Доработка Microlab B-72

Так уж получилось, что данный комплект колонок использовался у меня в качестве компьютерных. Куплены они были по принципу лучшего на что хватило на тот момент. В 2008 году это было 600 деревянных рублей. На данный момент стоимость их составляет 1200-1300 деревянных же. Трудно спорить, что в качестве подфонки и просто источника звука они свою цену отыгрывают полностью, но со временем неимоверно отвратительное звучание стало просить что-то менять. Описывать звук такого класса акустики трудно, но если в двух словах, то полностью отсутствовал нижний бас, сколько-то значимое звуковое давление начиналось от 60Гц, резко росло к 80Гц (где и кошмарно гудело всем корпусом), отсутствие хоть какой-то членораздельности в воспроизведении, не то что деталей, хоть каких-то. При просмотре фильмов приходилось выкручивать бас в минимум, иначе весь звук, включая диалоги сводился к сплошному резонансному бубнежу. Про сцену даже говорить не буду, её просто не было, все звуки чётко были прилеплены на динамики. Весь звук как сквозь какую-то ватную пелену. Вобщем типичная картина для активных колонок за 1200р. Однако почему-то было чёткое понимание, что эти колоночки могут всё-же больше. На просторах интернета не нашлось ни одного примера твика этой акустики, зато нашлись розовые сопли фанатов мр3 со встроенного динамика мобильника, об отличном звучании данной модели. Так-же нашлись характеристики от Microlab, где беззастенчиво вралось про магнитное экранирование и АЧХ от 30Гц…

Итак в какой-то момент времени всё это добро было собрано в пакет и отнесено на работу. Ситуация осложнялась тем, что на работе мы имеем дело с цифровой техникой, поэтому из измерительного оборудования – посредственный осциллограф и китайские мультиметры. Во многом приходилось полагаться на собственные уши и генератор звуковой частоты на компьютере, благо уши тренированы и относительно опытны. Все переделки делались из подручных материалов, иногда не совсем тех, что хотелось бы использовать, но может это и к лучшему, твик должен быть соразмерен по трудам и затратам исходному донору, иначе это становится бессмысленно.

В первую очередь разобрал активную колонку и выпотрошил из неё трансформатор и усилитель и изучил. Догадки сразу-же подтвердились. TDA2030 в типовом включении с максимальной экономией на деталях. Но для начала сами колонки – корпус хоть и из МДФ, но за счёт малой толщины стенок звенел как стакан при простукивании. Вклеивать распорки я не стал, пошёл более простым и не менее эффективным для таких корпусов путём – вибропласт М2 по всей внутренней поверхности. После укатки корпуса стали глухими как из бетона, добавил немного холлофайбера, обычно набивают намного больше, но я побоялся в компактном корпусе задушить динамик и создать неработоспособные условия для ФИ, так-же можно потерять панч, если увлечься набивкой, чего не хотелось. ФИ трогать не стал, аэродинамических шумов они, как ни странно, не издавали, бездумно удлинять не хотелось, да и особ некуда, стенка близко, а делать полностью новые и загнутые без расчётов и измерений возможным и правильным не считаю. Весь фильтр в этих колонках состоит из одного конденсатора на пищалку на 2,2мкФ, что по своему хорошо, если бы он не был полярным элеткролитом неизвестного происхождения. Заменены на К73-17 2,2мкФ 63В Играться с более сложными фильтрами без измерительного оборудования – было бы глупо. Провода внутри были припаяны уже на заводе и качество их вполне соответствовало качеству всего остального, так что они остались без изменений. Пассивная колонка на этом была всё, с бывшей активной разговор продолжился. Изначально в планах было доработать корпуса, поменять электролиты на неэлектролиты и поменять TDA2030 на TDA2050, однако уже после доработки корпуса стало ясно, что трансу и усилителю в колонке делать гарантированно нечего, появился бас, а с ними фон в 50Гц, активно наводимый трансформатором на НЧ динамик. Раньше этого слышно не было. Да и разницу в звучании пустой и напичканной колонкой слышно было отчётливо, поэтому решено было выносить усилитель с питанием в отдельный корпус, однако Тембрблок оставить в корпусе колонки, Во первых не хотелось связываться с его выкорчёвыванием, во вторых некуда было его переносить, да и места в корпусе он занимает мало и вообще пассивный, соответственно разъёмы линейных входов решено было тоже оставить на месте, что-бы не таскать туда-сюда межблочники, однако от разъёмов сомнительного качества во внутренней проводке я решительно избавился методом кусачек и паяльника. Разъём до усилителя вместе со шнуром был использован от дохлого звукпроца Pioneer :) По нему непосредственно из колонки от тембрблока сигнал поставляется на вход усилителя, а из усилителя подпитывается светодиод на тембрблоке, и сигнал и питание светодиода в экранированных парах, их внутри этого кабеля много, решил перестраховаться. Разъём классный, с защёлкой. Вклеил на место сетевого выключателя, все дыры от крепежей залил термоклеем, снаружи оклеил чёрным арокалом, а изнутри вибропластом. Ёмкости в тембрблоке использованы лавсановые от рождения, поэтому больше я там ничего не трогал. На этом бывшая активная колонка была собрана и все разговоры с ней тоже закончились.

