Сабвуфер Thunder V-150
Сабвуфер Thunder V-150
Предлагаемая мною конструкция басового звена, была экспериментальной.
Прежде всего хочется упомянуть о всех многократных отзывах о "качественности" большинства русских динамиков, с коими я полностью согласен. И не смотря на это, все-таки я решился на такой "подвиг" и потратил энное количество времени и материальных средств. Как в итоге выяснилось - не зря…
Вот, собственно, и сама головка. Это рабочая лошадка русских колонок типа "Корвет", откуда и была выкручена… В связи с не новизной динамика, пришлось его покрасить. Да, прямо из баллончика автомобильной акриловой краской. Фото прилагаю.
Для расчета корпуса воспользовался всем известной прогой JBL Speaker Shop.
Кстати, у кого нет характеристик на данное произведение советских инженеров прилагаю и оное:
Fs – 25Гц
Qts – 0,35
Vs – 200+/-50 Л
SPL – 0,1 дБ
Рном – 75Вт
Ршум – 100Вт
Рдолговр – 150Вт
Рпредел – 300Вт
Z – 8 Ом
После не долгих умозаключений и тыканий клавиш компьютера нарисовались следующие параметры корпуса:
Vb – 80 Л; Fb – 27 Гц
Следом за параметрами корпуса я рассчитал фазоинвертор. А рассчитывался он по принципу "Матараццо" (разработчик конструкции Жан-Пьеро Матараццо).
Матараццо, собственно и предложил новую формулу для расчета фазоинвертора, которая учитывает влияние стенки корпуса акустической системы на расчет длины фазоинвертора.
Здесь частота – в герцах, объем – в литрах, а длина и диаметр тоннеля – в миллиметрах, как нам привычнее.
Этот ученый предложил решение, относительно корпуса самого фазоинвертора, а именно по уменьшению длины тоннеля фазоинвертора.
Такая геометрия позволяет укоротить тоннель по сравнению с исходным, постоянного сечения, по меньшей мере, в полтора раза, а то и больше.
Размеры тоннеля в форме песочных часов, эквивалентного цилиндрическому диаметром 80 мм и длиной L0
L0
Lmax
d
D
L1
L2
h
Wmin
Wmax
160
100
58
81
60
20
50
52
103
200
125
58
81
75
25
50
52
103
260
175
58
82
105
35
50
52
104
330
200
55
82
120
40
50
48
104
400
250
55
83
150
50
50
48
105
500
300
54
83
180
60
50
45
105
630
400
54
84
240
80
50
45
106
750
450
54
84
270
90
50
45
106
То же, для исходного тоннеля диаметром 100 мм
L0
Lmax
d
D
L1
L2
h
Wmin
Wmax
270
175
71
100
105
35
60
69
130
330
200
71
100
120
40
60
69
130
420
250
71
100
150
50
60
69
130
530
300
69
102
180
60
60
66
133
650
400
69
102
240
80
60
66
133
800
500
68
103
300
100
60
63
135
1000
600
68
103
360
120
60
63
135
1180
750
68
103
450
150
60
63
135
Что означают размеры в таблицах 3 и 4, станет ясно из рис. D и d – это диаметр цилиндрической секции и наибольший диаметр конической секции, соответственно, L1 и L2 – длины секций. Lmax – полная длина тоннеля в форме песочных часов, приводится просто для сравнения, насколько короче его удалось сделать, а вообще, это L1 + 2L2.
Технологически песочные часы круглого поперечного сечения делать не всегда просто и удобно. Поэтому и здесь можно выполнить его в виде профилированной щели (см рис.) Для замены тоннеля диаметром 80 мм Матараццо рекомендует высоту щели выбрать равной 50 мм, а для замены 100-миллиметрового цилиндрического тоннеля – равной 60 мм. Тогда ширина секции постоянного сечения Wmin и максимальная ширина на входе и выходе тоннеля Wmax будут такими, как в таблице (длины секций L1 и L2 – как в случае с круглым сечением, здесь ничего не меняется). Если понадобится, высоту щелевого тоннеля h можно изменить, одновременно скорректировав и Wmin, Wmax так, чтобы значения площади поперечного сечения (h.Wmin, h.Wmax) остались неизменными.
