Диапазон 450 МГц: от бурных перемен к качественным преобразованиям

В соответствии с Положением о порядке назначения (присвоения) радиочастот в Российской Федерации, утвержденным решением ГКРЧ № 20/2 от 19.08.02, выделение радиочастот для радиоэлектронных средств (РЭС) осуществляется тремя радиочастотными органами: Государственной радиочастотной службой, Минобороны России и ФАПСИ. Исходя из этого все радиоэлектронные средства условно подразделяются на РЭС гражданского, военного и правительственного применения. Согласно Федеральному закону "О связи", вступающему в силу с 1 января 2004 г., регулирование использования радиочастотного спектра в России является исключительным правом государства. Решение о присвоении радиочастот для РЭС гражданского применения принимается федеральным органом исполнительной власти в области связи не позднее чем через 120 дней со дня обращения [1]. Установленный законом срок рассмотрения радиочастотной заявки относится не только к Государственной радиочастотной службе, но и в такой же степени к другим радиочастотным органам.

В полосах категории "СИ" (совместного использования военными и гражданскими РЭС) в процедуре присвоения радиочастот для РЭС гражданского применения участвуют все радиочастотные органы страны, и без их активного участия в совершенствовании технологии этой работы решение поставленной задачи может оказаться невыполнимым. Особенно острой эта проблема видится в диапазоне 450 МГц.

Прошлое и настоящее диапазона 450 МГц

Частотное распределение до 1995 г.


Начиная с 1960-х годов и до настоящего времени, весь диапазон частот 450 МГц (390-470 МГц) интенсивно используется РЭС различного применения на совместной основе, и поэтому очень перегружен, особенно в экономически развитых регионах страны.

Не так давно опубликованная статья А.А. Бобина "Диапазон 450 МГц: этапы освоения и прогнозы использования" [4] дает основание для серьезной дискуссии о перспективах использования радиочастотного спектра в диапазоне 450 МГц. В частности, в статье отмечается, что первоначально частотный ресурс в этом диапазоне практически полностью использовался малоканальными радиорелейными станциями (РРС) прямой видимости типа "Контейнер", "Трал-400/24", DM-400, авиационными бортовыми радиовысотомерами, высокочастотными установками промышленного, научного и медицинского применения, радиолюбительскими и некоторыми другими РЭС гражданского применения совместно с РЭС военного и правительственного применения, которым радиочастоты выделялись на приоритетной основе.

На рис. 1 показано, что в рассматриваемом диапазоне до 1995 г. в России существовало следующее распределение частот. РРС прямой видимости были выделены полосы частот 390,3-429,7 и 431,3-469,7 МГц (42 канала с интервалом 930 кГц и дуплексным разносом 40 МГц); радиовысотомерам - 427-461 МГц; высокочастотным установкам - 433,05-434,79 МГц (номинал радиочастоты 433,92 МГц +0,2%), а радиолюбительским РЭС -430-440 МГц. Для гражданских РЭС сухопутной подвижной службы (СПС) частотный ресурс в этом диапазоне практически отсутствовал.

Рис. 1. Распределение полос частот в диапазоне 450 МГц до 1995 г.

В начале 1990-х годов в стране сформировались условия для создания в диапазоне 450 МГц радиосетей СПС, и на российский рынок стали поступать разработанные зарубежными фирмами высокотехнологичные РЭС сотовой и транкинговой радиосвязи, персонального радиовызова и охранно-пожарной сигнализации. Спрос на радиочастотный ресурс в этом диапазоне со стороны РЭС гражданского применения резко возрос. Однако хотя бы частичное перераспределение частот в пользу гражданских РЭС было в то время почти неразрешимой проблемой для радиочастотных органов страны и ГКРЧ.

...после 1995 г.

Принятое в мае 1995 г. решение ГКРЧ № 30/5 "Об утверждении плана распределения полос радиочастот в диапазоне 390-450 МГц между РЭС гражданского применения" было на тот момент очень прогрессивным и своевременным шагом в регулировании использования радиочастотного спектра в диапазоне 450 МГц.

Этим решением были уменьшены полосы частот для малоканальных радиорелейных станций (РРС) прямой видимости до двух участков: 394-410 и 434-450 МГц. Дуплексный разнос остался 40 МГц, а межканальный интервал стал как 930 кГц, так и 465 кГц. Для РРС оставалось 17 каналов с интервалом 930 кГц или 33 канала с интервалом 465 кГц. Действующим РРС, у которых рабочие радиоканалы не попадали в указанные участки полос, было разрешено работать до конца срока амортизации установленного оборудования [2].