Усилитель начал преподносить сюрпризы и неожиданности почти сразу-же. Сама по себе плата разведена неплохо: земля звездой, диоды в мосту шунтированы плёночниками, есть места под впайку керамики по питанию перед усилителями, правда туда ничего не впаяно. После диодного моста стоят 2 электролита по 4700мкФ и 2 по 100мкФ, правда смещены они конкретно к усилителю правого канала, а к левому идёт перемычка юмористического сечения. Перемычку усилил, 100мкФ электролиты выпаял и припаял на лапы больших электролитов с обратной стороны платы лёжа, заодно шунтировав их керамикой по 0,1мкФ и залил это всё термоклеем. Сами усилители поменял с TDA2030 на TDA2050, почему этого не делают на заводе – для меня до сих пор большая тайна (в процессе твика родилось мнение, что TDA2050 более требовательна к обвязке, поэтому с TDA2030 можно экономить не только на самой микросхеме, но и на обвязке, а на звук пофигу). В качестве входных разделительных стояли электролиты по 1мкФ. Поиск в закромах родил на свет дохлый звуковой проц Kenwood, из него были извлечены 2 плёночника на 680нФ и 2 по 540нФ, коричневые, больше данных о них нет =) Впаял в параллель, один на место электролита, второй с обратной стороны платы. Залил клеем. Результат тестового включения удивил – сильный фон 50Гц в правом канале, моментальный разогрев усилителя и трансформатора и жёсткий клиппинг даже на малой громкости. Пошёл искать КЗ или землю. Не нашёл. Начал менять конденсаторы в каналах местами, виновник нашёлся быстро. По даташиту параллельно динамику должна стоять антизвонная RC цепочка из неэлектролита на 0,1мкФ и резистора 1Ом для TDA2030 и 2,2Ома для TDA2050. У китайцев же стояла перемычка вместо резистора и с TDA2030 это отлично работало, но с 2050 перестало и пробило ёмкость. Я резонно решил, что при длинне проводов менее полуметра эта цепь не нужна и выпаял ёмкости. Фон сначала ушёл, но при прогреве усилитель становился нестабилен, и давал генерацию на случайных частотах. Впаял на их место к73-17 на 0,22мкФ 45В, не помогло, ёмкость не дохла, но стабильности не было. В результате всё-же впаял по 1,2Ома (что нашёл) вместо перемычек и всё как рукой сняло, генерации не слышно ни ушами ни осциллографом, радиатор еле тёплый, транс холодный. Почему генерил стабильно только правый канал я так и не узнал, замена усилителя на другой новый результата не дала, видимо как-то связано с разводкой левого канала. В цепи обратной связи стоит элеткролит на землю на 22мкФ, столько требуется по даташиту. По хорошему его бы тоже поменять хотя бы на униполярник, но такого не нашлось, поэтому я заменил его на 47мкФ элеткролит, субъективно бас стал слегка полнее, буквально на грани слышимости. Осталось побороться с ВЧ шумом при включенных колонках. Даташит советует максимально близко к микросхеме ставить керамику по питанию, 0,1мкФ. Я решил понимать даташит буквально (после возни с резистором ) и напаял эти конденсаторы прямо на лапы. Тембр шума изменился… Начал пробовать по очереди все подряд, попадающие под руку конденсаторы. Менялись тембр, амплитуда, частота шума. В итоге полной тишины удалось добиться с конденсаторами с маркировкой M15 – сколько это, я не знаю, наверное 0,15мкФ. Теперь усилитель абсолютно стабилен, не греется больше 40 градусов и отличить без сигнала на входе включенный от выключенного можно только по светодиоду, даже если поднести ухо вплотную к пищалке с полностью выкрученной на максимум громкостью. На этом творчество с усилительной частью было закончено, все конденсаторы и торчащие элементы были нещадно залиты термоклеем.

