Апгрейд колонок

Вы — счастливый обладатель системы класса High End, которая дарит вам радостные минуты общения с музыкой, каждый раз удивляя тем, что вместе с этой кучей железа в вашем доме поселились великие исполнители и композиторы с созданными ими шедеврами во всем многообразии гармоний и нюансов.

Слишком высокопарно? Пожалуй, но скорее, слишком оптимистично: в реальной жизни приобретение дорогостоящей аудиоаппаратуры часто оборачивается разочарованием, поскольку так и не позволяет ее владельцу наконец-то отвлечься от звука и слушать непосредственно музыку (для чего, собственно, и была куплена система). Начинаются поиски слабого звена в цепочке, замена различных компонентов тракта, метания между рупорами и панелями, транзисторами и лампами, медью и серебром, компакт-дисками и винилом. Становится очевидным, что качество воспроизведения музыки и качество воспроизведения звука — совсем не одно и то же, и подчас одно приносится в жертву другому. Музыка вообще отделяется от ее физической субстанции, т.е. звука. Музыкальность якобы передается независимо от самих звуков, как бы по особому «астральному» каналу, не имеющему нечего общего с правым и левым каналами стереосистемы. Душа живет отдельно от тела, между душой и телом музыки (т.е. ее эмоциональным содержанием и звуком) существует некий антагонизм. В больном теле — здоровый дух!

Мы же, как люди, знакомые с естественными науками, поищем другое объяснение. Долгие годы вы слушали музыку на дешевой аппаратуре, получали при этом наслаждение, разок-другой, возможно, даже всплакнули. Да, можно пустить слезу и под граммофон, черт возьми! Парадоксально, но для того чтобы почувствовать гениальность произведения и воспарить духом над суетой, не так уж много и надо. Многие истинные меломаны всю жизнь довольствуются самой простой техникой, и не всегда потому, что не в состоянии купить что-то получше. Те же, кто отваживается на такое приобретение, естественно, ожидают, что теперь-то они воспарят еще выше, а когда этого не происходит, разочаровываются, бывает, даже совсем теряют интерес к музыке. Почему? Потому, что более качественный тракт обнажает больше огрехов записи, неоптимальностей помещения, недостатков самих компонентов тракта, выдавая больше звуковых подробностей, не имеющих отношения к искусству как таковому.

Так неужели все-таки правы те, кто стоит за истребление плоти во имя возвышения духа, и настоящий High End — это не Quad и Manley, а граммофон?! Нет. Тысячу раз нет! Дорогая и качественная аппаратура действительно может многократно усилить эмоции слушателя, возведя его на вершину самого непосредственного из всех видов искусств — музыки. Все дело в том, что технику недостаточно просто купить. В девяносто девяти случаях из ста система нуждается в настройке. Причем, чем дороже и качественнее комплекс, тем в большей степени. Так же, как и рояль Steinway. Расстроенный, он вряд ли прозвучит лучше, чем обычное пианино в сельском клубе (хотя породу звука нетрудно будет угадать и в этом случае).

А в чем состоит подготовка к работе аудиосистемы? Здесь не все так просто и однозначно, как в случае с роялем: рабочий инструмент здесь не ключ мастера, и критерий настройки — не камертон, а уши владельца аудиосистемы. Звучать она должна так, чтобы удовлетворить вкусы хозяина при учете индивидуальных особенностей его слуха. Поэтому настройщиком в данном случае выступает сам владелец. И процесс этот начинается, в сущности, еще до приобретения аппаратуры, когда будущий ее обладатель ходит по салонам и слушает различные тракты, выбирая наиболее подходящий. Затем наступает следующий этап: интегрирование системы в жилую комнату с ее акустическими свойствами, которые могут сделать звучание совершенно не похожим на то, каким оно было в комнате прослушивания. Начинаются эксперименты с расстановкой колонок, подбор кабелей, часто заменяются отдельные компоненты тракта и пр. Вот тут-то и наступает момент, когда самым действенным средством дальнейшей настройки системы может стать апгрейд. А ненастроенный или недонастроенный аудио-комплекс действительно может при всей аналитической точности передаваемых звуков быть совершенно бездуховным. Как «качок» с хорошо развитой мускулатурой и пустым взглядом. Настроенная система — это та, которая демонстрирует правильный баланс между воспроизведением физической субстанции музыки, т.е. звуков, и закодированных в них тонких нюансов. Вот мы пришли к классической аксиоме: в здоровом теле должен быть здоровый дух.

Однако модернизация так же популярна, как и в компьютерах. Вспомним хотя бы романтическую историю Кена Ишиваты и CD-плейера Marantz 63 (о самостоятельной доводке обычного 63-го до уровня К! Signature см. № 4 за 1997 г.). Сами фирмы — производители аппаратуры класса High End часто предлагают апгрейды, выпуская новые модификации известных моделей или предоставляя возможность обладателям базовой версии выслать аппарат на фабрику с целью его усовершенствования. Но это особый случай, практически не приемлемый для большинства потребителей, да и вряд ли целесообразный. Самый лучший апгрейд делается руками самого владельца при наличии у него достаточных навыков в области электроники или его друзьями, обладающими этими навыками. Кстати, для отдельных видов доработки опыта почти не требуется, например, при замене современных китайских ламп на старый Milliard. Такой тип апгрейда можно назвать «холодным», поскольку здесь ничего не нужно паять, достаточно знать цоколевку ламп и степень их взаимозаменяемости. Результат можно оценивать сразу, как и при замене кабеля.

Сразу хочу ответить на один вопрос еще до того, как его успели задать читатели: если речь идет об аппаратуре High End, само название которой означает, что выше некуда, какой тут может быть апгрейд?! Неужели доморощенный инженер со стареньким паяльником и копеечным припоем может и вправду улучшить звучание сверкающего золотом произведения хайэндного искусства? Ведь над ним долгие годы бились светлейшие головы, а растущие на этих светлейших головах августейшие уши оценивали на слух каждый резистор, каждую пайку?

Так что почти всегда есть возможность улучшить фирменный аппарат независимо от его стоимости, даже если он изначально и в самом деле очень хорош и не содержит никакой халтуры. Хотя бы для того, чтобы «подогнать» его под свои уши, ведь этого на фабрике никто для вас не сделает. Понятно, что чем более грамотно сконструировано изделие, тем меньше простора для «горячего» апгрейда, но «теплый» и «холодный» варианты все равно остаются актуальными.

Поговорим о «теплом», с «холодным» и так все ясно, а «горячий» — это особый случай, для самых грамотных и для тех, кто переделывает аппаратуру ради самого процесса, испытывая при этом спортивный интерес. В конце концов, это тоже не криминал, существует целая категория людей, которым важен именно звук, а не музыка, и если это их хобби, то что тут плохого? Бывают меломаны с мозгами, а бывают инженеры с ушами. Каждому свое.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.