На рис. 2 показано, что ограничение радиочастотного ресурса для малоканальных РРС позволило выделить радиочастоты в полосах 412-417 и 422-427 МГц для производственных и коммерческих сетей СПС, в том числе транкингового типа, а в полосах частот 453-457,5 и 463-467,5 МГц - для сотовых сетей аналогового стандарта NMT-450 при наличии резерва свободных или при высвобождении ранее выданных каналов. Кроме того, были вы-делены полосы радиочастот 457,4-458,45 и 467,4-468,45 МГц для создания сетей дуплексной поездной радиосвязи. Сохранились и выделенные ранее участки для высокочастотных установок (433,05-434,79 МГц) и любительских радиостанций (430-440 МГц), включая радиолюбительскую спутниковую службу (435-438 МГц) [2; 4].

Рис. 2. Действующее распределение полос частот в диапазоне 450 МГц

В этих же полосах на совместной основе продолжали работать РЭС как военного и правительственного применения, так и РЭС других служб: подвижной спутниковой службы (394-399,9 МГц), вспомогательной службы метеорологии (401-406 МГц), радиогеодезических систем (430-440 МГц), диспетчерских и производственно-технологических сетей отрасли электроэнергетики (458,45-460/ 468,45-469 МГц) и др.

...спустя 8 лет

Сегодня, по истечении более 8 лет, процесс развития сетей СПС продолжается, причем спрос на использование радиочастот в диапазоне 450 МГц не только не снижается, а, наоборот, возрастает. Это объясняется появлением на российском рынке РЭС, работающих на базе новых цифровых технологий (TETRA, IMT-MC-450), которые позволяют расширить перечень услуг связи при более эффективном использовании радиочастотного спектра. Однако для этих РЭС в диапазоне 450 МГц нет специально выделенных полос, а реализация услуг связи на основе новых технологий требует значительного радиочастотного ресурса (подробнее об этом см. [5, 6]. - Прим. ред.).

Проведенные, в 2001-2002 гг. исследования в рамках НИР "Эволюция" по переводу аналоговых сетей сотовой связи стандарта NMT-450 на цифровые сети IMT-MC-450, а также натурные испытания с целью определения норм ЧТР и условий совместного использования РЭС, работающих по технологии CDMA-400, с другими РЭС этого диапазона позволили перейти к массовой замене аналоговых сетей на цифровые.

В настоящее время в рамках решения ГКЭС проводятся работы по изучению вопросов ЭМС РЭС стандарта TETRA в Северо-Западном федеральном округе [3].

Пути упрощения процедуры радиочастотных присвоений

Благодаря проводимым работам Минсвязи России, ГКЭС, ГКРЧ и Государственной радиочастотной службой по научному и экспериментальному обоснованию, а также по интенсивному внедрению прогрессивных технологий в диапазоне 450 МГц, можно уже сегодня говорить о преимущественном использовании в отдельных полосах этого диапазона РЭС гражданского применения. Это полосы частот 412-417 и 422-427 МГц для радиосетей СПС, включая транкинговые; 453,0-457,5 и 463-467,5 МГц для сотовых сетей NMT-450 и INT-MC-450; 457,4-458,45 и 467,4-468,45 МГц для сетей СПС и дуплексной поездной радиосвязи; 458,45-460 и 468,45-469 МГц для РЭС СПС и диспетчерской радиосвязи отрасли энергетики.

Не исключается и возможность расширения полос частот для сетей СПС за счет дальнейшего сокращения ресурса каналов для радиорелейных станций и перевода их в более высокие диапазоны радиочастот.

Вместе с тем еще работающие в диапазоне 450 МГц некоторые РЭС военного назначения (авиационные бортовые радиовысотомеры типа РВ-УМ, РЭС командных измерительных комплексов "Фобос-Кречет") морально устарели и нуждаются в модернизации и переводе в новые перспективные диапазоны, что также говорит о возможности перераспределения данного радиочастотного ресурса в пользу .гражданских РЭС. Поэтому при определенной инициативе со стороны гражданских операторов и военных радиочастотных органов можно найти взаимоприемлемые конверсионные предложения по частичному или полному переводу указанных выше полос в категорию "ГР". Эту работу можно было бы начать в регионах, где данные полосы частот практически полностью используются гражданскими РЭС, с последующим представлением подготовленных материалов на решение ГКРЧ. Перевод полос частот в диапазоне 450 МГц в категорию "ГР" позволит существенно сократить время рассмотрения радиочастотных заявок.

Существуют и другие проблемы, из-за которых некоторые радиочастотные заявки по выделению частот в диапазоне 450 МГц могут рассматриваться радиочастотными органами полгода и более. Чтобы понять причину этих проблем и попытаться сформулировать конструктивные предложения по их решению, проанализируем представленную ниже действующую технологию рассмотрения радиочастотных заявок (РЧЗ) в Главном радиочастотном центре. В данной технологии перечислены далеко не все нормативные акты, регламентирующие процесс присвоения радиочастот в рассматриваемом диапазоне, но даже ссылки на некоторые из них, наиболее часто используемые при экспертизе РЧЗ, свидетельствуют о необходимости совершенствования нормативной базы и упрощения технологии экспертной работы.