Теперь питание. Известно, что Microlab по жизни жмотит на трансформаторах со всеми вытекающими последствиями – недостаточная максимальная мощность, клиппинг, проникание каналов друг в друга по питанию, звон транса и т.д. На родном трансе было написано 9Вольт (двуполярка) 0,8А, но и эти характеристики вызывали сильное сомнение. Перематывать не стал, железо откровенно слабое. Из недр шкафа был извлечён ТПП 250-220-51. Двуполярка 11В и заявленный ток в 0,9А было уже несколько интереснее, железо было явно больше да и качество сборки в разы. Было жалко терять драгоценные вольты на диодном мосту, поэтому на свет были извлечены почти все заначки, но диодов Шоттки найдено не было, поэтому были тупо выбраны с самым низким сопротивлением перехода и впаяны вместо родных. Собрано это всё счастье в корпусе от мотоциклетного зарядного, еле всё влезло. Трансформатор приклеил на зипперы, отличная вибро и электроразвязка, усилитель прикручен болтами, ненужные дырки заклеил оракалом, корпус на землю садить не стал, косметику наводить тоже. Мне пойдёт, а время поджимало. Позже домашние оценили корпус как «настолько отвратительный, что аж нравится», заодно провоцирует послушать Sex Pistols ;)

Результаты: Полностью исчезли гул и бубнение на НЧ, при этом колонки начинают вполне слышимо давить уже на 30Гц, что реально удивляет. Вообще артикуляция и динамика баса очень порадовала, правда субъективно его стало меньше, но дело тут в отсутствии резонанса корпуса, так что теперь регулятор баса на максимуме, всё-же надо 4 дюймовый драйвер подпинывать. Клиппинг сильно отодвинулся, детализация возросла чудовищно, будто ватную пелену с динамиков сдёрнули, сцена встаёт как дети в школу, редкие отзвуки липнут на динамики, звук стал ненавязчивый и приятный. Вообще колонки перепрыгнули свой класс и соседний сверху. На данный момент уверен, что с лёгкостью переиграют штатные ширпотребовские системы до 5000р уверенно, им бы ещё пищалки тканевые а не пластиковые, но покупать специально для них – слишком круто, так что если только на халяву подвалят ;) ВЧ на 14-00, больше – пластик режет ухо, меньше глуховато уже. Бонусом получил возможность не выключить колонки на ночь и класть сотовый телефон хоть на сам усилитель, раньше звонок или СМС в зоне 2 метров от активной колонки вызывала гарантированную нецензурную реакцию всех домочадцев. Особенно ночью.

В общем переделкой доволен на все 100% результат окупил и первоначальные вложения и вложения и труд на доводку, результат превзошёл мои ожидания. Microlab умеет делать хорошие конструкторы для последующей доводки, что и доказалось в очередной раз.

Автор: Эдуард Витлиф






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.