лос-Анджелеса (Ventura County, штат Калифорния), пункт базирования военно-морских сил Эверетт в районе одноименного крупного портового города к северу от Сиэтла (Naval Station Everett, штат Вашингтон), испытательный полигон имени Рональда Рейгана (Reagan Test Site, атолл Кваджалейн, Маршалловы острова), порт Валдиз у подножия горного хребта Чугач на берегу залива Аляска (Port of Valdez, штат Аляска) и военно-морская база Перл-Харбор (Naval Station Pearl Harbor, Гавайи). Выбор был остановлен на Адаке по причине наибольшей близости к перспективному району операций и благодаря возможностям местной системы базирования.

В американских источниках утверждается, что руководство Агентства по ПРО рассматривает возможность покупки в России дополнительного количества нефтяных платформ, однотипных CS-50. По-крайней мере, такая возможность косвенно подтверждается тем фактом, что перебазированной на Алеутские острова станции присвоен номер SBX-1.

Владимир Щербаков, OBORONA.RU getQuotation();






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.