Технология и время (%) рассмотрения РЧЗ в диапазоне 450 МГц

Административные работы (5,44%):


• регистрация документа, внесение материалов заявки в базу данных, оформление финансовых и экономических документов.

Предварительная экспертиза заявки (6,68%):

• необходимости получения заявителем разрешительных документов с учетом решения ГКРЧ №7/5 от 02.04.01;
• проверка заявленных материалов на соответствие требованиям концепций развития сотовых, транкинговых и пейджинговых сетей в России;
• проверка объема представленных материалов на соответствие п. 4.1—4.5 Положения о порядке назначения радиочастот в Российской Федерации;
• проверка правильности указанных в заявке данных (категория радиосети, величины и размерности параметров и классов излучения РЭС, мест их установки и др.) с учетом требований Федерального закона "О связи" и ГОСТ 12252-86;
• определение возможности рассмотрения заявки в рамках решения ГКРЧ от 05.03.01 № 6/3 (без частных решений ГКРЧ);
• проверка материалов заявки на необходимость наличия частных решений ГКРЧ, сертификатов, лицензий, доверенностей, норм ЧТР, условий совместного использования радиочастот и др.;
• проверка по базам данных нормативных актов Минсвязи России достоверности представленной в заявке информации о решениях ГКРЧ, сертификатах, лицензиях и др.;
• принятие заявки на рассмотрение, направление запроса дополнительных данных или возврат заявки на доработку.

Экспертиза материалов заявки и представленных дополнительных данных (1,47%):

• проверка заявленных полос радиочастот (номиналов, радиоканалов), типов РЭС или систем связи на соответствие условиям, указанным в представленных в заявке частным решениям ГКРЧ заявителя или решениям ГКРЧ поставщика РЭС, у которого заявитель планирует приобретение РЭС;
• уточнение возможности использования заявленных полос радиочастот (номиналов, радиоканалов) и типов РЭС или систем связи с учетом условий, указанных в общих решениях ГКРЧ (№ 35/3 от 15.12.95, № 6/3 от 27.04.98, № 30/5 от 15.05.95, № 15/3 от 24.12.01, № 23/7 от 23.12.02);
• проверка типов РЭС, полос радиочастот, систем радиосвязи и заявленной категории сети на соответствие требованиям указанных в заявке сертификатов Минсвязи и/или Госстандарта России.

Подбор радиочастот, разработка (уточнение) проекта ЧТП (10,9%):

• определение необходимого минимального количества рабочих радиочастот (радиоканалов) по Инструкции расчета числа радиочастотных каналов в сетях радиосвязи СПС;
• подбор номиналов рабочих радиочастот с учетом данных о радиочастот ных присвоениях и перспектив использования отдельных полос радиочастот на территории России, а также позиции Минсвязи России и ГРЧЦ по планированию отдельных полос радиочастот для конкретных систем и протоколов радиосвязи (приказы Минсвязи № 157 от 30.12.02, № 75 от 08.07.02, № 62 от 22.06.02);
• уточнение номиналов рабочих радиочастот с учетом рекомендаций СЕРТ T/R 25-08, норм ЧТР, yсловий совместного использования радиочастот в заявленном регионе;
• коррекция подобранных рабочих радиочастот (радиоканалов) с учетом международных соглашений, регламентирующих использование радиочастот в приграничной полосе, и протоколов согласований о полосах преимущественного использования;
• предварительная оценка проекта ЧТП на необходимость международно-правовой защиты радиочастотных присвоений;
• обобщение результатов экспертизы заявки и оценки проекта ЧТП, разработка рекомендаций для проведения расчетов ЭМС (при расчете ЭМС силами НИИ отрасли электросвязи).

Оценка ЭМС (19,5%):

• проверка по учетным данным номиналов радиочастот, включенных в проект ЧТП, на занятость номиналов радиочастот РЭС гражданского применения в заявленном и соседних с ним регионах, определение перечня действующих и запланированных РЭС в зоне обслуживания проектируемых РЭС;
• определение уровней взаимовлияния проектируемых РЭС с потенциально помехоопасными РЭС;
• определение перечня РЭС с недопустимыми уровнями взаимовлияния, коррекция, при необходимости, параметров излучения проектируемых РЭС или подбор других радиочастот с учетом требований указанных выше нормативных актов с целью снижения уровней взаимовлияния до допустимых норм;
• формулировка условий, при которых обеспечивается ЭМС, или разработка рекомендаций по проведению дополнительных исследований и проведению натурных испытаний.

