Электроника в автодиагностике



Категория: Для автомобиля


Статистика показывает, что на долю электрооборудования приходится около 25 % всех неисправностей автомобиля, возникающих в процессе эксплуатации. Состояние системы зажигания существенно влияет на работу двигателя. Из-за износа ее элементов, ослабления соединений, эрозии контактов ухудшается запуск двигателя, увеличивается расход топлива, теряется мощность, уменьшается срок службы аккумуляторной батареи и повышается токсичность отработавших газов. Например, нарушение нормальной работы центробежного или вакуумного регулятора опережения зажигания вызывает увеличение расхода топлива на 6...8 %; одна неработающая свеча из четырех - падение мощности до 30 %; запаздывание момента зажигания на 5...8° против нормы снижает эффективную мощность двигателя на 8...12 %.

Для диагностирования электрооборудования созданы специальные стенды. Одним из самых распространенных является осциллографическое устройство для испытания двигателей "Элкон S-200" производства ВНР. С помощью этого прибора можно выявить неисправности первичного и вторичного контуров системы зажигания путем оценки осциллограмм напряжения в них, измерить угол замкнутого состояния контактов прерывателя в интервале от 36 до 90°, угол опережения зажигания от 0 до 60°, пиковые напряжения в первичном контуре до 40 В и во вторичном до 40 кВ, измерить частоту вращения вала двигателя до 10000 мин-I, а также оценить разницу в мощности, развиваемой цилиндрами.

Структурная схема прибора "Элкон S-200" представлена на рис. 1 в тексте. Исследуемые сигналы от распределителя автомобиля снимаются с индуктивного и емкостного датчиков Ul, U2.


width=710>
Рисунок не помещается на странице и поэтому сжат!
Для того, чтобы просмотреть его полностью, щелкните здесь.



Puc.1

После ограничения и синхронизации с частотой вращения вала распределителя сигналы через переключатель режима работы поступают в электронный коммутатор. Сюда же поступают входные сигналы тахометра и измерители угла опережения зажигания. Работу электронного коммутатора синхронизирует генератор пилообразного напряжения. В результате на экране электронно-лучевой трубки в перерывах между изображением аналогового сигнала воспроизводится частота вращения и угол опережений зажигания в виде вертикально движущихся меток.

При измерении амплитуды пробивного напряжения на свечах зажигания генератор пилообразного напряжения создает сигнал развертки для горизонтального отклонения луча. Кроме того, в его функции входит управление генератором ступенчатого сигнала, который необходим для создания растровых изображений. Генератор ступенчатого сигнала вырабатывает импульсы для управления гашением луча при измерении разницы мощностей цилиндров. В этом случае на экране появляется растровое изображение аналогового сигнала в первичном или вторичном контуре системы зажигания.

После нажатия на кнопку автоматического выключения цилиндров на экране последовательно исчезают осциллограммы работы системы зажигания каждого из цилиндров и изменяется частота вращения вала двигателя, которую можно проконтролировать по шкале тахометра в правой части изображения. Показания, выходящие за пределы допустимых, свидетельствуют о неисправностях в работе системы зажигания.

Сигнал из блока тахометра поступает на измеритель угла опережения зажигания (преобразователь напряжение-частота), который, в свою очередь, обеспечивает работу стробоскопа. Напряжения, необходимые для работы ЭЛТ, вырабатывает блок питания; он же выполняет и функции гашения обратного хода луча развертки, получая сигналы от генератора, пилообразного напряжения и электронного коммутатора.

В последнее время увеличивается выпуск специализированных переносных малогабаритных приборов. Типичным представителем этого класса приборов является так называемая измерительная сумка "Элкон S-320" (ВНР) для диагностики автомашин. Минимальное число соединительных кабелей и многофункциональный индуктивный зонд, позволяющий определить состояние диодов и катушки генератора, в большой степени облегчает выполнение измерений. Современное внешнее оформление, небольшие габариты и масса (6 кг), простота обслуживания обеспечивают быстрое и точное выполнение диагностических испытаний.

Многолетние деловые контакты связывают наши внешнеторговые организации с австрийской фирмой "Симе унд Кляйн". Она поставляет автотранспортным и сервисным предприятиям диагностическое оборудование, устройства для быстрой зарядки аккумуляторных батарей и т. д.

Последняя модель фирмы "Микрокомпьютер мотор-тестер 1212". В отличие от предыдущих моделей здесь широко использована микропроцессорная техника, применено цифропечатающее устройство. Прибор рассчитан на три основных режима: старт-движение-анализ цилиндров. На аналоговом дисплее появляется необходимая информация о порядке выполняемых работ, хранящаяся в ПЗУ. Причем язык, на котором информация выводится на дисплей, можно легко менять заменой всего одной микросхемы. Цифровой дисплей предназначен для сравнивания фактически измеренных значений с табличными, хранящимися в запоминающем устройстве. Если оператору неудобно подойти к приборной панели, то перевести аппарат на очередной режим можно с выносного пульта управления.

Доля автомобильного транспорта в загрязнении атмосферы крупных городов равна 30.. .40 %, причем большая часть вредных выбросов - окись углерода. Содержание этого крайне вредного вещества в отработавших газах автомобилей с бензиновым двигателем регламентировано ГОСТом и не должно превышать 1,5...3,5 %.

В условиях станций технического обслуживания содержание токсичных компонентов определяют посредством газоанализаторов. Одним из таких приборов является газоанализатор "Ин-фралит-8Т" производства ГДР, устройство которого схематически показано на рис. 2.



Puc.2

Инфракрасное излучение от двух накаленных спиралей 1 (они включены в цепь коллектора мощного транзистора блока питания) направлено параболическими зеркалами 2 вдоль камеры сравнения 3 и рабочей камеры 4 соответственно. Первая заполнена азотом, практически не поглощающим ИК-излучения. В рабочей же камере, через которую продувают отработавшие газы двигателя, они поглощают часть составляющих спектра. Обе камеры закрыты с торцев светофильтрами, прозрачными для ИК-лучей. Под действием излучения воздух в полостях приемника 7, разделенных перегородкой 5, нагревается по-разному. Разность давлений заставляет перегородку прогибаться. Она представляет собой конденсаторный датчик давления.

Работая совместно с электронным блоком 6, датчик вырабатывает сигнал, являющийся функцией процентного содержания окиси углерода. После усиления сигнал поступает на индикатор - стрелочный прибор 9, показывающий содержание окиси углерода, и на самописец 8.

Хорошо известно, что углы установки передних колес и давление в шинах оказывает существенное влияние на их износ, управляемость автомобиля и на безопасность движения в целом. Поэтому эти диагностические параметры следует проверять регулярно. Стенд модели 9820 (






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.