Вот то, что получилось у меня.
Параметры следующие:
Lmax – 190мм
L1 – 114мм
L2 – 38мм
H – 60мм
Wmin – 69мм
Wmax – 130мм
Делался фазоинвертор из 5мм оргстекла, затем окрашивался в черный цвет.
Итак корпус. Комментарий я тут сделаю по поду передней и задней стенки – передняя, как видно двойная, склеена и скручена. Лунки под саморезы были зашпатлеваны авто шпатлевкой. (На фото они еще не зашпатлеваны) А сами саморезы промазаны клеем, дабы исключить возможность их выкручивания от вибрации (в моей практике случаи имели место быть).Торцы стенки закруглены. Материал ДСП, как и у всего корпуса. Все соединения клеились "жидкими гвоздями". Тыловая стенка имеет нишу для расположения там усилителя, фильтра регулирования среза частоты и фазовращателя, т.к. сабвуфер планировалось сделать активным.
Сзади же и находится отверстие для порта фазоинвертора.
После тщательной обработки корпус был обклеен самоклеящейся пленкой под будущий интерьер моей комнаты. (Акустическая система справа, так же моего изготовления, которую тоже в последствии обклею в синий).
Ножки для саба были сделаны из стали конусообразные (но это, правда уже не мною).
Внутренний объем корпуса обклеен шумоизоляцией и положен звукопоглотитель. (На этих компонентах лучше не экономить).
Что касается усилителя, то он традиционно делался на знаменитой интегральной TDA7294. И что бы про нее не говорили, вот, мол дерьмо и т.д. для домашнего изготовления сабвуферного усилителя, я в соотношении простота обвязки/качество/стоимость лучше пока не нашел.
Здесь представлена схема мостового подключения двух микросхем, общей номинальной выходной мощностью 150 Вт. Этого вполне достаточно для раскачки 100ГДН-3.
На схеме видны светло синие конденсаторы – это проходные, можно ставить вместо них и электролиты (но рекомендую ставить не полярные). Плату травил хлорным железом, чертеж переводил с распечатки лазерного принтера.
Блок питания 2-х полярный, параллельно емкостям питания припаяны шунтирующие конденсаторы и разрядники. Диодные моты с барьером Шоттки, по 10А, 1000В. Земля соединяется в одной физической точке. Провода, соединяющие блок питания с усилителем выбраны сечением, обеспечивающими пропускание тока до 20А.
Принципиальная электрическая схема усилителя
Принципиальная электрическая схема блока питания
Блок регулятора среза частоты и фазовращателя
На входе установлен сумматор и пассивный фильтр первого порядка с частотой среза порядка 150 Гц. На транзисторе VT1 собран фильтр Баттерворта 2 порядка. Частота среза изменяется примерно от 50 до 200 Гц. На ОУ собран регулятор фазы. Нижняя граница диапазона – 15 Гц. Входной сигнал не должен превышать 1 вольт, иначе возможны искажения. Сигнал на входе ослаблен в 4-5 раз (12-14дБ), но, однако пришлось пойти в обход резисторов R1 и R2, т.к. сигнал с звуковой карты компьютера слишком слабый(по крайней мере в моем). Перед эксплуатацией необходимо подобрать резистор R6 до получения на выводе 6 DA1 напряжения 6+/-0,5В.
Все схемы располагаются в задней части сабвуфера:
В заключение… конечно я и не надеялся получить от этой головы что то стоящего, т.к. имел ранее дело с отечественными головками. Может расчетами другими стал пользоваться, либо другими принципами сабвуферостроения, но из этого, можно сказать безнадежного динамика получился приличный саб. Правда его габариты и вес… но этим приходится жертвовать для хорошего саба из русского динамика. Да, что касается баса то - хорошая отдача уже с 19 Гц! (если верить проге и моим ушам). Плотный, динамичный бас в музыке (Драм-н-басс без претензий), реальные спецэффекты в кино ( парк Юрского периода у Вас дома!) соседи в аут!
Автор: Никулин Олег ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ); Публикация:
Рекомендуемый контент
Радиолюбителю