Согласование радиочастот и мест установки РЭС с другими радиочастот ными органами (РЧО) (1,62%):

• определение необходимости и порядка согласования радиочастот с учетом директивных писем ГШ Минобороны России (№ 351/4/0196 от 27.01.89, №351/3/3722 от 13.11.96, № 351/3/8042 от 09.12.02, № 351/3/3510 от 29.10.96, №351/3/855 от 12.03.97 и № 351/3/1550 от 25.04.97);
• определение необходимости и по рядка согласования площадок (местустановки РЭС) в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 643 от 05.06.94 и Положением о порядке назначения радиочастот в Российской Федерации;
• подготовка материалов и сопроводительного письма с учетом повторных согласований;
• экспертиза материалов согласования на предмет полноты и условий согласования.

Работа согласующих РЧО (44,62%):

• подготовка и отправка заключений по согласованию радиочастот с учетом повторных согласований.

Пересылка по почте (31,88%):

• нахождение документов в состоянии пересылки, преимущественно при отправке на согласование, с учетом всех отправлений по почте.

Международная координация и регистрация (1,75%):

• оценка уровней излучения планируемых РЭС на подобранных рабочих радиочастотах в приграничной зоне, определение границы допустимого уровня радиопомех в приграничных районах и определение необходимости международно-правовой защиты радиочастотных присвоений в приграничной зоне;
• подготовка заявки установленной формы;
• подготовка, при необходимости, проекта временного разрешения на использование радиочастот на период проведения международной координации;
• экспертиза заключения по результатам международной координации.

Подготовка проекта разрешения на использование радиочастот эксплуатации РЭС или проведение натурных испытаний (1,7%):

• подготовка проекта разрешения на использование радиочастот с учетом результатов согласований, испытаний и международной координации радиочастот;
• экспертиза подготовленных материалов на соответствие заявленным параметрам сети и результатам согласований, испытаний и международной координации радиочастот;
• передача материалов в подразделение подготовки финансовых и экономических документов.

Из приведенной технологии рассмотрения РЧЗ видно, что порядка 46% от всего времени работы над заявкой расходуется на согласование радиочастот и мест установки РЭС с другими радиочастотными органами, принимающими участие в рассмотрении заявки. Сложная процедура согласования (до 7 инстанций) и необходимость для этого пересылки материалов заявки по почте занимает еще не менее 30% времени. В Главном радиочастотном центре заявка находится на экспертизе примерно 24% от суммарного времени ее рассмотрения.

Заключение

В настоящее время ФГУП "Главный радиочастотный центр" совместно с Минобороны России проводит работы по сокращению времени согласования радиочастот в рамках одношаговой процедуры рассмотрения заявок. Для сетей сотовой связи этот вопрос практически решен. Одновременно ФГУП "Главный радиочастотный центр" проводит работы по автоматизации процесса подбора радиочастот и расчетов ЭМС, а также по повышению производительности и качества экспертной работы. Благодаря этому многие заявки уже сейчас рассматриваются без привлечения к расчетам ЭМС отраслевых НИИ, что значительно сокращает время рассмотрения заявки. Вместе с тем нормативная перегруженность экспертизы радиочастотных заявок свидетельствует о необходимости ее упрощения и переработки с этой целью нормативных актов, регламентирующих процедуру радиочастотных присвоений в диапазоне 450 МГц.

Однако наибольшее сокращение времени рассмотрения заявок в диапазоне 450 МГц можно ожидать только после перевода отдельных участков полос в категорию "ГР" и упразднения в пределах этих полос процедуры согласования радиочастот. Для проведения конверсионных мероприятий в диапазоне 450 МГц есть все основания: данный радиочастотный ресурс в основном используется гражданскими РЭС, а работающие в этом же диапазоне РЭС военного применения морально устарели и нуждаются в модернизации и переводе в другие диапазоны частот.

Литература

1. Федеральный закон "О связи". № 126-ФЗ от 07.07.03.
2. Об утверждении плана распределения полос радиочастот в диапазоне 390-450 МГц между РЭС гражданского применения. Решение ГКРЧ № 30/5 от 15.05.95.
3. 0 перспективах развития стандарта TETRA и его модификаций. Решение ГКЭС № 57 от 02.07.03.
4. Бобин А.А. Диапазон 450 МГц: этапы освоения и прогнозы использования // Век качества. 2003. № 2,
5. Панченко В.П. Особенности радиочастотного обеспечения систем TETRA в России // Технологии и средства саязи. 2003. №1.
6. Панченко В.П. IMT-MC-450: национальные особенности радиочастотного обеспечения // Технологии и средства связи. 2003. № 2. getQuotation();






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.